МААМ-картинки

Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе.

Алла Петрухина
Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе.

Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе.

По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием.

Публикация «Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе,» размещена в разделах

Ученые Института физиологии детей и подростков АПН (Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Е. И. Исенина) подчеркивают тесную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. М. М. Кольцова считает, что формирование речевых импульсов от рук, значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.

Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речи.

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека.

Развитие мелкой моторики происходит на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Уже в младенческом возрасте ребенок осуществляет движения руками. С каждым месяцем жизни эти движения приобретают все более целенаправленный характер и становятся совершенными только лишь к 6 годам жизни, когда ребенок уже может самостоятельно выполнять различные действия с предметами.

Недостатки в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующем: в нарушении быстроты точности, быстроты переключаемости и координированности движений; дети недостаточно быстро и плавно способны воспроизводить необходимые движения, их движения вялые, они испытывают трудности переключения с одного движения на другое; наблюдается несформированность механизмов серийной организации движения и межполушарного взаимодействия; отмечается недостаточная способность к дифференцированным движениям пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое

Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Самомассаж рук и пальчиков является хорошим средством развития мелкой моторики.

Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая координация ее частей. В этот период у них еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев. Поэтому самомассаж рук у детей необходимо проводить уже в это время, тем более что период с 4 до 7 лет является сенситивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в это время очень цепкая.

Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук»

Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять лишнее напряжение. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений - торможению ненужных и активизации необходимых. Это, в свою очередь, поможет детям с речевым недоразвитием старшего дошкольного и младшего школьного возраста направить внимание не столько на техническую сторону письма, сколько на контроль выполненной работы.

Самомассаж проводится с целью улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

Самомассаж следует проводить 2-3 раза в день: в утренние часы перед занятиями и по 3-5 мин во второй половине дня. При этом стоит использовать от 3 до 5 упражнений (на начальном этапе, затем 5-7, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

Одним из главных условий проведения самомассажа является следующее правило: во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение.

Для обучения детей приемам самомассажа необходимо придерживаться определенных принципов построения работы с детьми:

игровая мотивация;

от простого к сложному;

учет индивидуального темпа детей;

задания разного уровня сложности;

по подражанию;

по образцу;

по речевой инструкции;

Существует большое количество видов самомассажа. Начинать работу необходимо с самого простого метода — самомассажа, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью, а все массажные движения выполняются строго по направлению к лимфатическим узлам — от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения делать расслабляющие поглаживания, встряхивания рук. Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, повышается тонус коры головного мозга. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон, согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму, поднимает настроение ребенка.

На основе рекомендаций А. А. Бирюкова были разработаны три комплекса упражнений самомассажа.

Самомассаж тыльной стороны кистей рук;

Самомассаж ладоней;

Самомассаж пальцев рук.

При данном виде работы очень важно соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.

После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью. После каждого упражнения следует сделать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. На начальном этапе, выполняя движения, нужно проговаривать действия, Затем взрослый делает самомассаж рук вместе с детьми, показывая на себе. Потом дети выполняют самомассаж по словесной инструкции взрослого. На более поздних этапах, когда дети уже хорошо их усвоили, можно использовать прием показа упражнений не воспитателем, а кем-то из детей. Можно подключить общее проговаривание прямого и обратного счета и др.

Начинать следует с прогревающих движений, так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стишками или счетом на 4 для каждой руки, использовать музыкальное сопровождение.

Таким образом, применение упражнений по самомассажу рук способствует нормализации психического и физического состояния детей, развитию мелкой моторики, повышению речевой активности детей, благотворному развитию речевой функции под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым.

Публикации по теме:

Особенности социально-психологической адаптации детей с речевыми нарушениями авторы Заренкова Т. С., Аверьянова Н. В. Особенности социально-психологической адаптации детей с речевыми нарушениями. Социально-психологическая.

Логопедические игры для старших дошкольников с речевыми нарушениями Авторская дидактическая игра №1 «Подводный мир» для старших дошкольников с речевыми нарушениями Цель: Развивать речевую активность в ходе.

Из опыта работы «Формирование словарного запаса у детей с речевыми нарушениями посредством физической культуры» Проблема формирования словарного запаса у детей с речевыми нарушениями, в частности с ОНР, остается актуальной. Поэтому комплексный подход.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Коррекция тонкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями через предметно-манипулятивную деятельность Обоснование актуальности Коррекционно- развивающее обучение и воспитание детей в логопедической группе предполагает не только формирование.

Логоритмика и ее роль в стимуляции речевой активности детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениямиЛогоритмика и ее роль в стимуляции речевой активности детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями Логоритмика и ее роль в стимуляции речевой активности детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. В нашем детском саду.

Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Подготовила учитель-логопед МДОУ №1: Искра.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ» ПРОГРАММА ПРОЕКТА Проблема Затруднения в согласованности коррекционно-развивающей работы всех специалистов ДОУ. Цель проекта Разработка.

Самообразование «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями» Муниципальное общеобразовательное учреждение Дмитриево Помряскинская средняя школа (дошкольная группа) План самообразования на 2014-2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе.
Опубликовано: 3 декабря 2016 в 16:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД