Екатерина Данилина
Логоритмика и ее роль в стимуляции речевой активности детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика
и ее роль в стимуляции речевой активности детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями.
В нашем детском саду на протяжении многих лет проходят занятия кружковой деятельности «Веселый язычок» для развития и коррекции речевых нарушений у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Прослеживая положительную динамику речевого статуса детей, которые занимаются, мы поняли, что наши занятия имеют хороший потенциальный уровень не только для речевого развития ребенка, но и для развития дошкольника в целом, особенно принимая во внимание его психическое развитие.
Публикация «Логоритмика и ее роль в стимуляции речевой активности детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями» размещена в разделах
С первого года жизни малыш встречается с различными формами ритмических действий и сам принимает участие в них (шагает, бегает, прыгает, танцует, связывает движения со стихами и пением). Сам того не осознавая, ребенок пытается подражать всему миру, а так же миру музыки и миру движений. Доказано, что при нарушении речи у детей имеются проблемы с ритмическим слухом, что сказывается на качестве пения, разобщенности музыки и ритма движений, невозможности согласования собственных движений с музыкой. Создается впечатление, что музыка лишь сопровождает движения, которые к тому же часто аритмичны. Поэтому необходима регулярность и систематичность в работе над ритмом, что и присутствует на наших занятиях по логоритмике.
Так же известно, что у значительной части детей, как дошкольного, так и старшего дошкольного возраста, страдающих речевыми проблемами, имеют место не только проблемы с ритмическим слухом, но и нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы. Следствием этого являются неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных художественных произведений, таких, как словесное искусство, музыка.
Большое значение следует уделять художественно-образному восприятию, которое носит эмоционально-насыщенный характер и тесно связано с речевым развитием дошкольника, заложенным главным образом в эмоциональных началах речи. Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, имеет большее значение, чем фонетическое строение. Когда ребенок еще не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает хотя и искаженно, но музыкально правильно. Слово в сочетании с музыкой организует и регулирует двигательную сферу ребенка, активизирует познавательную деятельность. В свою очередь, движения помогают глубже прочувствовать музыкально эмоциональные характеристики слова, осмыслить его.
Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит не только эмоционально-познавательное развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, но в том числе и речевыми.
Для получения простых непосредственных эмоций рука как орган осязания имеет преимущества даже по сравнению со зрением и слухом. Этим объясняется повышенным вниманием к используемому игровому оснащению занятий по логопедической ритмике. Работа с материалами различными по фактуре дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции, поэтому на занятиях дети играют с кубиками, камешками, ракушками, шишками, колючими каштанами, палочками, колечками, кисточками, клубками шерсти и другими мелкими предметами из искусственных и природных материалов. Кроме того, предметы игровой деятельности являются для ребенка важными партнерами коммуникации и обеспечивают необходимую степень его открытости в совместной работе с педагогом. Овладев способами выражения мыслей и эмоций, дети стремятся к самостоятельной творческой деятельности — созданию субъективно нового, значимого для ребенка продукта (рисунка, рассказа, танца, песенки, игры).
С младшего дошкольного возраста на занятиях логоритмики мы используем артикуляционную гимнастику,
что помогает малышам почувствовать значимость артикуляционного аппарата и попробовать правильность произношения различных звуков. Начинаем работу с легко произносимых звуков, сначала с гласных, затем с губно-губных, таких как М, П, В и так далее, постепенно усложняя этап коррекционных упражнений. Огромное значение для речевого развития имеют упражнения по развитию фонематического слуха, а в дальнейшем и по фонематическому восприятию.
К таким упражнениям относятся игры по различению на слух твердых и мягких звуков, глухих и звонких, а так же звуков похожих по артикуляционному укладу. Эти упражнения в дальнейшем помогут дошкольнику усвоить на сложном этапе по подготовке к грамоте основы звукобуквенного анализа, что является базовой ступенью для усвоения письменной речи в школе. На наших занятиях мы используем элементы игрогимнастики, что позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус. Так же включаем необходимые игры и упражнения для развития пространственной ориентировки и осознания схемы собственного тела.
Игрогимнастика сопровождается звуками (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями). Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, кубики, бубны и колокольчики.
Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев. Восточная медицина доказала, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
В занятия логоритмики мы вводим гимнастику для глаз, где подбираем сначала упражнения без фиксации взгляда на пальце, например, снежинка, игрушка, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.
В зависимости от сюжета занятие включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; игры на развитие чувства ритма или внимания.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается, подбирается по возрасту и тематическому уровню. Во время занятия желательно, чтобы дети сидели полукругом или стояли вместе с педагогом в кругу. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Таким образом, наши логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развития всех сторон речевой деятельности, а не только произносительной её стороны, а именно совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. Развитие речи детей, как младшего, так и старшего дошкольного возраста с различными речевыми патологиями речи тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия по логоритмики.