МААМ-картинки

Рабочая программа «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с животным миром»

Светлана Кузнецова
Рабочая программа «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с животным миром»

Пояснительная записка

Актуальность темы

Роль развития речи ребенка в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности. Словарь младшего дошкольника пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту, с многообразием животного и растительного мира. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов, названий диких и домашних животных и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями не только предметов, но и углубление знаний об окружающем животном мире. Любое животное, будь даже аквариумная рыбка или маленькая мышка, украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче. Данная программа нацелена на развитие у младших дошкольников более яркой, активной, выразительной речи. Этому во многом будет способствовать активное включение в речь малышей произведений устного народного творчества, в том числе малых фольклорных форм (загадок, закличек, потешек, театрализованных игр, совместная деятельность с родителями, использование ИКТ-ресурсов.

Публикация «Рабочая программа „Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с животным миром“» размещена в разделах

Цель: Создать условия для развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с животным миром Мамонтовского района.

Задачи:

1. Познакомить детей с основными обитателями животного мира Мамонтовского района.

2. Способствовать развитию речевого аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы детей.

3. Сформировать умение детей рассказывать о животных родного района и применять полученные знания в играх и повседневной жизни.

Содержание программы

Данная рабочая программа опирается на содержание образовательной программы МБДОУ детский сад «Берёзка», которая разработана на основе :

• Закон РФ 273-ФЗ «Об образовании».

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программа, реализуемые в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

• Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

• Устав МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтова.

Педагогические принципы программы

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений о животном мире родного края.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается во всех возрастных группах детского сада.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Возрастные особенности воспитанников 2-3 года

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная форма. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Структура программы

Программа составлена для младшего дошкольного возраста. Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости : вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода.

Основные организационные формы:

• непосредственно-образовательная деятельность;

• в свободной деятельности;

• праздники, развлечения;

• тематические выставки.

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• сюжетно-ролевые игры, дидактические, театрализованные, пальчиковые,подвижные игры;

• проблемные ситуации;

• проектирование, просмотр презентаций, анкетирование родителей

• разучивание стихов, потешек;

• наблюдения;

• рассматривание картин, иллюстраций.

Планируемые результаты

После реализации программы у детей появятся более яркие представления об образе жизни диких животных, способах их самозащиты от врагов; дети научатся замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные», научатся узнавать диких животных на картинках, репродукциях.

Улучшится активная речь детей, обогатится словарный запас, появится умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем потешки, прибаутки о диких животных.

Дети научатся исполнять разные игровые действия, все это поможет им в дальнейшем овладеть родным языком, грамотно и красиво говорить, давать развернутые высказывания.

Календарно-тематическое планирование

Сроки реализации Тема

месяца Содержание деятельности. Мероприятия

с детьми и родителями. Дата проведения

Сентябрь

Дикие животные нашего леса

Презентация для малышей «Дикие животные»

Беседа «Дикие животные нашего леса»

Загадки по картинкам «Дикие животные»

Пальчиковая гимнастика «Лиса», «Волк»

Игра «Кто спрятался?»

Игра-имитация «Артисты»

д\и «Отгадай и назови»

Работа с родителями : оформление выставки «Дикие животные»

Загадки про диких животных

Октябрь

«Здравствуй, зайка серенький»

.

Беседа «Заяц», рассматривание картины «Заяц»см. пособие

Хороводная игра «Заинька»,

Подвижная игра «Серый зайка умывается»,

потешка «Заяц Егорка»

Пальчиковая игра «Просыпались зайчики»

Дидактические игры : «Выбери картинки»

Раскрашивание: «Раскрасим зайчику морковку».

Ноябрь

«Лиса и волк»

Потешка: «Бежала лесочком лиса с кузовочком»,

Дидактические игры : «Сложи картинку»,

Чтение сказок: «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц».

Пальчиковые игры: “Серый волк увидел зайца”, “Серый волк”,

Изготовление совместно с детьми и родителями альбома «Дикие животные нашего леса».

декабрь

«Животные и их детёныши»

Рассматривание картин «Дикие животные и детеныши» см. пособие

Игра-путешествие «Дикие звери и их детеныши»

Подвижные игры: “Зайцы и волк””, “Медведь и добрые зайчата”

Дидактические игры “Помоги зайчику найти маму”, “Парные картинки”.

Презентация

«Где, чья мама?»

Январь

«Зимовье зверей»

Презентация «Как зимуют дикие звери?»

Игра-драматизация «Рукавичка»

Подвижные игры: “Снежинки и ветер”, “Мороз Красный нос”.

Пальчиковая гимнастика «Бурый мишенька», «Медведь в берлоге крепко спит»

Дидактические игры : "Кто где живет?" Где, чей домик?"

Февраль

«По следам животных…»

Игра – Путешествие «В зимнем сказочном лесу»

игра - упражнение

«Ходим по глубокому снегу».

Подвижные игры «Кто мороза не боится», «Подмети дорожку».

Пение потешки «Заинька выходи»

Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»

Нетрадиционное рисование: «Следы на снегу»

Работа с родителями; оформление игрушек – невиданные звери

Март

«В гостях у сказки»

«Театрализованная игра: «Колобок»

Дидактическая игра "Отгадай сказку «Собери сказку из частей» пазлы,

Беседа по сказке «Теремок»

Д/и «Кто в теремочке живет?», «Спрячь колобка»

Развлечение : «Волк в гостях у ребят».

Рассматривание иллюстраций

тематического альбома «Сказки».

Работа с родителями : выставка книг «Добрая сказка»

Апрель

«В лес весна шагает»

Подвижная игра «Весна в лесу»

Динамический этюд «Что такое весна?»

Театр на фланелеграфе

Игра – беседа «Книжка про зверей в лесу»

Сюжетно-ролевая игра «В лесу»

Презентация: «У кого самый пышный хвост?»

Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Тёплый ветерок»

Май

«Здравствуй лес, дремучий лес,

полный сказок и чудес!»

Пальчиковая гимнастика «Медведь»

У медведя во бору

Рассматривание макета «Лес и его жители»

Дидактические игры : «Помоги зверятам» «О ком я говорю», «Кто что любит».

П/и «Мишка косолапый», «Как-то мы в лесу гуляли».

Презентация: «Звуки леса»

Нетрадиционное рисование: «Подарки для зверей»

Физкультурное развлечение с родителями : «Этот лес - страна чудес». Анкета для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Список литературы:

Гризик Т. Познаю мир. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника»,-М. ,2007

Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет. - М. ,ООО Издательство «ДОМ. ХХ1 век»,2007.-186 с.

Лямина Г. М. «Развитие речи ребенка раннего возраста», методическое пособие. ,-М. ,2005-90 стр

Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999

«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.

Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры,_М. ,ООО Издательство «ДОМ. ХХ1 век»,2007.-186 с.

Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. -Санк-Петербург,1997

Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.

Публикации по теме:

Формирование речевой активности у детей среднего дошкольного возраста на кружковых занятиях средствами игровой деятельности Тема: «Формирование речевой активности у детей среднего дошкольного возраста на кружковых занятиях через игровую деятельность». Речевая.

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность.

Развитие у детей младшего возраста потребности в двигательной активности, интереса к физкультуре Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Именно в этом.

Программа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста процессе ручного труда» Программа «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через ручной труд» Автор-составитель: Беляева Юлия.

Рабочая программа «Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности у детей 3-го года жизни» Министерство общего и профессионального образования Свердловской области управление образования Нижнетуринского городского округа муниципальное.

Рабочая программа по технике «Изонити» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 364 города Челябинска 454014, г. Челябинск,.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством двигательного режима в обогащении словаря добрый день уважаемые коллеги! Мы воспитатели первой младшей группы, так же как педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения в.

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности. Многие ученые, такие.

Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности детей» Цель: Раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей. Форма проведения: семинар –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с животным миром»
Опубликовано: 30 июля 2016 в 14:29
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД