Папки-передвижки

Конспект занятия «Осенний калейдоскоп» по развитию речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Коротнева Марина
Конспект занятия «Осенний калейдоскоп» по развитию речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №23

компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

«Осенний калейдоскоп»

по развитию речевой и познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста с ОНР

учитель-логопед:

Коротнева Марина Андреевна

г. Санкт-Петербург

2015 год

Публикация «Конспект занятия „Осенний калейдоскоп“ по развитию речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: Развитие грамматических компонентов связной речи и познавательной активности.

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

2. Формировать навыки построения предложения.

3. Развивать языковой анализ, синтез.

4. Развивать функции словообразования и словоизменения.

Коррекционно-развивающие :

1. Закреплять фонематическое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.

2. Развивать зрительное внимание, мышление, логику.

3. Развивитие просодических компонентов речи (голос, дыхание, интонация, ритм).

4. Развивать мелкую моторику, способность соотносить темп и ритм с движением пальцев рук, при выполнении пальчиковой игры.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

2. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Предварительная работа:

Наблюдение за осенними изменениями в природе, на прогулке, чтение стихов об осени.

Разучивание игры «Волшебный листок».

Оборудование:

Иллюстрации с изображением времен года, с изображением признаков осени, интерактивная игра «Узнай звуки», сказочные деревья, игра «цепочка слов», музыкальное сопровождение.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Дети входят в зал. /звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Ноябрь»/

Логопед:

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: об осени

Логопед: Правильно. Сегодня поговорим с вами об осени.

Если вы правильно назовете осенние месяцы, мы с вами попадем в сказочный осенний лес.

/ ответы детей/

Логопед: Ребята мы с вами оказались в сказочно осеннем лесу. Посмотрите у нас под ногами ковер изосенних листьев.

Соберите одинаковые осенние листья. Скажите сколько их, ис какого дерева лист?

Игра «Найди и сосчитай листья»

/в ходе игры образуются пары слов/

У меня один каштановый лист.

Я собрал два рябиновыхлиста.

У меня три клиновых листа.

Я собрал четыре дубовых листа.

А у меня пять берёзовых листьев.

Логопед: Придумайте мне от слова лист слова из одной семейки слов.

Игра «Семейка слов» /лист- листопад- лиственница-лиственный лес /

Логопед:

-Ребята, выложим из листьев тропинку.

Интерактивная игра «Узнай звук».

Логопед: Ребята, посмотрите на наш экран. Что вы видите? Какие времена года здесь изображены?

/ на экране 4 времени года: весна, лето, осень, зима /

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Логопед: Почему вы так решили?

Игра «Путаница»

Логопед: Это наверное лето /педагог путает детей/

Дети: Я вижу на деревьях снег, сугробы - это зима.

Логопед: Какое время года изображено в нижнем левом углу

Дети: Это весна. Светит солнце, побежали ручейки, появились проталины.

Логопед: Какое время года в нижнем правом углу.

Дети: Это лето. На деревьях зеленые листья, зеленая трава, голубое небо.

Логопед: Какое время года изображено в верхнем левом углу.

Дети: Это осень. Я вижу на деревьяхжелтые листья, желтуютраву.

Логопед: Про листву осенью можно сказать, что она …. /золотая/

Про листву летом, что она …. /изумрудная/

Про деревья зимой, что они …./укутаны снегом/

Про весенний лес, что он…/ прозрачный/

-Ребята, послушайте звуки осеннего леса. Расскажите, что вы услышали.

Дети:

-Шелест сухих листьев.

-Шум сильного, проливного дождя.

-Крякают утки.

-Курлыкают журавли.

-Шум сильного ветра

Логопед:

-Ребята, у нас на экране появилась гостья.

Звучит музыка и на экране появляется осень.

Осень :

-Здравствуйте ребята. Вы узнали меня. Я осень. Я рада видеть вас у себя в лесу.

Логопед: Давайте поприветствуем осень.

Дети: Здравствуй время года золотое

/ дети раскрывают ладони в сторону солнца /

- Здравствуй небо голубое

/ поднимают руки вверх /

- Здравствуй матушка земля

/ наклон руки вниз /

- Здравствуйте все мои друзья

/ руки вниз - в стороны, касаясь друг друга ладонями /

Осень :

-Ребята отгадайте мои загадки.

/дети отгадывают загадки и делают анализ предложения/.

Осень :

Стоит Антошка на одной ножке.

Логопед: Назови отгадку.

Дети: Это белый, съедобный гриб/находит гриб/.

Логопед: Сколько слов в твоем предложении.

Дети: В моем предложении четыре слова.

Осень :

Удивительный портной,

Нитки нету ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет.

Но зато иголки есть.

Сколько их? Не перечесть.

Логопед: Назови отгадку.

Дети: Это маленький, колючий ёж.

Логопед: Сколько слов в твоем предложении

В предложении четыре слова.

Осень : Молодцы отгадали мои загадки. Я с вами прощаюсь, а вы поиграйте в игру «Волшебный листок».

Динамическая пауза.

Логопед:

Ты волшебный листочек лети в стройную берёзку детей преврати.

/дети изображают березку/

Логопед:

Ты волшебный листочек лети в плакучую иву детей преврати.

/дети изображают иву/

Логопед:

Ты волшебный листочек лети в мощный дуб детей преврати.

/дети изображают дуб/

Логопед:

Ты волшебный листочек лети в колючую ёлку детей преврати.

/дети изображают ёлку/

Логопед:

-Ребята, лесная тропинка привела нас к мольберту. Составим из элементов иллюстраций осеннюю картину.

Дидактическая игра «Осенняя картина»

/ дети из элементов иллюстраций собирают картину и составляют предложения с использованием предлогов /

Логопед: Что мы расположим в центре.

Дети:

-Я прикрепил на картину дерево. Добавил под дерево жёлтые листья.

Логопед: Что происходит с листьями осенью?

Дети: Листья краснеют, желтеют, листья опадают, идет листопад, листья кружатся на ветру.

Дети: Осенью часто идут дожди, нужно добавить тучу.

Логопед:Какие слова мы можем подобрать к слову дождик?

Дети: Дождик льёт, моросит, накрапывает.

-Я добавил под дерево лужу, а в ней плавает лист, пузыри.

Логопед: Значит, какой дождик идет?

Дети: Идет сильный дождик.

Дети: Осенью перелетные птицы улетают на юг. Я добавлю птиц.

Логопед: Что еще делают птицы осенью?

Дети: Собираются в стаи, улетают.

Дети: Я посажу белку на дерево. Желуди добавлю на дерево.

Логопед: Что делает белочка осенью, как готовится к зиме?

Дети: Белка собирает орехи, шишки, желуди. Сушит грибы. Добавлю грибы на дерево.

Белка складывает запасы в дупло.

Логопед:

-Найдите на картине слово из двух слогов /туча, лужа, птицы, утки, белка/

-Найдите слово из трех слогов /жёлуди,дерево, утачки/

-Найдите слово с одним слогом /дуб,лист/

Логопед: Лесная тропинка привела нас к дубу. Превратим дуб в волшебное дерево. Поиграем в игру «Цепочка слов» и украсим дерево нашими словами.

Дидактическая игра «Цепочка слов»

Логопед:

-Вы должны определить последний звук в слове, и подобрать картинку на этот звук.

Первое слово называет логопед / орех – хурма – абрикос – слива /

/дети отбирают картинки на нужный звук/

Логопед: Молодцы! Было дерево дубовое, стало дерево плодовое.

Ребят, смотрите под дубом туесок, а в нем волшебные шарики.

Давайте поиграем с ними.

Су-джок игра /дети присаживаются на ковер/

Мы волшебный шар вращаем,

Наши ручки развиваем.

Кружим, кружим по ладошке,

Пробежались по дорожке,

Через мостик перейдем,

И в ладошке мы сожмем.

Мы волшебный шар вращаем

Наши ручки развиваем.

/возвращают шарики в туесок/

Логопед: Ребята мы с вами говорили об осени, составили осеннюю картину. А сейчас полюбуемся осенними картинами /звучит музыка Мендельсона/.

Логопед комментирует картины на экране.

Логопед:

-Ребята вспомним стихи об осени /дети читают стихи/.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

/А. Плещеев/

Логопед:

Ребята, и мы с вами вернулись в садик.

-Вам понравилось наше путешествие? /ответы детей/

-Мне тоже понравилось, что вы были внимательными, отвечали полными ответами.

Детей приглашают в группу.

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с космосом Краткосрочный инновационный проект «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с космическим.

Информационно-коммуникационные технологии в формировании у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности Информационно-коммуникационные технологии в формировании у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности к изучению истории.

Использование экскурсий для активизации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.Использование экскурсий для активизации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. В работе с детьми старшей и подготовительной групп, для активизации познавательного интереса, я люблю использовать экскурсии. Это особая.

Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Е. В. Захарова.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность Методическая разработка по направлению: «Познавательно-исследовательская деятельность» Образовательная область : «Познавательное развитие».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Познавательная активность у детей дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Именно.

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности. Многие ученые, такие.

Семинар-практикум «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Осенний калейдоскоп» по развитию речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 августа 2016 в 14:13
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Осенний калейдоскоп» по развитию речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Коротнева Марина (УИ 769230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД