Коротнева Марина
Конспект занятия «Осенний калейдоскоп» по развитию речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №23
компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
«Осенний калейдоскоп»
по развитию речевой и познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста с ОНР
учитель-логопед:
Коротнева Марина Андреевна
г. Санкт-Петербург
2015 год
Публикация «Конспект занятия „Осенний калейдоскоп“ по развитию речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развитие грамматических компонентов связной речи и познавательной активности.
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
2. Формировать навыки построения предложения.
3. Развивать языковой анализ, синтез.
4. Развивать функции словообразования и словоизменения.
Коррекционно-развивающие :
1. Закреплять фонематическое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
2. Развивать зрительное внимание, мышление, логику.
3. Развивитие просодических компонентов речи (голос, дыхание, интонация, ритм).
4. Развивать мелкую моторику, способность соотносить темп и ритм с движением пальцев рук, при выполнении пальчиковой игры.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
2. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Предварительная работа:
Наблюдение за осенними изменениями в природе, на прогулке, чтение стихов об осени.
Разучивание игры «Волшебный листок».
Оборудование:
Иллюстрации с изображением времен года, с изображением признаков осени, интерактивная игра «Узнай звуки», сказочные деревья, игра «цепочка слов», музыкальное сопровождение.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Дети входят в зал. /звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Ноябрь»/
Логопед:
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Догадались, о каком времени года мы будем говорить?
Дети: об осени
Логопед: Правильно. Сегодня поговорим с вами об осени.
Если вы правильно назовете осенние месяцы, мы с вами попадем в сказочный осенний лес.
/ ответы детей/
Логопед: Ребята мы с вами оказались в сказочно осеннем лесу. Посмотрите у нас под ногами ковер изосенних листьев.
Соберите одинаковые осенние листья. Скажите сколько их, ис какого дерева лист?
Игра «Найди и сосчитай листья»
/в ходе игры образуются пары слов/
У меня один каштановый лист.
Я собрал два рябиновыхлиста.
У меня три клиновых листа.
Я собрал четыре дубовых листа.
А у меня пять берёзовых листьев.
Логопед: Придумайте мне от слова лист слова из одной семейки слов.
Игра «Семейка слов» /лист- листопад- лиственница-лиственный лес /
Логопед:
-Ребята, выложим из листьев тропинку.
Интерактивная игра «Узнай звук».
Логопед: Ребята, посмотрите на наш экран. Что вы видите? Какие времена года здесь изображены?
/ на экране 4 времени года: весна, лето, осень, зима /
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Логопед: Почему вы так решили?
Игра «Путаница»
Логопед: Это наверное лето /педагог путает детей/
Дети: Я вижу на деревьях снег, сугробы - это зима.
Логопед: Какое время года изображено в нижнем левом углу
Дети: Это весна. Светит солнце, побежали ручейки, появились проталины.
Логопед: Какое время года в нижнем правом углу.
Дети: Это лето. На деревьях зеленые листья, зеленая трава, голубое небо.
Логопед: Какое время года изображено в верхнем левом углу.
Дети: Это осень. Я вижу на деревьяхжелтые листья, желтуютраву.
Логопед: Про листву осенью можно сказать, что она …. /золотая/
Про листву летом, что она …. /изумрудная/
Про деревья зимой, что они …./укутаны снегом/
Про весенний лес, что он…/ прозрачный/
-Ребята, послушайте звуки осеннего леса. Расскажите, что вы услышали.
Дети:
-Шелест сухих листьев.
-Шум сильного, проливного дождя.
-Крякают утки.
-Курлыкают журавли.
-Шум сильного ветра
Логопед:
-Ребята, у нас на экране появилась гостья.
Звучит музыка и на экране появляется осень.
Осень :
-Здравствуйте ребята. Вы узнали меня. Я осень. Я рада видеть вас у себя в лесу.
Логопед: Давайте поприветствуем осень.
Дети: Здравствуй время года золотое
/ дети раскрывают ладони в сторону солнца /
- Здравствуй небо голубое
/ поднимают руки вверх /
- Здравствуй матушка земля
/ наклон руки вниз /
- Здравствуйте все мои друзья
/ руки вниз - в стороны, касаясь друг друга ладонями /
Осень :
-Ребята отгадайте мои загадки.
/дети отгадывают загадки и делают анализ предложения/.
Осень :
Стоит Антошка на одной ножке.
Логопед: Назови отгадку.
Дети: Это белый, съедобный гриб/находит гриб/.
Логопед: Сколько слов в твоем предложении.
Дети: В моем предложении четыре слова.
Осень :
Удивительный портной,
Нитки нету ни одной,
И машинки швейной нет,
И утюг не разогрет.
Но зато иголки есть.
Сколько их? Не перечесть.
Логопед: Назови отгадку.
Дети: Это маленький, колючий ёж.
Логопед: Сколько слов в твоем предложении
В предложении четыре слова.
Осень : Молодцы отгадали мои загадки. Я с вами прощаюсь, а вы поиграйте в игру «Волшебный листок».
Динамическая пауза.
Логопед:
Ты волшебный листочек лети в стройную берёзку детей преврати.
/дети изображают березку/
Логопед:
Ты волшебный листочек лети в плакучую иву детей преврати.
/дети изображают иву/
Логопед:
Ты волшебный листочек лети в мощный дуб детей преврати.
/дети изображают дуб/
Логопед:
Ты волшебный листочек лети в колючую ёлку детей преврати.
/дети изображают ёлку/
Логопед:
-Ребята, лесная тропинка привела нас к мольберту. Составим из элементов иллюстраций осеннюю картину.
Дидактическая игра «Осенняя картина»
/ дети из элементов иллюстраций собирают картину и составляют предложения с использованием предлогов /
Логопед: Что мы расположим в центре.
Дети:
-Я прикрепил на картину дерево. Добавил под дерево жёлтые листья.
Логопед: Что происходит с листьями осенью?
Дети: Листья краснеют, желтеют, листья опадают, идет листопад, листья кружатся на ветру.
Дети: Осенью часто идут дожди, нужно добавить тучу.
Логопед:Какие слова мы можем подобрать к слову дождик?
Дети: Дождик льёт, моросит, накрапывает.
-Я добавил под дерево лужу, а в ней плавает лист, пузыри.
Логопед: Значит, какой дождик идет?
Дети: Идет сильный дождик.
Дети: Осенью перелетные птицы улетают на юг. Я добавлю птиц.
Логопед: Что еще делают птицы осенью?
Дети: Собираются в стаи, улетают.
Дети: Я посажу белку на дерево. Желуди добавлю на дерево.
Логопед: Что делает белочка осенью, как готовится к зиме?
Дети: Белка собирает орехи, шишки, желуди. Сушит грибы. Добавлю грибы на дерево.
Белка складывает запасы в дупло.
Логопед:
-Найдите на картине слово из двух слогов /туча, лужа, птицы, утки, белка/
-Найдите слово из трех слогов /жёлуди,дерево, утачки/
-Найдите слово с одним слогом /дуб,лист/
Логопед: Лесная тропинка привела нас к дубу. Превратим дуб в волшебное дерево. Поиграем в игру «Цепочка слов» и украсим дерево нашими словами.
Дидактическая игра «Цепочка слов»
Логопед:
-Вы должны определить последний звук в слове, и подобрать картинку на этот звук.
Первое слово называет логопед / орех – хурма – абрикос – слива /
/дети отбирают картинки на нужный звук/
Логопед: Молодцы! Было дерево дубовое, стало дерево плодовое.
Ребят, смотрите под дубом туесок, а в нем волшебные шарики.
Давайте поиграем с ними.
Су-джок игра /дети присаживаются на ковер/
Мы волшебный шар вращаем,
Наши ручки развиваем.
Кружим, кружим по ладошке,
Пробежались по дорожке,
Через мостик перейдем,
И в ладошке мы сожмем.
Мы волшебный шар вращаем
Наши ручки развиваем.
/возвращают шарики в туесок/
Логопед: Ребята мы с вами говорили об осени, составили осеннюю картину. А сейчас полюбуемся осенними картинами /звучит музыка Мендельсона/.
Логопед комментирует картины на экране.
Логопед:
-Ребята вспомним стихи об осени /дети читают стихи/.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
/А. Плещеев/
Логопед:
Ребята, и мы с вами вернулись в садик.
-Вам понравилось наше путешествие? /ответы детей/
-Мне тоже понравилось, что вы были внимательными, отвечали полными ответами.
Детей приглашают в группу.