Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ»

Наталья Мальцева
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ»

ПРОГРАММА ПРОЕКТА

Проблема

Затруднения в согласованности коррекционно-развивающей работы всех специалистов ДОУ.

Цель проекта

Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не только логопеда, воспитателей, но и музыкального руководителя, специалиста по физической культуре.

Задачи проекта:

•способствовать более высоким темпам общего и речевого развития детей;

•преодолевать имеющиеся у детей дефекты через тесное сотрудничество педагогов;

•применять единые требования в коррекционно – развивающей работе всеми педагогами ДОУ;

•обеспечить комплексность работы установлением связей между разными сферами деятельности ребенка;

•разработать планы коррекционно – развивающей работы педагогами ДОУ.

•Разработать план работы с родителями.

Гипотеза

Эффективность коррекционно-развивающей работы логопункта повысится, если организовать коррекционную работу по всем направлениям деятельности ребёнка специалистами детского сада.

Обоснование актуальности проекта. Специалисты ДОУ должны учитывать в своей работе структуру нарушений, осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закреплять знания, умения, навыки, приобретённые на занятиях.

Новизна:

•Особые условия коррекционно-педагогического проекта;

•Вовлечение всех педагогов в реализацию данного проекта.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ общеразвивающего вида и объединения усилий в данном направлении, в нашем ДОУ выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности посредством:

- создания команды сотрудничества, куда входят: учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра;

- повышения профессионального уровня всех специалистов;

-организации в группах коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Учебное расписание общеобразовательного ДОУ не включает специально отведенного для занятий с логопедом времени, на котором параллельно, с исправлением нарушений звукопроизношения необходимо решать такие задачи как:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики и координации движений;

- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

- обогащение словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой.

Решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии с воспитателем, который ежедневно и, достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Проводимая воспитателем детского сада грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Вот почему так важна координация работы учителя-логопеда и воспитателя.

Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. После ежегодного комплексного логопедического обследования детей, знакомлю воспитателей с его результатами, а затем размещаю их в «Экранах звукопроизношения», для ознакомления родителей.

Важное внимание уделяется профилактической работе в ДОУ. Основная цель этой работы - создание педагогами такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления. С этой целью во всех группах у созданы коррекционные уголки с разнообразным материалом. Здесь имеются дидактические игры, предметные и сюжетные картинки. Представлен широкий выбор пособий по развитию мелкой моторики: наборы мелких игрушек, конструктор для выкладывания узоров, трафареты, мозаики и т. п. В ДОУ накоплен опыт применения воспитателями пальчиковой гимнастики, многие используют её как физминутку на занятиях.

Проводимая совместная работа воспитателей и логопеда показала, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного коррекционного воздействия на речь детей на логопункте общеразвивающего ДОУ, помогает в скорейшем решении задач коррекции речевых нарушений.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи. Обсуждение путей решения коррекционно-речевых задач с инструктором по физической культуре, привело к использованию им на занятиях пальчиковой гимнастики.

Музыкальные руководители также используют в различных частях своих занятий:в распевках слоговые цепочки, развивающие фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работают над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь влияет на развитие сукцессивных способностей, наличие которых необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма при обучении в школе.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Неоспорима важность привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Изначально родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед разъясняет родителям, как важно правильно формировать речь детей и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркивая полезность разумных требований к ребенку и необходимость закрепления достигнутого в детском саду.

По желанию родителей провожу индивидуальное обследование детей с четырёх лет для определения речевого развития ребёнка и своевременного выявления детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к оказанию помощи своим детям по закреплению навыков звукопроизношения. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к детям с речевыми нарушениями, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности, становятся основой взаимодействия.

Таким образом, взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность работы логопункта, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.

Список использованной литературы.

1. Арефьева З. А., Подобед С. О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ. Логопед, 2004.

2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань»,2003.

3. ПоваляеваМ. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М. : «ТЦ Сфера», 2003.

Публикации по теме:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Слайд 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему.

Долгосрочный проект «Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в формировании здорового ребенка» Все мы любим наших детей и хотим видеть их здоровыми и счастливыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта Консультация на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта» В последнее.

Сюжетно-ролевая игра детей с различными речевыми нарушениями Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняют свое значение и необходима для всестороннего.

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста» «Мастер - класс» для педагогов (1 слайд) «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с.

Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребёнка. Как известно, появление гуления ещё не гарантирует.

Специфика работы-учителя логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования Специфика работы учителя логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования. [/u][/b]Одним из актуальных направлений развития системы образования.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности с дошкольниками с ОНР Коррекционно-развивающая работа в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) не может ограничиваться.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями.

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в работе по подготовке руки к письму дошкольников с нарушениями речевого развития Василенко Оксана Муратовна Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ»
Опубликовано: 13 мая 2016 в 14:02
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости...
Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. ( Автор: педагог-психолог...
Экскурсия в мини музей «Русская горница» в средней группе
Цель: познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, самовар, рубель; обогащать словарь пословицами, загадками,...
Развлечение «Веселые летние старты».
Цель: Развивать дружеские отношения в совместной деятельности. Воспитывать любовь к природе. Ход: Ребята, вы любите лето? А летние старты? Тогда делимся на...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Березка».
Цель: Развитие творческих способностей. Задачи: Закрепить знания детей о березе, ее внешнем виде. Развивать словарь через литературное...
ОО «Познавательное развитие» Перспективный план по познавательному развитию в средней...
Сентябрь [/ i] 1. 09-8. 09. 2017 Тема недели: «День знаний» «Детский сад» Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых...