Папки-передвижки

Особенности самооценки дошкольников с речевыми нарушениями в различных видах деятельности

Татьяна Адурян
Особенности самооценки дошкольников с речевыми нарушениями в различных видах деятельности

Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины - расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.

Публикация «Особенности самооценки дошкольников с речевыми нарушениями в различных видах деятельности» размещена в разделах

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими от-клонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.

Речевые трудности влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни дошкольников в определенной мере, предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной и игровой деятельности. Дети, недостатки речи, которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.

Педагоги и психологи считают, что в дошкольном возрасте создаются возможности для формирования элементов самосознания, и в частности, самооценки. В. С. Мухина отмечает: самосознание - это понимание ребенком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано такое отношение.

Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке своих достижений, и неудач, своих возможностей. Известно, что самооценка может быть адекватной, то есть соответствующей реальным проявлениям, достижениям, и неадекватной - завышенной или заниженной.

Рассмотрим особенности формирования самооценки у детей с нарушениями речи. При дислалии влияние на развитие самосознания и самооценки связано с осознанием ребенком своего дефекта. Нередко критичное отношение к состоянию собственной речи приводит к тому, что дети начинают стесняться говорить, избегают ситуаций речевого общения, становятся замкнутыми, неуверенными в своих силах и возможностях. В результате могут формироваться негативные личностные черты (замкнутость, негативизм, неконтактность). Наличие или отсутствие данных вторичных нарушений во многом определяются условиями воспитания и обучения. Правильно подобранный стиль воспитания, спокойная и доброжелательная обстановка способствуют формированию у ребенка с дислалией позитивного и адекватного самовосприятия.

Сложные нарушения произношения, наблюдаемые при ринолалии, могут привести к формированию патохарактерологических неврологических реакций. Данные нарушения проявляются в виде невротических страхов, оппозиции, негативизма. Реактивные состояния у младших дошкольников выражаются преимущественно в невротических проявлениях: энурезе, неврастении, расторможенности. В этом возрасте отмечается более легкая адаптация в коллективе сверстников, однако постоянное отстранение от выступления на утренниках, отказ от ответов на групповых занятиях приводит к формированию у детей предпосылок осознания своей неполноценности. Плохая речь нередко становится объектом для насмешек окружающих, то также способствует формированию низкой самооценки. У детей проявляется страх перед поступлением в школу, который связан не с внешним проявлением дефекта, а именно с его осознанием. В старшем возрасте у них преобладают патохарактерологические нарушения : неуверенность, замкнутость, истерические черты, отражающиеся на поведении. У детей с расщелинами губы и неба наблюдаются молчаливость, отсутствие инициативы, снижение авторитета в коллективе сверстников.

При дизартрии отмечаются различные варианты развития самосознания. Одни дети склонны к реакциям истероидного типа, другие пугливы, заторможены, плохо приспособлены к изменениям в обстановке. При дизартрии наблюдается отсутствие критического отношения к своему состоянию. В дошкольном возрасте такие дети склонны к раздражительности, колебаниям настроения, двигательно беспокойны, суетливы, часто проявляют грубость, непослушание. Для ребенка со стертой дизартрией характерны: замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность.

У детей с моторной алалией страх ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к снижению речевой активности и вербального общения. Осознание собственного речевого расстройства способно порождать как дисгармонические черты характера, так и разнообразные невротические реакции. При сенсорной алалии развитие личности идет по невротическому типу: отмечается замкнутость, негативизм, эмоциональная напряженность. Дети обидчивы, плаксивы, для них характерна повышенная ранимость, неуверенность в себе и в своих возможностях.

Изучение особенностей самооценки у детей с общим недоразвитием речи, проведенное Л. М. Шипицыной и Л. С. Волковой, показало, что самооценка у мальчиков отличается от адекватной в меньшей степени, чем у девочек. Мальчики считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является речевой дефект, однако они не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются.

Особенности самооценки у заикающихся детей зависят от степени фик-сации на дефекте. Дети с нулевой степенью фиксации не испытывают ущемле-ния от осознания своей неполноценной речи или даже не замечают ее. Они охотно вступают в контакт со взрослыми, знакомыми и незнакомыми. У них отсутствуют элементы стеснений, обидчивости за свою неправильную речь. Дети с умеренной степенью фиксации испытывают в связи с заиканием неприятные переживания, скрывают их и компенсируют манеру речевого общения с помощью уловок. Постепенно тягостное чувство собственной неполноценности формирует у них желание не привлекать внимание окружающих. При особо неблагоприятном течении заикания формируется дисгармоничное развитие личности, которое проявляется в чувстве социальной неполноценности.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что речевой дефект оказывает негативное влияние на формирование самосознания, а следовательно самооценки детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Сравнивая с самооценкой нормально развивающихся дошкольников, можно сказать, что в целом, осознание и переживания по поводу своего речевого дефекта приводят к формированию заниженной самооценки. При этом, самооценка мальчиков подвергается меньшему негативному влиянию, чем самооценка девочек.

Проведенные наблюдения за деятельностью и играми дошкольников с речевыми нарушениями показывают, что многие дети выражают желание к коммуникативной деятельности, но не умеют ее проявлять. Чаще всего воз-никает зрительный контакт, речевое взаимодействие наблюдается значительно реже. Они играют вместе, но при этом каждый играет самостоятельно. В игре, когда необходимо, например, вместе строить одну композицию, такие дети все равно строят каждый свою самостоятельно. Взаимодействие в игре у данной группы детей эпизодическое, они редко обсуждают игровые действия, и только время от времени обмениваются репликами: «Смотри!», «Дай мне кубик» и т. п. При этом они игнорируют игровые действия партнера, интересуясь только своей игрой.

Некоторые дошкольники с речевыми нарушениями отказываются от какого-либо взаимодействия в игре, могут быть агрессивно настроены по отношению к сверстникам, либо просто не воспринимают его как игрового партнера. Такие дети обращаются только к взрослому, в коллективных играх выполняют только пассивную роль.

Таким образом, особенности личностной сферы дошкольников с нарушениями речи заключаются в несформированности вербализации своего эмоционального состояния, в отсутствие навыков распознавать эмоции других людей, в нарушении игрового коммуникативного воздействия. У дошкольников с патологией речи не сформированы самостоятельность, активность, воображение, они не умеют планировать игровые действия.

Игровые приемы и средства являются одним из способов всестороннего развития дошкольников. Продуктивность коррекции речи при использовании игровых приемов и средств возрастает, это обусловлено тем, что именно в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Именно игровые приемы и средства успешнее всего реализует развитие речевых, физических, умственных, нравственных и эстетических форм.

Для дошкольников, страдающих речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, изменения темпа речи, ее плавности влияют на игровую деятельность детей, порождают определенные особенности поведения в игре. Так, дети со сложными формами функциональных дислалий, с ринолалиями и дизартриями нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны.

Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.

Большую роль в общении детей с окружающими играет самооценка ребенка.

Самооценка является ядром самосознания, так же как и связанный с самооценкой уровень притязаний. Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными. Последние бывают завышенными и заниженными. Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведения в целом.

У детей с нарушениями речи обычно заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться.

Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить.

У большинства старших дошкольников (5-6 лет) с нарушениями в речевом развитии преобладает ситуативно-деловая форма сотрудничества, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4 лет. Предпочитаемый вид коммуникации - общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой речи. Практически у половины детей с речевыми нарушениями не сформирована культура общения: они фамильярны в общении со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.

У некоторых детей с нарушениями речи преобладает внеситуативно познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение взрослого почитать книги, внимательно слушают несложные тексты, но по окончании чтения организовать с ними беседу трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию, не могут сами пересказать услышанное в силу недостаточно сформированной репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса в общении со взрослым ребенок часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес его носит кратковременный характер и беседа не может длиться более 5-7 мин. Значительная часть детей данной категории старается изолироваться от взрослых. Они замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избе-гают контактов с ними.

Очень важной для формирования личности ребенка с речевой патологией является проблема осознания своего дефекта. Расстройства в эмоционально-волевой и личностной сфере детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации.

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции в коллективе сверстников. Очень важной для формирования личности ребенка с речевой патологией является проблема осознания своего дефекта. Расстройства в эмоционально-волевой и личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации [8].

Труд является как источником средств к существованию и средством самообслуживания и обслуживания близких (членов семьи). Эти виды труда можно обозначить как труд-забота и труд-работа.

Труд-забота – это умение заботиться о своих близких, социально-бытовая компетентность, обеспечивающая независимость и адаптацию человека в реальной жизни. Труд-работа рассматривается как профессиональная деятельность, требующая совершенно определенных знаний и умений.

Расстройство речи может отразиться на социальной активности и деятельности дошкольника, быть причиной тяжелых переживаний. Например, нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у детей чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению. Окружающие не всегда понимают ребёнка, страдающего недостатками произношения.

Трудовая деятельность людей, имеющих те или иные расстройства речи, имеет свои особенности. Дошкольник, страдающий заиканием, обычно боится говорить или говорит шепотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать и в общении с окружающими пользоваться жестами.

Необходимо отметить, огромное, если не решающее влияние на формирование самооценки детей имеют их родители. Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью, в таких семьях царит доброжелательная атмосфера, искренняя заинтересованность в ребенке, эмоциональная поддержка и забота со стороны родителей. Но не секрет, что в нашем обществе преобладают семьи, где родители проявляют излишнюю авторитарность, требовательность к ребенку. В таких семьях редко учитывается мнение ребенка, родители равнодушно относятся к эмоциональному миру малыша. Обеспечивая ребенка самыми необходимыми, на их взгляд вещами, они лишают ребенка элементарной ласки, не проявляют заинтересованности в его делах. При таком отношении родителей у ребенка может возникнуть уверенность в том, что его не любят. Не оправдав часто необоснованно завышенных ожиданий родителей, малыш может испытывать чувство вины, тревожности, страха перед родителями. Все это, в свою очередь, приводит к нарушениям в психической сфере личности ребенка.

Осознание ребенком своего дефекта может привести к формированию у него «комплекса неполноценности», стеснительности, робости, неуверенности в себе, т. е. заниженной самооценки. Эти негативные черты личности затрудняют общение ребенка с окружающими. При отсутствии необходимой помощи, речевое нарушение может сохраняться долгие годы, а низкая само-оценка будет являться помехой при обучении, выборе профессии и в личной жизни человека. Чтобы избежать этого, необходимо формировать в ребенке правильное отношение к себе и к своим силам еще в том возрасте, когда ребенок только начинает замечать свои успехи и неудачи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / [Текст] Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской.

2. Истомина О. В., Скоробогатова Н. В., Изучение самооценки у детей с нарушениями речи в отечественной психологии [Текст]/ Истомина О. В., Щ, 2011.

3. Молчанова О. Н. «Самооценка : Теоретические проблемы и эмпирические исследования: [Текст]/ Учебное пособие /Молчанова О. Н.

Публикации по теме:

Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ «Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ» (Муниципальное дошкольное.

«Особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями» Логопедическая помощь - пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. При наличии у ребёнка нарушений.

Игровые приемы в обучении грамоте детей с речевыми нарушениями Успешное обучение ребенка в школе зависит от положительной мотивации к учебной деятельности. У детей с речевым недоразвитием готовность.

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики через интеграцию в различных видах деятельности» В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование.

Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями Цель: Эффективное взаимодействие с родителями детей группы компенсирующей направленности. Задачи: Привлечение.

Особенности самооценки детей дошкольного возраста Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка.

Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Подходы к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ На современном этапе развития общества существует.

Отчет о воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями Моя профессия – особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной.

Развивающие возможности литературного образования детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и деятельности человека. Аудио- и видеотехника,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности самооценки дошкольников с речевыми нарушениями в различных видах деятельности
Опубликовано: 2 июля 2017 в 19:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД