Валентина Ляшенко
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы ОНР: «Путешествие на планету волшебных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ ОНР
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ «ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ»
Цель социального развития: совершенствование коммуникативных навыков, сплочение группы, раскрепощение участников, создание положительного эмоционального настроя.
Цель речевого развития: активизация, расширение и обобщение знаний детей по лексической теме «Космос», упражнение в составлении предложений и развитие связной речи.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы ОНР: „Путешествие на планету волшебных звуков“» размещена в разделах
Цель эстетического развития: совершенствовать восприятие детьми музыкально-ритмических движений, содействовать более сложным способам их исполнения, использовать внемузыкальные средства выразительности- (поза, жест, мимика).
Материал к занятию : магнитофон, ноутбук, мягкие модули, воздушные шары по количеству детей, набор фломастеров, конверты, карточки из картона со слогами, тренажеры для проведения дыхательной гимнастики.
Предварительная работа :Рассматривание иллюстраций и чтение литературных произведений по теме «Космос»; занятия по ознакомлению с окружающим - «Планета Земля – наш дом», «День космонавтики»; занятия по изодеятельности «Космическое путешествие» (рисование, «Космонавт» (конструирование»; беседы - «Летчик космонавт-Ю. А. Гагарин», «Ученый К. Э. Циолковский», «Планеты Солнечной системы», «Полет человека на Луну»; сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Луну»; тематический день «Земля – наш дом во Вселенной».
Рекомендации к проведению:Занятие проводится в форме игры – путешествия. Поэтому в процессе проведения занятия желательно, чтобы педагог использовал методы и приемы, направленные на :– принятие и распределение игровых ролей;-индивидуализацию ролей;- согласованность игровых действий; - развитие игрового замысла.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Они хотят познакомиться с нашим детским садом. Я предлагаю всем вместе совершить экскурсию. Мы с
вами будем экскурсоводами. Мы покажем гостям наш детский сад и интересно о нем расскажем. Согласны? Только пусть сегодня это будет не совсем обычная экскурсия. За этим занавесом находится замечательный сюрприз, с помощью которого мы увидим наш детский сад, не выходя из этого зала. Но прежде внимательно послушайте условие. Занавес не простой, а волшебный.
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Да – нет». Вы будете стараться как можно больше узнать о сюрпризе, и по очереди задавать мне вопросы, а я буду на ваши вопросы отвечать «да» или «нет». После того, как вы зададите мне все свои вопросы, вы должны будете догадаться, что спрятано и только тогда волшебный занавес откроется.
Речевая игра «Да – Нет»
Цель:закрепление умения вести беседу, задавать вопросы.
(Занавес открывается. Появляется волшебник).
Волшебник : Здравствуйте, дети. Позвольте представиться. Я - Очень Добрый Волшебник. Я часто путешествую к далеким звездам, и у меня много друзей. Иногда жители планет обращаются ко мне за помощью. Недавно мне позвонила знакомая фея Мечта, и сообщила, что на планете Волшебных Звуков произошла большая неприятность. Очень Злой Волшебник похитил звуки. Представляете! Все, все до единого! Планете угрожает катастрофа безмолвия! А фея Мечта в жестокой схватке с Очень Злым Волшебником простудилась и почти потеряла голос. Я немедленно сел в свой космический корабль и помчался спасать планету, но не смог к ней даже приблизиться. Какая - то волшебная сила все время возвращала мой звездолет на орбиту. Я ужасно огорчился, но взял себя в руки и принял решение позвать вас на помощь. Дело в том, что мы, волшебники, так же любознательны, как дети. Поэтому я иногда заглядывал в вашу группу. Мне нравилось наблюдать за тем, как вы занимаетесь и играете. Я узнал, что вы веселые, дружные, смелые и чуткие. Я предлагаю вам отправиться в необычайно интересное космическое путешествие, отыскать волшебные звуки и спасти прекрасную планету.
Проблемная ситуация.
Цель: развивать положительные личностные качества, - отзывчивость, уверенность в себе, способность мотивировать и самостоятельно принимать решение, совершать добрый поступок.
Воспитатель беседует с детьми о том, хотят ли они путешествовать к планете Волшебных звуков и если да, то почему? Напоминает о том, что невежливо оставлять гостей одних и предлагает детям найти выход из сложившейся ситуации.
Воспитатель: Пора собираться в космическое путешествие.
- На чем мы полетим? Как будет называться наш космический корабль?
- Какой возьмем багаж? Что нам может пригодиться в пути и
почему? Кто у нас будет командир, штурман, бортпроводник?
- В дороге нам придется преодолеть разные трудности и проявить такие важные качества путешественников, как внимание и умение действовать согласованно.
Давайте перед полетом проведем космическую тренировку. (воспитатель принимает роль командира)
Игра «Четыре стихии»
Цель: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
(М. И. Чистякова «Психогимнастика», с. 66)
Воспитатель: Наш звездолет совершил посадку на планете Волшебных звуков. Всем членам экипажа приготовиться к высадке. Мы попали в Каменную Долину. В этой долинеОчень Злой Волшебник разбросал метеоритные камни. Чтобы выбраться нам придется пройти друг за другом по узкой тропинке, обойти волшебные камни, стараясь не коснуться их.
Игра «Гусеница»
Цель: сплочение детей друг с другом, развитие координации движений.
(Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова «Психологическая помощь дошкольникам с ОНР» с. 56)
Воспитатель: Мы очутились на опушке леса. Но ни одного звука в лесу не слышно, ни шума листвы, ни пения птиц. Давайте присядем и попробуем позвать звуки.
Музыкальное упражнение «Песенка про звуки»
Для пения гласные звуки важны.
Они так напевны и нежны.
Летят точно птицы в синеву,-
А-О-У-Ы-Я-Э-Е-И-Ю.
Согласные звуки скорей позовем,
И в песенке нашей их тоже споем.
Листья под ветром шумели Ш-Ш,
Тихо комарики пели ДЗ-ДЗ,
Громко по дереву дятел стучал ТР-ТР-ТР,
А птичий оркестр ему помогал ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Воспитатель: А чтобы обитатели леса окончательно проснулись, мы разбудим их песенкой.
Логоритмическое упражнение «Золотило солнышко лес»
Воспитатель: Очень злой волшебник страшно рассердился на нас за то, что мы вернули лесу звуки. Он наколдовал тучу, и она закрыла все небо.
Туча: Я очень сердитая туча,
Не думайте, я не шучу.
Сейчас я вас испугаю,-
До ниточки промочу!
Логоритмическое упражнение «Ну-ка дружно! Ну-ка вместе!»
Воспитатель: Мы не испугались тучи и она пропала. А на небе появилась радуга. Отправимся дальше, за радугой и посмотрим, куда она нас приведет. Радуга привела нас на цветущий луг. Как много здесь цветов. Давайте попробуем узнать среди них знакомые нам цветы.
Речевая игра «Садовник»
Цель: активизация словаря по лексической теме «Цветы», упражнение в делении слов на слоги.
Воспитатель: Цветы очень разные, они разного размера, разного цвета, многие из них имеют запах. Как вы думаете, почему?
Верно, цветы привлекают насекомых, только на нашем лугу я не вижу ни одного насекомого. Может надо их поискать?
Логоритмическое упражнение «Я бегу по полю»
Воспитатель: Пробежали мы по лугу, вернули его обитателям звуки, а теперь присядем и отдохнем на берегу озера. Смотрите, лягушки! Только они какие-то грустные, даже не квакают. Давайте их развеселим.
Игра-инсценировка «Лягушки – квакушки»
Цель: развитие речевой выразительности; развитие навыков использования разных средств выразительности - интонации, мимики, жеста.
Ребенок 1: Жили в дружбе, жили в мире
В ква-квадратной ква- квартире
Развеселые лягушки,-
Закадычные подружки.
Ребенок 2: И сидели день за днем
За обеденным столом,
Ребенок 3: А обед был очень вкусным:
Щи из квашеной капусты,
Ребенок 4;Маквароны и квартошка,
А еще кватлет немножко.
Ребенок 5:А на третье каждый раз
Ква-квампот и ква-ква –квас.
Ребенок 6:Друг за дружкой из буфета
Исчезали ква-кванфеты.
Ребенок 7:Раздувались как подушки
Развеселые подружки.
Ребенок 8:Потому что аппетит
Никому не повредит!
Воспитатель: Дети, я заметила на берегу озера следы. Наверное, это животные приходят на водопой. След может рассказать о животном.
Дидактическая игра «Живые слоги»
Цель: Закрепление навыка чтения ( составление слов из слогов: «собака, корова, пантера, кабан»).
Воспитатель:У меня есть предложение оставитьв подарок обитателям планеты. необыкновенное и полезное животное -доброе, веселое, храброе, способное защищать планету.
(дети моделируют необыкновенное животное из воздушных шаров)
Воспитатель: Планете Волшебных звуков больше не угрожает катастрофа. Нам удалось вернуть все похищенные звуки и разрушить чары Очень Злого Волшебника, потому что…
Речевая игра «Закончи предложение»
Цель: развитие смысловой стороны речи
Воспитатель: Наше космическое путешествие закончилось.
Пора возвращаться. Может, фея Мечта поможет нам побыстрее
вернуться домой?
Фея Мечта: Вы, конечно, меня узнали.
Я – Мечта, но не просто Мечта,
Открываю я дальние дали,
Строю новые города.
Я всегда помогаю отважным
На крыльях мечты взлететь,
Только помните самое главное-
Надо очень этого захотеть!
Воспитатель: Всем членам экипажа приготовиться к возвращению на
Землю. Давайте порадуемся счастливому приземлению и устроим
праздничный салют. Пусть его огоньки полетят в звездное небо и
передадут наш привет друзьям на других планетах.
Игровое упражнение «Салют»