Елена Подосёнова
Коррекционно-развивающие игровые пособия своими руками для работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Поведение детей – это именно то, на что чаще всего жалуются родители и воспитатели при обращении к психологу. Действительно, нарушение поведения причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков и порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», «как полагается». Нередко к нему применяют моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения, но еще больше ухудшает его и, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности.
Публикация «Коррекционно-развивающие игровые пособия своими руками для работы с дошкольниками» размещена в разделах
Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений. К наиболее типичным для дошкольников вариантов неконструктивных форм поведения дошкольников относятся повышенная агрессивность, упрямство, обидчивость, демонстративность, противоречивость, эмоциональная неуравновешенность, гиперактивность и др. Необходимо отметить, что одной из наиболее частых проблем в детском коллективе является повышенная агрессивность детей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.
В последнее время работа с детьми старших возрастных групп, с ярко выраженными поведенческими проблемами, стала оцениваться как малоэффективная, акцент сместился на решение задач интеллектуального характера. Поэтому актуально особое внимание уделять поведенческим проблемам дошкольника. Конечно, рост числа детей с нарушениями поведения определяет повышенный интерес специалистов к созданию и внедрению в практику эффективных терапевтических и коррекционных программ, методик, средств, методов и т. д., и это приносит свой результат, но если использовать ещё и материал нетрадиционного характера, то положительная динамика будет прослеживаться более явно. В процессе моей работы в этом направлении мною были созданы следующие дидактические материалы: «Разноцветный дождь», «Мирилка - извинилка», «Подушки - подружки», цель, которых преодоление негативных эмоций и неконструктивных форм поведения у старших дошкольников.
Задачи:
• Способствовать снижению мышечных зажимов, эмоционального напряжения, тревожности;
• Формировать навыки общения и контроля своего поведения у детей;
• Помочь детям в накоплении опыта положительного произвольного поведения и в усвоении детьми моральных норм и правил;
• Активизировать продуктивную коммуникацию в детском коллективе.
Считаю, что данные пособия, помогают в решении поставленных задач и способствуют достижению цели. А это в свою очередь, содействует благоприятному климату в детском коллективе, ведь комфортное психологическое состояние ребёнка определяет его поведение, которое характеризуется следующими признаками: он спокоен, весел, жизнерадостен, активно и охотно включается в детскую деятельность и общение, с удовольствием посещает детский сад. Когда окружающие с пониманием относятся к ребёнку, признают и не нарушают его прав, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости. А чтобы малышам жилось комфортно в нашем детском саду, чтобы их эмоциональное состояние было благополучным, мы – педагоги стараемся создать для этого все условия.
«Разноцветный дождь»
Разноцветный серпантин, закрепленный на подвесной горизонтальной основе. Ленты серпантина спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира. О чём думают ребята, когда находятся перед колоритом падающих лен, можно только догадываться. Но, когда я сама стою перед таким дождём, чувствую какой-то сладостный цветущий покой. Ощущение такое, как будто ты входишь в двери сказочного домика!
«Разноцветный дождь» — обычно используется, как оборудование сенсорных комнат, но мы - это нетрадиционное оборудование используем для детских игровых упражнений, как вид коррекционных технологий, для регулирования эмоциональных состояний ребенка.
Цель: снижение мышечных зажимов, эмоционального напряжения, тревожности, беспокойства, агрессивности, которое содействует работоспособности.
«Мирилка - извинилка»
Наглядное пособие представляет собой объёмный квадрат, обшитый из атласного, приятного на ощупь материала. В квадрате есть отверстия, куда дети просовывают свои руки. Внутри квадрата положен ватин, на котором может находиться любой небольшой предмет – сюрприз, ведь ребятишки любят находить спрятанные клады или, как они называют, сокровища. Испытывая дополнительно тактильные ощущения от сюрприза, дети не только забывают обиды, но и стараются поиграть с забавным сюрпризом. Так же в квадрате есть шторки, которые позволяют наблюдать за тем, что происходит внутри квадрата.
Возможности использования: «Мирилку-извинилку» располагают в доступном для детей месте. Подводят к ней поссорившихся ребят. Рассказывают, что между детьми случаются ссоры, однако мир всегда лучше. Когда много друзей и играть веселей. Можно использовать стихи, песенки, считалки о дружбе и примирении. Пример:
Жили – были я ли ты ли
Между нами вышел спор
Кто затеял позабыли,
А не дружим до сих пор.
Пусть игра на этот раз,
Помирить сумеет нас.
Обязательно необходимо, обратить внимание на счастливые лица деток в «мирилке-извенилке», как они крепко держатся за руки, они очень дорожат дружбой, рады совместным играм. Актуальность данного пособия в том, что его можно использовать в сложных конфликтных ситуациях для помощи детям. Пособие помогает в игровой форме примирить детей, урегулировать ситуацию в положительную сторону. Дает возможность закрепить правила общения. И приводит к достижению главной цели: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу и умение сотрудничать в детском коллективе.
Дети после ссоры часто произносят небольшие рифмованные стишки, так называемые мирилки, для того, чтобы помириться. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. Я сделала подборку стишков – мирилок (приложение №1 ниже, которые дети с удовольствием запоминают и используют.
«Подушки-подружки»
Дидактическое пособие представляет собой две мягкие подушки, с доброжелательным обличием, оно побуждает ребенка к активной игровой, познавательной, творческой деятельности. Его можно использовать как самостоятельное, так и сюрпризно-игровой момент в организованном занятии.
Цель: профилактика и коррекция негативных форм в поведении дошкольника, снятие эмоционального напряжения.
Данное пособие позволяет решать следующие задачи: снять эмоциональное напряжение, преодолеть упрямство, выразить агрессию, снять негативные эмоции и т. д.
Варианты игровых действий, следующие:
1. «Выбиваем злость». Каждому участнику достается подушка. Он должен, усердно колотя руками, выплеснуть всю злость. Либо, играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.
2. «Отдохни». Предложить ребёнку лечь на подушку. Спросить, что чувствует ребенок, лёжа на мягкой, доброй подушке.
3. «Подружись». Дети стоят в кругу, а взрослый рассказывает, что две подушки, как две неразлучные подружки, любят радость, любят смех, любят дружбу и успех. И они хотят, чтобы дети тоже были дружными. Далее необходимо передавать подушки с разных направлений, в результате они встречаются. Когда подушка попадает в руки ребёнка, каждый высказывает ему о своём настроении, или ещё о чём-то (тему можно выбрать любую).
4. «Упрямая подушка».Расскажите малышу, что в нее вселились капризы и детские упрямки. Это именно они заставляют его порой вести себя плохо. Предложите ребенку прогнать их. Малыш должен очень сильно бить кулаками в подушку. Ваша задача его подбадривать. Когда ребенок начнет уставать, остановите его и предложите послушать, все ли капризы и упрямки ушли. Если он скажет, что нет, то игра продолжается. Если да, то похвалите его за то, что он смог их прогнать.