Лучший педагог года

Коррекционно-развивающие игры для детей с нарушением зрения

Наталья Ахметзянова
Коррекционно-развивающие игры для детей с нарушением зрения

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Автор: Ахметзянова Наталья Владимировна, воспитатель ГБОУ «Детский сад № 1363», г. Москва

Описание материала: Предлагаю комплекс коррекционно-развивающих игр для детей с нарушением зрения.

Публикация «Коррекционно-развивающие игры для детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Данный материал предназначен для учителей-дефектологов, педагогов- психологов, воспитателей коррекционных и массовых детских садов, родителей в их повседневных занятиях по повышению зрения в домашних условиях. Оно может быть полезным всем интересующимся вопросами развития зрительного восприятия и охраны зрения детей.

Коррекционно – развивающие игры по развитию зрительного восприятия и восстановлению нарушенных зрительных функци

«Раскрась по образцу»

Цель: Развивать прослеживающие функции глаз, мелкую моторику, зрительное восприятие цвета, формы и пространства.

Описание: 1 вариант: Ребенку предлагается образец – квадрат, разделенный на 9 частей, в которых изображены геометрические фигуры разного цвета – и такой же незаполненный квадрат. Задание: «Нарисовать в квадрате фигуры и раскрасить их в соответствии с образцом».

2 вариант: Ребенку предлагается незаполненный квадрат, в котором он под диктовку рисует геометрические фигуры (например, в центре – треугольник, в правом верхнем углу – круг и т. п., а затем раскрашивает в указанные цвета (штрихует).

3 вариант: Ребенку предъявляется незаполненный квадрат и предлагается составить в нем узор, раскрасить (заштриховать).

«Дорисуй»

Цель: Развивать чувство ритма, зрительное восприятие формы, величины, прослеживающие функции глаз, мелкую моторику.

Описание: ребенку предлагаются трафареты и дается задание дорисовать бусы в соответствии с образцом. Усложнение: штриховка или раскрашивание.

«Из каких фигур предмет?»

Цель: Развивать внимание, мыслительные операции анализа и синтеза, зрительное6 восприятие формы, локализацию.

Описание:

1 вариант: Ребенку предлагается картина с изображением предмета из геометрических фигур и геометрические фигуры в соответствии с изображением. Ему надо выложить геометрические фигуры в нижние окошки, назвать их и сказать, что они изображают на картинке.

2вариант: Ребенку предлагается несколько картинок и набор геометрических фигур к ним. Он должен взять геометрическую фигуру, назвать ее и выложить в окошечко под той картинкой, в которой она встречается.

Примечание: Размеры геометрических фигур равны соответствующим частямрисунка.

«Сложи, обведи, нарисуй»

Цель: Развивать зрительное восприятие формы, величины, пространства, мелкую моторику. упражнять ребенка в выкладывании предмета из геометрических фигур. Развивать воображение.

Описание:

1 вариант: Ребенку предлагается образец и геометрические фигуры, из которых он в соответствии с образцом выкладывает изображение, обводит его и, закругляя углы, рисует предмет, затем его раскрашивает или штрихует.

1 вариант: Ребенку дается задание на выкладывание картинки из предложенных геометрических фигур, ее обведение и раскрашивание (без образца).

«Следопыты»

Цель: учить с помощью печати изображать простейшие пути следования. Развивать зрительное восприятие пространства (старший дошкольный возраст).

Описание:

1 вариант: Ребенку дается лист бумаги с изображением птиц (животных) и штампики (печати). Задание: «Поставить следы в соответствии с направлением движения птицы (животного)».

2 вариант: Ребенку дается лист бумаги, картинки животных (птиц) и штампики. В соответствии с заданием взрослого ребенок выкладывает картинки и ставит следы (например. Улитка и цыпленок идут рядом в правую сторону. Улитка и цыпленок встретились, причем улитка шла слева – направо, а цыпленок сверху – вниз).

«Обведи точно»

Развивать мелкую моторику, фиксацию, прослеживающие функции глаз.

Описание: Ребенку предлагаются картинки с изображением контура в виде пунктирной линии, по которой он должен обвести изображение.

«Дополни изображение»

Цель: учить находить в рисунке детали и дорисовывать их в соответствии с образцом. Развивать мелкую моторику, прослеживающие функции глаз.

Описание: Ребенку предлагается картинка – образец и картинка, на которой некоторые детали образца отсутствуют. Дается задание на дополнение изображения недостающими деталями и разукрашивание его.

«Узнай по следу»

Цель: формировать способы зрительного восприятия пространства, формы предметов, называя геометрическую фигуру, на которую они похожи (вид снизу).

Описание: Ребенку предъявляются предметы и картинка с изображением вида снизу этих предметов (в натуральную величину). Предлагается на картинке узнать предмет (по следу) и назвать его месторасположение. (например. Кубик нарисован как квадрат и находится в верхнем левом углу).

Усложнение: изображение предметов на картинке не в натуральную величину.

«Подбери по форме»

Цель: формировать способы зрительного восприятия предметов, их изображений, различать и называть форму геометрических фигур.

Описание: Младший возраст. Ребенку предъявляются предметы, предлагается назвать те изображения, которые напоминают указанную стрелкой «часов» геометрическую форму и назвать ее.

Старший возраст. Ребенку предлагается выложить соответствующие геометрической форме картинки на полоску под ее изображением и назвать.

(например, морковь имеет треугольную форму, поэтому я ее кладу под треугольник).

«Дорисуй»

Цель: упражнять в симметричном изображении предметов. развивать внимание, зрительное восприятие пространства. Мелкую моторику. прослеживающие функции глаз.

Описание: Ребенку предлагаются листы бумаги с изображением половины рисунка (по вертикали). Задание: «Дорисуй дерево) так, чтобы получился целый рисунок». Затем полученное изображение разукрасить.

«Кто быстрее нарисует узор»

Развивать прослеживающие функции глаз, зрительное восприятие формы. Мелкую моторику, воображение.

Описание: Ребенку предлагаются трафареты (на ортоптическом этапе лечения при расходящемся косоглазии) и лекала (при сходящемся косоглазии).

1 вариант: Ребенку предъявляется образец и лист бумаги. С помощью трафарета и лекала необходимо нарисовать узор в соответствии с образцом.

2 вариант: Ребенку образец не предъявляется. Он с помощью трафаретов или лекал придумывает рисунок узора в соответствии с размерами бумаги (полоса, квадрат).

Усложнение: штриховки или раскрашивание узора.

«Зеркальное отображение»

Цель: упражнять в симметричном изображении предметов, развивать зрительное восприятие формы. Пространства, мелкой моторики.

Описание: 1 вариант: Ребенку предлагается расчерченное игровое поле, разделенное по вертикальной линии, на левой стороне которого выложены геометрические фигуры. Ему надо выложить на правой стороне поля геометрические фигуры так, чтобы они были разложены симметрично (зеркально). Для проверки дается зеркало.

2 вариант: Как и 1, но не геометрические фигуры, а рисунок, который надо симметрично нарисовать на другой стороне поля. Для проверки можно дать зеркало.

«Рисование по клеточкам»

Цель: упражнять в симметричном изображении предметов, отсчитывании, развивать внимание, зрительное восприятие пространства, прослеживающие функции глаз, мелкую моторику.

Описание: Ребенку предлагается лист бумаги в клетку, на котором нарисована половина рисунка. Ему надо (симметрично) дорисовать изображение, отсчитывая клетки. (Затем можно раскрасить или заштриховать полученную картинку).

«У кого ленточка красивее»

Цель: Развивать прослеживающие функции глаз, мелкую моторику (зрительно – двигательную координацию).

Описание: Ребенку предлагается полоска («ленточка» и трафареты. Дается задание украсить ленточку, обводя трафареты так, чтобы она была красивая.

«Составь человечка из геометрических фигур»

Цель: развивать зрительное восприятие формы, пространства, прослеживающие функции глаз, мелкую моторику.

Описание: Ребенку предлагается набор из геометрических фигур и образец.

1 вариант: Ребенок в соответствии с образцом выкладывает человечков из геометрических фигур, обводит детали, штрихует или раскрашивает.

2 вариант: Ребенку предъявляется образец, а затем по памяти он выкладывает человечка, обводит детали, штрихует или раскрашивает его.

«Раскрасим сервиз»

Цель: Развивать зрительное восприятие формы, прослеживающие функции глаз, мелкую моторику.

Описание: Ребенку предлагается с помощью трафаретов украсить сервиз, а затем его раскрасить.

«Декоративные композиции на фланелеграфе»

Цель: Развивать зрительное восприятие пространства, воображение. Упражнять в выкладывании орнамента определенного вида декоративно – прикладного искусства в соответствии с образцом.

Описание: 1 вариант: Из предложенных элементов ребенку предлагается выложить на фланелеграфе орнамент по образцу.

2 вариант: То же. Без образца, по воображение.

«В каком квадрате»

Цель: Развивать фиксацию, зрительное восприятие пространства, упражнять в обозначении места нахождения предмета.

Описание: Ребенку предъявляются квадраты и дается задание: «В каком квадрате находится кораблик: покажи и скажи». Предполагаемый ответ: «Кораблик находится в правом нижнем квадрате, в центре».

Усложнение: Ребенок называет положение указанного изображения относительно остальных в данном квадрате. («Сверху над сердечком, справа внизу от флажка2 и т. п.)

«Повтори точно»

Цель: Развивать чувство ритма, зрительное восприятие формы, учить составлять изображение в соответствии с образцом.

Описание: Ребенку предлагается карточка с двумя полосами. На верхней полосе – образец (например, грибы, на нижней полосе у образца не достает какой – либо детали (например, грибы без шляпки).

1 вариант: Ребенку предлагаются недостающие детали и он выкладывает их на нижней полосе в соответствии с образцом.

2 вариант: Как и 1, но даются дополнительные детали того же размера для продолжения ряда.

3 вариант: Ребенку предлагают детали двух размеров для того. чтобы он мог выбрать из множества только те, которые необходимы.

«Построй»

Цель: Развивать зрительное восприятие формы, величины, пространства, мелкую моторику пальцев рук, прослеживающие функции глаз.

Описание: Ребенку предлагается чертеж постройки (вид сбоку) и плоскостные детали соответствующих размеров. Из которых он выкладывает по образцу постройки ( масштаб 1:1).

Вариант: Ребенку предлагается не плоскостные, а объемные детали для создания постройки по чертежу.

Вариант: Размеры деталей не соответствуют размерам на чертеже ( масштаб 3:1 и т. п.).

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающее пособие «Тактильные дощечки» для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционно-развивающее пособие «Тактильные дощечки» для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающие игры для детей с нарушением зрения
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 22:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД