Баранова Елена
Консультация «Природа как основа формирования духовности с детства: Эколого-духовное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Природа как основа формирования духовности с детства : Эколого-духовное воспитание».
Воспитатель : Баранова Е. Ю.
Ярко выраженный экологический кризис планеты подвигнул передовую часть человечества к осмыслению своей деятельности, пересмотру значения результатов научно-технического прогресса, к переоценке своего «я» в системе «человек–природа–общество». Отношение человека к себе, своей роли в существующем мире, понимание своей сущности менялись на протяжении истории. Двадцатый век – это кульминация негатива, созданного цивилизацией на Земле, который проявляется в позиции прагматического антропоцентризма: человек считает себя «царем природы», вершиной всего сущего.
Публикация «Консультация „Природа как основа формирования духовности с детства: Эколого-духовное воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Причина кризиса — отсутствие духовности.
Ведущие отечественные и зарубежные ученые (Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, А. Печчеи и др.) считают, что истоки экологического кризиса находятся в самом человеке – в проблеме отсутствия или недостаточного развития его духовности. Современно звучат слова философа Н. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью». Кризис духовный более опасен, чем кризис экологический, ибо его результатом является интеллект, вышедший из-под контроля нравственности. Такой интеллект становится разрушителем гармонии мира. Исследования ученых показывают [4, 10] : на заре своего развития человек не отделял себя от природы, более того, он не отделял себя от всего существующего Мироздания. Древние философы Востока и Греции рассматривали его как часть Космоса, как малый космический мир, в котором отражаются процессы Вселенной. Античный период – это период космоцентричного мироощущения. Именно тогда сформулированы главные проблемы человека: его предназначение, место в природе и обществе, соотношение души и тела, разума и чувств. В дальнейшем люди в своем развитии пошли по пути противопоставления себя внешнему миру: жизнь была отделена от неживой природы, общество – от жизни в природе, техника – от культуры, человек – от природы и Космоса. В средние века человек был поставлен в центр познания, и это стало началом развития антропоцентрического миропонимания, что именно он является «царем природы». Разрушительную роль сыграл и материализм ХIХ–ХХ веков. Люди и вправду начали верить, что мир – это только та реальность, которую они могут воспринять органами чувств – увидеть, услышать, пощупать и т. д. Между тем многие открытия наглядно демонстрируют, что человек как биологическое существо очень и очень несовершенен: у него слабо развито обоняние, зрение, слух, он не улавливает ультразвук и т. д. В настоящий момент остро ощущается необходимость пересмотра отношения людей к окружающему миру и своему месту в нем. Настало время осознать, что развитие человека не может осуществляться только по социально-экономическим законам, обеспечивающим многочисленные блага для тела – его биологической составляющей. Мы должны развивать свой внутренний мир, духовный потенциал и проявлять это в делах, чувствах, мыслях, отношении к миру природы и людям. Имеется тенденция отождествлять духовность с религиозностью, но она неправомерна: духовность как понятие шире религиозности – это стремление человека к познанию мира, себя и своего места в нем, постижение высших ценностей, стремление к гармонии во взаимоотношениях с людьми, природой, культурой, наукой, искусством, это созидание и творчество в любой сфере деятельности. Потребность в духовности, ее развитии и осмыслении – черты нашего времени. Раньше других это осознали философы, культурологи, ученые из разных областей науки. Одним из примеров является работа действительного члена ряда международных академий профессора В. Н. Волченко «Миропонимание и экоэтика ХХI века» [2], в которой показано, что развитие нашего мира осуществляется по замыслу созидающего и животворящего начала. Такое представление о мире преобладало много столетий: наряду с материальным физическим существует тонкий (непроявленный) мир. И сознание человека – это не только продукт материи, оно находится в постоянном взаимодействии с тонким миром. Подобная парадигма миропонимания [2, 4, 7, 10] дает приоритет духовному развитию человека – в противном случае люди могут погибнуть вместе с искалеченной ими биосферой. Она также напоминает о необходимости содружества непримиримых антагонистов ХIХ– ХХ веков: науки и религии.
Поиск духовности в наше время.
Беспокойство за духовное развитие детей выражают многие специалисты, работающие с ними: педагоги, врачи, психологи. Н. М. Романенко в своем исследовании, посвященном развитию духовной культуры у старшеклассников, утверждает, что ее показателями являются такие проявления личности, как высокая степень эмоционально положительного отношения к другим и себе; внутренний регулятор эмоционального состояния, деятельности индивида (надежда, оптимизм); способность человека осуществлять нравственный самоконтроль – формулировать для себя нравственные обязанности, оценивать совершаемые поступки (совесть); духовная практика – создание духовных и материальных ценностей, несущих в себе новизну, оригинальность, уникальность (творчество, духовная самореализация) [9]. Можно утверждать, что выделенные исследователем стороны духовности школьников старших классов в равной степени относятся и к взрослым – разница просматривается лишь в степени ее осознания: взрослый чувствует свои духовные потребности, может сформулировать, осуществляет на их основе разные виды деятельности, испытывая при этом большое удовлетворение. Школьник находится в состоянии становления, наращивания духовных потребностей и не всегда может их обозначить словом и делом. Потребность построения новой педагогики представлена в работе Ю. П. и Л. Н. Азаровых [1]. Ученые чувствуют веление времени и необходимость создания новой парадигмы в воспитании и образовании детей и молодежи. Можно согласиться с их критикой сложившейся ситуации: в гуманитарных науках в период материализма установился своеобразный жесткий стиль доказательств, аргументации, добывания «истины». Ни любви, ни доверия, ни того тонкого уважительного отношения к предмету исследования, без которого нет и не может быть ни истинного познания, ни истинной науки. Духовность – это сила нравственных, эстетических и физических качеств личности. По мнению авторов, дух, душа, тело являются ключевыми понятиями в русской и мировой культуре. Цель духовности – идеал высшей реальности, «которая мыслится как возможное, достижимое для человека в какой-то части, приближающей нас к абсолютной необходимости» [там же]. Исследователи связывают развитие духовности с правосознанием : «Утверждение и развитие правовых норм на духовно-творческой основе есть единственный путь построения правового государства, способного противостоять любым противозаконным действиям аморально настроенных элементов общества» [там же]
Дети и детство нового времени.
Нельзя не обратить внимания на новую парадигму детства и детского развития, которая возникла на рубеже столетий и сформулирована В. Т. Кудрявцевым [6]. Знаток психологии детей дошкольного возраста, не один год возглавлявший «Институт семьи и воспитания дошкольников» в системе Российской академии образования, утверждает, что в настоящее время можно констатировать : профиль исторически нового типа детства – «развитое детство». В его основе лежит иной способ интеграции детей во взрослое сообщество – это творческое переосмысление образа взрослости в качестве проекции собственной психологической будущности. В соответствии с новой парадигмой детство становится значимым фактором бытия – «источником саморазвития родовой культуры», самоценностью, которая вносит вклад в становление человеческой культуры. В. Т. Кудрявцевым разработана программа «Рекорд – старт», в которой представлены и обоснованы новые теоретические позиции в построении педагогического процесса. В разделе «Развитие культуры познания» в качестве главной задачи автор выдвигает создание условий для построения ребенком образно-смысловой картины мира как проблемного целого: «особой системы представлений о мире, сколь бы спонтанными и необычными они ни были, что является лишь специфическим способом интеграции ребенка в человеческую культуру. Отсюда – возможность и необходимость культивирования детской картины мира внутри образовательного процесса, ее преимуществ, сильных сторон». Преимуществом, по мнению автора, является прежде всего целостное видение мира: «Детская картина мира, причудливо объединяя в себе необходимое и случайное, общее и частное, идеальное и реальное, существующее и вымышленное, возможное и невозможное, призвана не столько упорядочить действительность, сколько проблематизировать, ставить ее под “вечные” вопросы. Удивление, догадка, вопрос имеют в ней самостоятельную ценность» [6]. Второе преимущество детской картины мира – это воплощенный в образе Смысл, который превалирует над утилитарной целесообразностью. В мире взрослых все наоборот: «Экологические катастрофы, вызванные промышленным ростом, уничтожительные войны с применением суперсовременного оружия, абсурдные политико-экономические решения – печальное тому свидетельство. Поэтому современные дети могут предстать перед взрослыми не только как миротворцы, но и как “смыслотворцы”» [6]. Третье преимущество: «Детское мировидение – глобально, ему присущ своего рода “космологизм”» [там же]. Дошкольники действительно проявляют интерес к таким универсальным явлениям, как Жизнь, Космос, Истина, Добро, Душа, Мысль и др. В поиске ответов ребенок встает на «путь построения динамичного образа мирового целого». В программе «Рекорд – старт» есть специальный раздел этико-экологического воспитания дошкольников, содержание которого «призвано сформировать у ребенка единое ценностно-смысловое и познавательное отношение к живой и неживой природе, предметному миру культуры и созидающим его людям, которые связаны узами не только социальной, но и вселенской (космической) сопричастности» [там же]. Этико-экологическое воспитание, по мнению В. Т. Кудрявцева, «решает задачу закладки у ребенка образно-смысловых начал планетарного сознания. Такое сознание включает в себя эстетическое постижение и переживание гармонии мира…». Особое место в данной программе уделяется творчеству дошкольников, развитию их способностей «в процессе осмысления ими универсальных проблем человеческого бытия (добра и зла, живого и неживого, красоты и безобразия и др.) …» [там же]. Данный пример научного поиска делает очевидным своевременность постановки и обсуждения проблемы развития духовной сферы ребенка-дошкольника, поиска путей ее решения.
В первой части статьи говорилось о важности духовного воспитания детей в современном образовательном процессе. Подчеркивалось, что потребность в духовности, ее осмыслении и развитии является неотъемлемой чертой нашего времени. Предлагались пути решения проблемы формирования нравственной сферы дошкольников в процессе общения с природой.
Экоэтика – основа духовности.
«Подлинная методика развития нравственной духовности состоит в том, чтобы, опираясь на организованный здоровый образ жизни, постепенно, по мере взросления, интеллектуального развития, эмоционально-чувственного углубления, обращать ребенка к самому себе, к своему самосознанию, внутреннему переживанию всего увиденного, прочувствованного, услышанного, содеянного, додуманного, желаемого. Ребенку необходимо осознать, понять, прочувствовать, что хорошо и что дурно, что есть добро и зло, что делает его совестливым и что – бессовестным», – утверждал академик Б. Т. Лихачев [2]. Эти нравственные критерии должны быть заложены с раннего возраста. Вместе с тем в детях нужно развивать чувство ответственности за свои поступки: обретение душевной гармонии и спокойствия за совершенные добрые дела и, наоборот, переживание за причиненное даже невольно зло. Так приходит осознание, что внутри нас заложено духовно-нравственное начало, а также понимание необходимости его развития. Это позволит детям контролировать себя, свои импульсивные, неосознанные поступки и действия, будет способствовать выработке устойчивой позитивной направленности формирования личности, воли и черт характера. Развитие восприятия окружающего мира дошкольниками осуществляется главным образом на основе эмоций, чувств, эстетических и нравственных представлений, наглядных примеров, опыта. Эколого-духовное развитие тесно связано с соблюдением морально-этических норм взаимодействия с окружающей средой. Педагог ДОО, владея знаниями о морально-нравственных нормах и правилах, гармонизирующих отношения детей с окружающим миром, учит их на доступном им уровне регулировать взаимоотношения с окружающими животными и растениями, формировать убеждение в ответственности за них. Поведение в природной среде должно быть сострадательным, т. е. являться особой формой сочувствия, позволяющей войти в положение тех, кто рядом с нами. Поэтому воспитание в окружении природы, «через природу», «на основе природы» – не просто актуально, оно необходимо в современном мире. Еще одним правилом эколого-духовного отношения к окружающему, которое педагог доносит до воспитанников, является следующее: в мире не должно быть грубых безответственных действий по отношению к естественной среде. Поиск оптимальных путей взаимодействия с окружающей средой – необходимое условие решения экологических проблем. Формы повседневного поведения детей нужно согласовывать с моральными нормами. Воспитателю следует донести до ребенка важность бережного использования природных богатств. Такой подход и позволит осуществлять ограничение своих потребностей. Дошкольников в доступной для них форме нужно познакомить с таким понятием, как экологический след. Согласно научным исследованиям, проведенным английскими учеными (С. Хан, В. Скотт, К. Вебстер, оно рассматривается как мера использования человеком возобновляемых природных ресурсов. К последним относят не только пищу, но также древесину, воду, энергию, природные богатства и др. Владение педагогом актуальной информацией, доступный для восприятия рассказ и наглядные примеры из практики ведут к пониманию детьми проблемы разумной регуляции и самоограничения. Подход с позиции экологического следа связан также с решением глобальной экологической проблемы – мусор и его утилизация, вторичная переработка материалов. В ДОО по инициативе педагогов, руководства могут быть созданы специальные программы, обучающие детей созданию необычных поделок, композиций из «бросового материала».
Начала духовности в ребенке.
О духовности в дошкольный период детства можно говорить лишь условно. Тем не менее наш опыт и многолетние исследования проблемы экологического воспитания дошкольников позволяют предположить, что данная область содержит большие возможности. Для реализации этого должно осуществляться воспитание, которое обеспечит развитие следующих качеств.
- Дружелюбие, открытость – начало доброго отношения к миру, природе, людям.
- Любознательность должна превратиться в устойчивый интерес к знаниям, в постоянное стремление познавать окружающий мир.
- Любовь к родным, близким поможет ребенку преодолеть эгоизм,обратить внимание на другие формы жизни, а развитие способности сочувствовать, сопереживать станет началом человеколюбия, жизнелюбия.
- Стремление стать лучше (например, в различных формах взаимодействия с объектами природы) в дальнейшем может превратиться в устойчивое качество, которое обеспечит непрерывное самосовершенствование.
- Умение сдерживать свои желания (например, в случае, когда необходимо считаться с потребностями или возможностями другого живого существа) приведет к развитию способности к самоограничению и даже самопожертвованию.
- Стыдливость может быть началом совестливого отношения к своим поступкам, неправомерным действиям в природе, а в дальнейшем преобразоваться в чувство, именуемое совестью, которое будет регулировать нравственное поведение личности.
-Высокая степень позитивной активности, стремление к деятельности, к получению результата (в том числе и при взаимодействии с животными и растениями) может стать началом творческого отношения к действительности, созидания.
- Умение замечать прекрасное в природе – есть начало понимания красоты в любых ее проявлениях, сохранения, а затем и создания гармонии в окружающем мире.
Экологическое воспитание в развитии духовности.
Широкие возможности экологического воспитания для развития духовной сферы заключены, главным образом, во взаимодействии – общении дошкольника с миром природы, находящейся в пространстве его жизнедеятельности. Общение с живыми существами, например зверьками, – это важная (инновационная) деятельность, которая может иметь место в экологическом воспитании, пробуждая в детях душевность, бескорыстие, доброту. Обогащенная эколого-развивающая среда ДОО, насыщенная многообразием живых объектов в помещении и на территории, позволяет воспитателям организовать с детьми различные виды деятельности. Живые существа постоянно требуют внимания, им нужна вода, питание, тепло и пр. Если работа правильно ведется, она способствует обогащению духовной сферы дошкольников. Экологическое воспитание может осуществляться: 1) как совместная деятельность воспитателя с ребенком в группе, воспитателя с детьми на участке, коллектива педагогов со старшими дошкольниками и родителями на всей территории ДОО; 2) как процесс подражания – если взрослый представит образец правильного, гуманного и одухотворенного взаимодействия с природой. Это все получится при условии, если ребенка учить внимательному отношению, тонкости восприятия, состоящей из последовательной цепочки слов и действий: сначала увидеть по внешним признакам состояние живого существа (например, птица мечется по клетке или стучит клювом по пустой кормушке, затем назвать (интерпретировать) это состояние (птичка встревожена, испугана – в первом случае, или голодная, хочет есть – во втором). И только потом реагировать, предпринимать какие-либо действия, соответствующие ситуации (ликвидировать причину испуга; насыпать корм в кормушку). Затем обязательно понаблюдать за хорошим результатом (птичка успокоилась или клюет корм, вызывающим положительные эмоции от правильного взаимодействия с питомцем. В таком случае на конкретных примерах дети познают специфику и уникальность жизни, учатся понимать состояние другого живого существа, сочувствовать ему, приобретают практические навыки заботы об опекаемых растениях и животных. Итогом деятельности становится духовный компонент – осознанная радость ребенка, что и его усилиями животные и растения растут и хорошо себя чувствуют.
Главная познавательная деятельность в экологическом воспитании – наблюдение. Оно позволяет дошкольникам увидеть интересные проявления функциональной приспособленности живых организмов к среде обитания. Дети под руководством воспитателя наблюдают за рыбками в аквариуме, за птицами в клетке и на участке детского сада. Развивающийся познавательный интерес – это проявление духовности ребенка, которая в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях – это внешние проявления духовного поиска.
Большое значение в развитии начал духовности у детей имеет литература, отражающая различные события и явления природы, жизнь животных. Поэзия классиков (А. Пушкин, Ф. Тютчев и др., насыщенная яркими описаниями, эпитетами, сравнениями, становится средством пробуждения духовности, если ей предшествуют наблюдения в природе, сопровождающиеся словом (комментарием, разговором, беседой) – тогда прекрасное поэтическое слово делается понятным ребенку. То же можно сказать и о прозе детских писателей-природоведов (В. Бианки, М. Пришвин и др.). Ярким примером является литературное и художественное творчество Е. Чарушина, любовь которого к природе, животным отражена в замечательном цикле рассказов и рисунков для детей. При этом важно проводить с дошкольниками беседы, задавать вопросы, организовывать обсуждение различных моментов из жизни природы, ее обитателей. Дети охотно заучивают стихи, отрывки из рассказов, басен, сказок эколого-этического содержания. Педагог может предложить примеры, вопросы нравственной тематики – например, как бы дети поступили в аналогичной ситуации, – тем самым побуждая к размышлению, формированию собственной точки зрения. Такое осмысление нравственных понятий ведет к духовному росту, усвоению начал эколого-этической культуры.
Таким образом, экоэтика – наиболее важный этап первоначального становления духовности ребенка. Есть и другие – красота природы, эстетическое и художественное воспитание. Сейчас же хочется повторить то, о чем сказано в начале: кризис духовный очень опасен – его истоки находятся в самом человеке, в проблеме отсутствия или недостаточного развития духовности, а в результате – интеллект выходит из-под контроля нравственности.