Занятие в подготовительной группе «Кожлянская игрушка — символ Курского края» Видео (7 фото)
Татьяна Колоколова
Занятие в подготовительной группе «Кожлянская игрушка — символ Курского края» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с декоративным искусством и народными промыслами Курского края.
Под русскую народную музыку дети входят в зал. Ребята, давайте отправимся с вами в удивительное путешествие. А куда мы отправимся, вы попробуйте, угадайте сами.
Есть село среди холмов,
Козы там паслись кругом.
Жили там чудо-мастера,
Всех детей они любили
И игрушки мастерили.
Но игрушки не простые,
А свистульки расписные.
- Как вы думаете, где делали такие игрушки? (Ответы детей).
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Кожлянская игрушка — символ Курского края“ Видео» размещена в разделах
- Молодцы, угадали. Это село Кожля Курской области, не далеко от Курчатова. Чем знаменито это село? Глиняной игрушкой – свистулькой.
Воспитатель: Вот мы и отправляемся в гости к кожлянской игрушке. А теперь все внимание на экран.
Просмотр сказки на видеозаписи.
Видео :
https://www.youtube.com/embed/ADm4ocrGLXo Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
https://youtu.be/ADm4ocrGLXo.)
Ребята, кожлянские игрушки – это сказочные, фигурки животных и людей: тут и петушок, и баран, и кошка с гармошкой. (Демонстрация слайдов с изображением кожлянской игрушки).
Играли дети с такой свистулькой и
приговаривали:
Кожлянска барыня с котом :
«Как повадился коток
К бабе Дарье в погребок –
По сметану, по творог.
Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим кожлянскую игрушку. Мы увидим различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев.
Все они нарядные, даже в холодный день излучают тепло. Расписывая кожлянскую игрушку, мастерицы строго придерживались 4х цветов. Ребята, а какие цвета использовал мастер (синий, красный, зеленый, желтый). А какие узоры при этом использовал мастер? (косая мелкая решеточка, «елочка», параллельные полосочки, пятнышки, косые линии, «волна», «звездочки») . А что же обозначают эти узоры при росписи игрушки. Что бы это узнать отгадайте загадки:
1. Земля тарелка, что положишь, то и возьмешь (семена).
2. Рассыпалось к ночи золотое зерно, глянули к утру, нет ничего (звезды).
3. Серебряные нити сшивают небо и землю (дождь)
4. Течет – течет не вытечет, бежит – бежит не выбежит (речка).
5. Весной в цветочном сарафане лежит, а летом в желтом сарафане сидит (поле).
6. Всё поле в шнурках (вспаханное поле)
7. Дышит растет, а ходить не может (растение)
При отгадывании загадок демонстрация узоров их обозночающие.
Воспитатель
А сейчас давайте поиграем в игру, в которую играли в селе Кожля, и эта игра «Ручеек»
- А теперь я предлагаю с играть в ещё одну игру.
Д/и «Выбери игрушку» (из предложенных изображений – филимоновской, каргопольской, городецкой, дымковской, кожлянской игрушек – выбрать последнюю и обосновать выбор).
Ребята, а кто знает стихи про кожлянскую игрушку?
1 – ребенок:
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
2 – ребенок:
Лепите их! Нужны эти свистульки,
Их сердце чувством, творчеством звенит,
Наш вечный друг, народные игрушки,
Дорогой нужных дел идут в зенит.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, к нам кто-то идет. Играет музыка и в зал входит петрушка.
Петрушка:
“Я веселая игрушка,
А зовут меня Петрушка”.
Петрушка: Ребята, я иду на веселую ярмарку и по дороге решил зайти к вам, но не один, а принес вот эту игрушку : демонстрации игрушки козочка.
Воспитатель: Да, ребята этот коза не простая, сказочная. Она украшена яркими узорами. А кто помнит, как называется эта козочка? (кожлянская).
Петрушка: “Я несу на ярмарку еще козочек, они белые, их только слепили. Я хочу вас попросить сделать этих козочек красивыми и разноцветными, что бы всех у меня купили”.
Воспитатель: “ Ну что, ребята, поможем петрушке?
- Ребята, я предлагаю вам, на некоторое время превратится в кожлянских мастеров.
Теперь давайте ребята рассмотрим кожлянскую козочку. С чего будем начинать роспись? (Ответы детей). Сначала мы распишем рога – видите, какие они красивые. Мастера использовали желтую краску – рога как – будто золотые. Нарисованы у козочки носик, глазик, ушко, и эти элементы будем расписывать кистью с тонким ворсом. А вот потом расписываем туловище козочки. Здесь мы используем узор «решеточку» или «елочка». Кто догадается почему (решеточка – символизирует поле, елочка – всю растительность) .Эти элементы повторяют, если на спинке нарисовали узор, то и на животике нарисуем тоже одного цвета, и повторяем узор на правом боку, точно такой же и на левом боку. Прежде чем приступить к работе разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни
(смотрим на раскрытые ладоши и вертим ими)
И вот эдак и вот так, не обидятся никак.
(потираем руки).
Раз, два три, четыре, пять
(хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(встряхиваем кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Дети расписывают заранее вылепленные фигурки кожлянских игрушек - свистулек козочек (как вариант можно заменить вырезанными из бумаги силуэтов козочек) По окончанию работы дети приносят свои расписанные игрушки Петрушке
Петрушка: “Ребята, мне очень понравились ваши работы. Сегодня вы были настоящими художниками. Я приготовил вам сегодня сюрприз – хочу угостить вас сладкими леденцами, которые я привез с собой (угощает детей леденцами).
Беседа с детьми по итогам работы:
• Что же мы сегодня делали на занятиях?
• Понравилось ли вам сегодня быть художниками?
Воспитатель: Ну что же ребята вот и подходит к концу наше путешествие и мне хотелось бы напомнить вам, что кожлянская игрушка - это символ нашего Курского края.
Чтение стихотворения:
ребенок:
Кожлянская игрушка
Ребятам всем подружка.
Путь, что б сделать её – длинный.
Она лепится из глины,
В печь, затем её кладут,
И огнем часами жгут, Что б была прочна, игрива,
И певуче и красива.
Она с виду хороша,
У неё есть и душа Курская, раздольная,
Словно ветер вольная.
Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Пришло время прощаться. До свидания.