Наталья Мишина
Краеведение как одна из форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Она актуальна и сложна, а процесс воспитания чувства патриотизма – сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны. Приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Публикация «Краеведение как одна из форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Патриотическое воспитание дошкольников — проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которые раньше не замечали. Возможно, именно в этом заключается главная причина радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания малышей.
Рассмотрим некоторые принципы построения процесса развития патриотических качеств детей дошкольного возраста :
• Взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач.
•Скоординированная целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (семья, ребёнок, педагогический коллектив) в условиях специально организованной развивающей среды.
• Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учётом возрастных и индивидуальных характеристик.
• Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции).
• Последовательность в нравственно-патриотическом формировании личности : от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна - моя планета).
Мы пришли к выводу, что помочь реализовать на практике вышеуказанные принципы и общие требования к содержанию образования, воспитания гражданственности, любви к Отечеству может краеведческая работа (прежде всего историко-этнографическое краеведение).
Основной целью краеведческой работы является определение места, роли, задач и направлений патриотического воспитания в системе образовательной работы ДОУ. Цель ранжируется на следующие задачи:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине - России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Формирование представления о Земле и о жизни людей на Земле.
5. Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защищать ее.
6. Создание условий для формирования и развития общественно значимых знаний, навыков, умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.
Особые образовательные технологии, приемы и методы позволяют педагогам моделировать специфическое образовательное пространство – развивающую среду, в сфере которой оказывается дом ребенка, детский сад и его ближайшее окружение, музеи и архитектурные памятники города.
В ДОУ ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой родине.
Мы считаем, что работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, родной страной, их природными и социокультурными особенностями должна быть более определё нной: иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, их исследовательскую деятельность в специально организованных условиях.
В связи с этим в ДОУ была разработана программа «Родные просторы». Она является информационной, в ее основу положен курс истории и современности родного края, который тесным образом переплетается с литературой, обрядами, традициями и деятельностью населения Зауралья, природой и географическим положением. Программа опирается на последние достижения зауральских ученых-историков, биологов, географов, литераторов, исследователей краеведов. Она предлагается для изучения в рамках регионального компонента к учебному плану и рассчитана на три года. Программа «Родные просторы» :
• органически вписывается в основную общеобразовательную программу ДОУ, раскрывая те же объекты окружающего мира, но специфическими формами и средствами;
• предусматривает в динамике по ступенчатому принципу развитие краеведо-туристских знаний, умений и навыков у дошкольников;
• акцентирует внимание на краеведческих знаниях, умениях и навыках с учетом возрастных особенностей дошкольников;
• ограничивает «путешествие» пределами микрорайона, города, а формы, виды путешествий - тематическими прогулками, экскурсиями, малыми «походами», начиная с их подготовки и заканчивая подведением итогов.
Основные разделы программы следующие: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и история». В каждом разделе выделены его приоритетные задачи, ведущие задачи работы в каждой возрастной группе, определен объем и содержание.
Каждый раздел программы направлен, с одной стороны, на решение конкретных краеведческих задач, а с другой стороны – дополняет и расширяет содержание других.
Структура программы «Родные просторы»
Родной край:
1)Человек и природа. Мир природы (озера, реки, леса, животный мир.
-практическая ценность природы.
2)Человек-история и современность. Культурный облик Зауралья (архитектура, промышленность, промыслы, искусство)
-Результат труда людей
3)Человек и общество. Деятельность людей (труд, быт, праздники)
-Преобразующая роль труда
Несмотря на то, что в программе, на первый взгляд, определено содержание работы по разделам, указаны ведущие методы и средства, программа открытая: каждый практический работник вправе выбрать организационные формы работы, реализовать задачи в разных видах деятельности.
Расширяя образовательное пространство, программа, соответственно, расширяет и круг участников образовательного процесса. Кроме ребенка и педагога в эту деятельность активно вовлекаются родители, музейные сотрудники, курганские художники, работники библиотеки, а также те взрослые, которые оказались в пространстве развивающей среды, тем самым, образуя педагогическое сообщество нового типа.
В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий.
Для получения результатов эффективности программы разработан образовательный мониторинг, который включает в себя оценочные, уровневые характеристики, банк для хранения информации, анализ по результатам длительных исследований.
Мы считаем, что указанная программа может быть дополнением к существующим государственным, федеральным и региональным программам как составная часть, включающая конкретное содержание регионально-национального компонента.