Краеведение в детском саду. Конспект занятия со старшими дошкольниками «Знакомство с жизнью бурят»

Марина Жмакина
Краеведение в детском саду. Конспект занятия со старшими дошкольниками «Знакомство с жизнью бурят»

Цель: Знакомить детей с этнографией бурят, особенностями их жилища бытовой жизни, особенностями национального бурятского костюма.

Продолжать формировать интерес к «малой родине». Воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Познакомить с бурятской легендой «Богатырь Харидой». Дидактический материал. Иллюстрации с изображением юрты, национальной бурятской одежды, украшений, охотничьих принадлежностей и других инструментов. Сборник «Байкал-озеро сказки». 1 стр. 269

Ход занятия.

- Ребята, вы уже знаете, что коренными жителями Иркутской области являются буряты, эвенки, тофалары. Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с жизнью бурят.

Основным занятием бурят было скотоводство, кроме этого они занимались охотой и рыбной ловлей. Бурятские племена постоянно кочевали в поисках пастбищ для скота, удобных мест охоты и рыбной ловли. Передвигались буряты на лошадях. Лошадь давала мясо и молоко. Богатые семьи владели многочисленными конскими табунами.

Охотились буряты с помощью монгольского лука и стрел на изюбров, медведей, коз, ли с, бобров, соболей.

Наконечники стрел были железными, так как буряты у своих предков курыкан научились хорошо обрабатывать железо. Многие буряты были настоящими мастерами, они делали красивые ножи, украшения для седел и другие искусные вещи.

Жили буряты в юртах. Юрты были войлочными и деревянными.Юрта делилась на две части: для себя и для гостей и торжеств. Пол в юрте был земляной. Вдоль стен делали земляные лавки, на них спали. Посреди юрты была яма, в которой разводили огонь. Над ямой стоял железный треножник, на который вешали котел. Над огнем в потолке прорезали дыру, в которую выходил дым. За огнем в бурятской юрте всегда следила женщина. Кроме этой обязанности, бурятские женщины катали войлок, которым укрывали юрты, обрабатывали кожу, шили из нее обувь и одежду. Мужчины готовили деревянный острог юрты, делали повозки, вили веревки, шили конскую сбрую, изготавливали вооружение.

Между собой буряты были очень дружны. Семьи, в которых погибал хозяин, и больные были на попечении всей общины, все члены племени помогали им. Детей учили уважать старших и помнить о своих предках. Буряты отличались своим гостеприимством и радушием. Кто бы ни был их гость, ему устраивали лучшее место у огня, подавали лучшее угощение.

Традиционной одеждой у бурят был халат. Зимний халат (Дэгэл) шили из меха, чаще всего из овчины, а летний (тэрлиг) из ткани, но на подкладке. Мужчины подпоясывали халат, а женщины сверху халата надевали безрукавку. В холодное время буряты надевали доху, то есть шубу, сшитую шерстью наружу. Ее называли – «саба».

Бурятские племена жили родами. Род объединял несколько улусов, во главе которого стоял князек. Его власть переходила по наследству.

Быряты были хорошими войнами. Конница бурят насчитывала много тысяч всадников. Бурятские войны были одеты в кольчуги и шлемы, вооружены они были сложными луками и стрелами, железными копьями, длинными ножами, палицами и топорами.

Вначале было несколько бурятских племен – эхириты, булагаты, хонгодоры и хонрицы. Затем эти племена сблизились и объединились в единую бурятскую народность.

Вот как об этих племенах рассказывается в бурятской легенде «Богатырь Харидой» (рассказывание легенды).

Публикации по теме:

Национальный компонент. Куклы в бурятских костюмахНациональный компонент. Куклы в бурятских костюмах .Здравствуйте дорогие коллеги! Мы сегодня с детьми обсуждали и очень много говорили о поэзии бурятского костюма, его разновидностях, назначении. так.

Организация самостоятельной деятельности детей в старшей группе. Блок «Народы Прибайкалья». Тема: «Украшения бурят»Организация самостоятельной деятельности детей в старшей группе. Блок «Народы Прибайкалья». Тема: «Украшения бурят» Организация самостоятельной деятельности детей. Старшая группа. Педагог Маркина М. В. Блок «Народы Прибайкалья» Тема: «Украшения бурят» Цель:.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Краеведение в детском саду. Конспект занятия со старшими дошкольниками «Знакомство с жизнью бурят»
Опубликовано: 16 июня 2014 в 14:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Красавцам в черных смокингах, обитающим во льдах Антарктиды, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с пингвинами и увлечь...

20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

План — конспект зимней прогулки в младшей группе «Строительство снежного лабиринта»
1. Трудовая деятельность «Строительство снежного лабиринта» Цель: Построить с детьми снежный лабиринт. Вызвать у детей интерес к строительству...
Методическая разработка авторской песни написанной в казачьем характере «Зимушка...
Авторская песня в казачьем характере о зимних казачьих праздниках на Дону. Я, Более 30 лет работаю с детьми по теме «Приобщение дошкольников к...
Фотоотчет о новогоднем празднике «По дорогам добра вместе с зимней сказкой»
Задачи: - формирование устойчивого интереса к театрально - артистической деятельности; - развитие эмоциональной сферы, творческих способностей и...