Наталия Терентьева (Евдокимова)
Краеведение в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
"Я стремился к тому, чтобы все годы детства
окружающий мир, природа постоянно питали сознание
учащихся яркими образами, картинами, восприятиями,
представлениями… чтобы чтение "Книги природы"…
было началом активного мышления, теоретического
познания мира, началом системы научных знаний. "
В. А. Сухомлинский
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
Публикация «Краеведение в детском саду» размещена в разделах
Свою любовь к родным, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, так как основным источником впечатлений является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал становится основой понимания человеком своеобразия других стран, краев, областей. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Детский сад играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Детский сад – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Он дает ребенку систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает дошкольника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Любовь и интерес к родному городу, и краю, уважение к людям, живущим в красивом поселке Игрим, который, является гордостью Югорского края вот уже несколько лет мы прививаем своим воспитанникам и маленьким гражданам Игрима через интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии и целевые прогулки по Игриму, беседы, сопровождаемые мульти -медиапрезентациями местных достопримечательностей и слайдами, где представлена природа великого и могучегоЮгорского края. Такие формы работы с детьми способствуют формированию у детей представлений о городе, особенностях его основания, истории архитектурных сооружений, развитию интереса к культурному наследию Югорского края. Безусловно, на этапе дошкольного детства невозможна систематическая краеведческая подготовка ребенка, но целесообразно знакомство с самыми общими, адаптированными к возрасту дошкольника сведениями о крае и ближайшем к ребенку обжитом пространстве. Такие сведения дошкольник получает изначально в семье, через детские книги, радио- и телепередачи, а педагоги детского сада стараются разнообразить работу по краеведениию, делая ее более приближенной к систематичной. Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные представления и о природе, и об обществе, и об их развитии и взаимосвязи возникают из собственно краеведческих представлений. Потому-то краеведческие знания – в основе первичного воспитания, обучения и выработки понятий о важности опыта прошлого, в фундаменте исторической памяти.
Девизом работы с детьми по краеведенью служат слова из стихотворения поэтессы Надежды Терехиной,
«…Сибирь моя, ты разная такая.
Любовью отвечаешь на любовь,
Могучая и нежная, святая
Меня благословляешь вновь и вновь…»
И, действительно, это так: наша Сибирь такая разная и сказочная, благословляет на добрые, интересные и творческие дела. Использование краеведения помогает детям стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у ребенка в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим.
Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения детей к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. В нашей стране немало красивых, чистых городов и поселков, которые возникли в результате освоения природных ресурсов и профессиональной деятельности человека. Игрим один из таких поселков и не любить его невозможно, сразу же вспоминаются строки из стихотворения «Родина» В. Степанова.
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которым мы идем…»
Терентьева Н. А воспитатель МБДОУ
«Золотой ключик» п. Игрим