Папки-передвижки

Кризис современного детства

Наталья Симонова
Кризис современного детства

Кризис современного детства

Влияние внутрисемейных отношений на развитие и воспитание ребенка признается всеми. Гармония их – залог здоровья и успешности растущей личности. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия и общения, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности.

А. С. Макаренко, глубоко вникая в проблемы семейного воспитания, неоднократно отмечал, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причем счастье семьи он видел в благополучии, связанном со сферой общения и отношений. Л. С. Выготский настаивал на том, что семья является для ребёнка самой первой и самой важной социальной средой, где создаются условия для перестройки наследственного опыта в ходе семейных взаимодействий, общения, деятельности. Г. Т. Хоментаускас подчё ркивает: «Семья – единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребёнка, является симптомом других семейных «болезней».

Публикация «Кризис современного детства» размещена в разделах

Проблемы семьи, детства в современных условиях изучаются многими отечественными исследователями: В. В. Абраменкова, Г. С. Абрамова, А. А. Бесчасная, А. Л. Венгер, Е. С. Белова, С. В. Дармодехин, А. Г. Лидерс, Е. Л. Горлова, Э. Г. Эйдемиллер, Э. О. Смирнова, Е. А. Савина, А. С. Спиваковская и др.

Современное российское сообщество претерпело колоссальные изменения в последние десятилетия. В период интенсивной индустриализации производства, развития технологий, всплеска развития научных идей, общественно-политического сознания и перехода к современному информационному обществу семья претерпела чрезвычайные трансформации. В результате семья, как естественная и необходимая среда жизни, воспитания, социализации ребенка, изменила свое лицо и соответственно, сформировался новый образ детей. Кроме социально-экономических причин хотелось бы отметить, что в данных трансформациях особая роль принадлежит причинам нематериального характера, а именно идеям и ценностям, к которым стремится следовать общественное сознание. Столь существенные изменения в обществе, активно способствовали созданию «современной» модели семьи и «современного» детства.

В истории общества были периоды, когда нарушалась связь между детьми и взрослыми, затруднялся и становился проблематичным процесс взросления. Такой период – исторический кризис детства – может продолжаться веками с трудно предсказуемым исходом (по Д. Б. Эльконину). А. А. Венгер, опираясь на исследования Б. Д. Эльконина и В. И. Слободчикова, высказал гипотезу о наступлении очередного кризиса детства, констатируя грубые и очевидные проявления кризиса детства.

Семья – исторически возникший феномен – изначально стала важнейшей структурной единицей социальной организации общества, выполняя образующую функцию в его воспроизводстве и развитии на протяжении многих тысячелетий. В силу своей специфики, определяемой отношениями супружества, родительства, родства и т. д., она является своего рода микросоциумом, в котором формируются соответствующие социальные связи, осмысливаются нормы и принципы человеческих отношений, происходит первичная социализация. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению, и изменяется вместе с развитием общества (достигает тех же успехов и имеет те же проблемы, что и современное ей общество).

В рамках системного подхода семья рассматривается как социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения, то есть это комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система первична по отношению к своим составляющим – часто то, что происходит в семье, не зависит от намерений и желаний людей, а подчиняется правилам функционирования семейной системы. Семья представляет собой открытую систему, члены которой взаимодействуют друг с другом и с окружающими системами. Вследствие действия «обратных связей» с внешними биологическими и социальными системами семья является постоянно развивающейся системой.

Именно поэтому обостряется проблема семьи в современной ситуации глобальных подвижек и изменений условий функционирования общества-сообщества и перехода его в новое состояние, когда нарушаются прежние и возникают принципиально новые обстоятельства жизнедеятельности и разрушаются многие нормы прежних отношений. В какой степени и как изменялась и изменяется функциональная нагрузка семьи в организации и воспроизводстве нового Социума? И если изменяется, то в какой мере и как?

Жестко проблема семьи встала в условиях современной России.

Проводимые в 90-е гг. прошлого века реформы российского общества привели к глубоким изменениям жизнедеятельности семей. Многие из них, лишившись прежней опеки государства, не сумели адаптироваться к новым условиям существования, оказались неподготовленными к новым социально-экономическим условиям, не выработали механизмов своей защиты, жизненных стратегий, необходимых для выживания.

Особенно сложное положение характерно для семей с несовершеннолетними детьми. Стремительное падение реальных доходов семей обусловило их массовую бедность. Кризисные тенденции в жизнедеятельности семей усугубляются дестабилизацией ранее сложившейся в стране социальной инфраструктуры, систем дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей, строительства и распределения государственного жилья, культурного, бытового, санаторно-курортного обслуживания. Принимаемые социальные программы недостаточно учитывают реальное экономическое положение семей, неконкурентоспособность многих учреждений социальной сферы. Крайне низкой остается средняя продолжительность жизни, недостаточно реализуется трудовой и интеллектуальный потенциал населения. Углубилась дезорганизация жизни семей, возросла нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции.

Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми как следствие их экономической, правовой и моральной незащищенности. Снизилась роль семьи в социализации детей, в формировании систем отношений в российской обществе, когда исторические процессы трансформации семьи переплетаются с возникновением острейших проблем, вызванных социально-экономическими преобразованиями. Исследователи отмечают недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры семьи, которая находится в прямой зависимости от культуры данного общества в данную эпоху и это проявляется в низком уровне воспитанности современных детей.

Таким образом, семья играет большую роль в жизни отдельной личности и общества в целом. Являясь важнейшим элементом социальной ситуации развития каждого человека, семья обеспечивает как личностное развитие отдельного индивида, так и играет ведущую роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений.

Анализируя исследования по этнографии детства, Д. Б. Эльконин сделал вывод о том, что в истории общества были периоды, когда нарушалась связь между детьми и взрослыми, затруднялся и становился проблематичным процесс взросления. Такой период – исторический кризис детства – может продолжаться веками с трудно предсказуемым исходом. Не находимся ли мы на пороге кризиса детства?

Первое, что бросается в глаза, - это кризис системы школьного обучения. В общественном сознании качественная неадекватность современного школьного обучения отражается как его количественная недостаточность (с точки зрения интенсивности и длительности). Отсюда тенденция к его распространению на соседние возрастные периоды. Псевдошкольные формы обучения в дошкольном возрасте все более вытесняют игру из жизни детей. Тем самым обессмысливается и жизнь дошкольника. Специалисты отмечают и другие, не столь бросающиеся в глаза, проявления кризиса детства уже в младшем школьном и дошкольном возрастах. Это распад детского сообщества и детской субкультуры, обеднение сюжетно-ролевой игры, личностная незрелость, более или менее выраженные психические или неврологические отклонения от нормы у большинства детей (до 80%).

Итак, сегодня кризис детства очевиден. Социальный кризис приводит к неуверенности, неопределенности в построении взаимоотношений взрослых с детьми.

Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития – одной из существенных детерминант развития личности ребенка – общеизвестна. Развитие личности ребёнка в конкретной семье зависит от системы межличностных отношений в ней, т. к. ребёнок строит своё поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним является значительным фактором становления Я - концепции в детском возрасте.

Семья – это всегда открытая система, лишь различно включенная в общество в разные эпохи, и изменения в обществе отражаются на ее организации, но преломляются сквозь призму особенностей этого института. Вышеперечисленные трансформации претерпела семья в период интенсивной индустриализации производства, развития технологий, всплеска развития научных идей и общественно-политического сознания и перехода к современному информационному обществу. В результате семья, как естественная и необходимая среда жизни, воспитания, социализации ребенка, изменила свое лицо и соответственно, сформировался новый образ детей. Кроме социально-экономических причин хотелось бы отметить, что в данных трансформациях особая роль принадлежит причинам нематериального характера, а именно идеям и ценностям, к которым стремится следовать общественное сознание. Это новое, другое детство складывается и существует в определённой социокультурной ситуации, т. е. в той среде (информационной, коммуникативной и пр., которую создают для них взрослые. Такие представления, как «демократизация», «равенство людей», неприятие дискриминации по половой, социально-экономической принадлежности, ценность и уникальность каждой личности – активно способствовали созданию «современной» модели семьи и «современного» детства. Исследователь А. А. Бесчастная выделяет наиболее важные отличия особенности «традиционных» и «современных» моделей семей.

Разумеется, что данные преобразования семьи, модификации поло-ролевой семейной иерархии, завоевания новых социальных позиций женщины в семье и в обществе не могли не отразиться на позициях детей в семье, их положении в обществе и в отношениях взрослых к детям, а также породило огромное количество проблем детства, к которым общество не было подготовлено и которые вывели общество из состояния относительного равновесия. Если к этому добавить рост общего напряжения в нашем современном обществе, прогрессирующее ухудшение взаимоотношений взрослого сообщества и подрастающего поколения сопровождается появлением большого количества детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, с затруднениями в обучении и нарушениями поведения, то картина неблагополучия в пространстве отношений растущий человек – взрослый станет ещё более сложной. Во взаимодействии взрослого с ребёнком теряется важная и традиционная и линия передачи общественно выробатанных социальных норм в наиболее значимом для последнего микросоциуме – семье. В результате дробления, нуклеаризации, дестабилизации иерархии семейных статусов, семья не в состоянии выполнять ряд социальных функций, связанных с воспитанием и социализацией детей. Этот вакуум в выполнении функциональных обязанностей сформировал проблемы существования семьи и детей, а также необходимость профилактики и решения этих трудностей. Поэтому естественный ход социального развития создал и передал эти функции таким социальным институтам, как социальный институт образования (детский сад, школа, среднее специальное и высшее образование, институт культуры (культурные учреждения, внешкольные досуговые и спортивные учреждения, центры развития и т. д., институт опеки и патронажа детей, оставшихся без родителей и надзора (дома для детей и сирот, детские дома семейного типа и т. д., институт здравоохранения и т. п. Общество в значительной мере взяло на себя функции защиты человека, предоставления работы, воспитания детей, проведения досуга, поддержки нетрудоспособного населения. Этот процесс можно обозначить как «обобществление» семьи и ее функций. Семья, неспособная в условиях усложнившегося производства, ускорившегося ритма жизни и бурного потока информации полностью выполнять свои основные функциональные обязанности, превращается как бы в часть общества, хотя в традиционном понимании она сливалась и была едина с обществом. Если она является частью общества, следовательно, она оказывается и частью жизни человека; человек не идентифицирует семью как всю свою жизнь. Для индивида может существовать вполне полноценная жизнь вне и кроме семьи. Происходит как бы деление и дробление сознания и существования человека в одном пространстве и в одно время. Выражается это в том, что формируются представления, что «есть моя жизнь здесь, в семье, и есть моя жизнь там, вне семьи».

Аналогичные изменения произошли с представлением и явлением детства в современности. Если в прежние времена по мере физического роста и развития и по мере взросления ребенок пополнял свой арсенал трудовых навыков и, выполняя их, вливался как равноправный партнер в общество взрослых, а социализация выступала как усвоение правил и норм жизни и была, по сути, сама жизнь, то в настоящее время только лишь физической зрелости недостаточно. Ребенок проходит длительный период подготовки к жизни, которая включает в себя интеллектуальную, психологическую и социальную зрелость. Традиционно в современной литературе социализация трактуется как подготовка ребенка к будущим взрослым ролям. По мнению некоторых авторов, такая социализация, образно говоря, превращается в производство «полуфабрикатов»; дети могут жить с ощущением того, что они какие-то неполноценные, что они как бы еще не люди и все время к чему-то там готовятся. И вот это ощущение, это все впереди, а сейчас ничего нет, появляется неизбежно у детей, если целью и задачей социализации объявляется подготовка ребенка к будущим взрослым ролям. Таким образом, хочется обратить внимание на то, что детствосоставная часть социальной жизни: и детская жизнь, и роли имеют самостоятельное значение.

Данное дробление жизни на «подготовку» и «жизнь потом» и соответствующее отношение взрослых к ребенку формируют в нем ощущение, что его недооценивают либо относятся как к существу неполноценному – недочеловеку. Отсутствие во внутреннем мире ребенка гармонии и равновесия по поводу сознания собственного «Я» продуцирует острое протекание личностных кризисов, неудовлетворенности, притязание на признание, самоутверждение (которое подчас происходит довольно поздно по сравнению с данными из прошлых времен). Внутриличностные конфликты в детском возрасте образуют благодатную почву для возникновения социальных проблем среди детей и их отголоски во взрослой жизни. Причина же большинства трудных и нередко кризисных ситуаций с детьми лежит в изменившейся первичной социализации в семье.

Как известно, социализация может быть, как первичной (в семье, так и вторичной (за пределами семьи). При первичной социализации родители стараются передать эталоны поведения, принятые в данном социальном окружении, прививают детям то, что считают важным и необходимым в жизни. Во время первичной и вторичной социализации к ребенку предъявляются определенные требования, которым он должен соответствовать. Адекватность этих требований важна и должна соответствовать возрастным (физическим, психологическим и социальным) особенностям ребенка, так как в момент личностной идентификации и забеганием вперед (опережающее взросление) и «запаздывание» (отставание в самоидентификации) увеличивают риск формирования конфликта в личности ребенка и неблагоприятных ситуаций в семье. Расщепление семьи и занятость женщины в общественном производстве разрушили семейные авторитеты и межпоколенную связь в семье. Поэтому еще в семье ребенок впитывает идеологию соревновательности и конкурентности между мужчиной и женщиной, младшими и старшими, самоценности и уникальности собственного «Я» превосходства индивидуальности и второстепенность понятия «Мы».

В процессе вторичной и спонтанной социализации от ребенка в современных условиях требуется активная вовлеченность в соревновательный процесс и успешность. Если ребенок не отвечает этим требованиям общества, то он попадает в категорию «неблагополучных», или так называемых новомодных «детей-индиго».

Возникновение современного образа детства, отличного от традиционных представлений произошло по следующим причинам, которые одновременно и характеризуют новый образ детства в информационном обществе.

1. Завоевание женщиной, а затем и детьми равных прав с мужчинами. При этом одновременно общественное сознание не наделяет женщин и детей равными обязанностями по сравнению с мужчинами. В результате в семьях возникает диссонанс, когда женщина либо по исторической инерции исполняет полный цикл семейно-бытовых обязанностей и по социальной необходимости общественную нагрузку, либо женщина переключается полностью на реализацию собственного общественно значимого социального статуса.

2. Распространение идей равноправия людей независимо от пола и возраста, демократии и плюрализма мнений. К сожалению, это вовсе не способствует укреплению семьи и защите детства от социальных катаклизмов. Такие вмешательства государства в приватные отношения и мир семьи оказывают обратный эффект в отношении к самому государству со стороны молодого поколения.

3. Особенности семейных позиций и взаимоотношений отцов и детей, старших и младших членов современной семьи, ее система ценностей находят определенное отражение и символизацию в обновленных «обычаях» и «обрядах», в новых формах социализации. Эти влияния создают благодатную почву отступления детей от традиционных ценностей, что впоследствии приведет к конфликту молодежи с обществом, сохраняющим культ этих ценностей. Молодое поколение является носителем инноваций, разрушающих старые традиции, и этот процесс не проходит бесконфликтно.

4. Ускорение темпов технологических революций, в результате которых дети в качестве собеседников, друзей и социализаторов в обществе получили такие технические средства как интерактивные игрушки, телевизор, радио, компьютерные игры, интернет-общение, и т. д. Например, 3-х летний ребенок является «продвинутым пользователем компьютера» по сравнению с 65-летним человеком. В результате дети не приобретают и не отшлифовывают навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми.

5. Повышение требований к уровню образования каждого последующего поколения, что, по бытующему мнению, является залогом будущего успеха человека. Программы образовательных учреждений ежегодно уплотняются, усложняются за счет «забегания вперед», попытки форсировать возрастные психологические возможности детей и обогащаются дополнительными образовательными услугами. Вследствие этого дети не имеют временных возможностей для укрепления физического здоровья, формирования психологического равновесия, установления прочных дружеских отношений со сверстниками. Во взрослое общество входит физически и психически ослабленное депривированное поколение.

6. Популяризация идеологии личного успеха, индивидуализации и уникальности «Я», достижения целей, невзирая на методы и средства достижения, низвержения ценностей коллективизма, взаимопомощи, общности и единства с семьей, общностью и обществом.

7. Распространение демократии в обществе перетекло в демократичные и открытые отношения в семье. Произошло эмоциональное раскрепощение отношений между супругами, родителями и детьми. Современная модель договорных отношений с детьми предполагает внутренний контроль со стороны ребенка в противовес внешнему со стороны других людей или социальных посредников. Однако эта особенность жизни современных детей имеет и обратную сторону.

8. Внешний контроль за поведением детей и легальное прежде физическое насилие над ребенком перешло в плоскость невидимую и скрытую для глаз – во внутреннюю психологическую. Следовательно, внешнее насилие перешло в плоскость внутриличностное, которое бывает подчас тяжелее внешнего.

9. Особо хотелось бы отметить экологическое окружение современных детей. Промышленный рост, технические и технологические открытия и прогресс создают неблагоприятную обстановку для полноценного физического и психического развития детей.

10. И последней общей причиной и характеристикой современного положения детства и нашего отношения к детям является глобализация современного мира. Таким образом, если пытаться охарактеризовать общее положение детей в современном мире, то оно обусловлено процессами глобализации и изменения роли традиций в жизни людей. Современная жизнь приобретает новую динамику, ускоряется ее ритм, по мере этого меняется и роль традиций.

Современная семья переживает кризис. Этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержательного внутрисемейного общения, для совместных занятий, поддержания и развития семейных традиций. Внутренние напряженные отношения ослабляют семью, эмоциональное отчуждение становится характерной чертой детско-родительских отношений. Колоссальные изменения которые произошли в семье привели к кризису детства.

Изменения ценностных ориентаций, возросший темп жизни, особенности современных родительских установок и позиций, родительская некомпетентность и стили эмоционального взаимодействия приводят к ослаблению внутрисемейных связей и принижению самоценности семьи и детства, что самым отрицательным образом сказывается на психологическом развитии ребёнка.

Список литературы:

1. Белова Е. С. Влияние внутри семейных отношений на развитие одарённости в дошкольном возрасте/ Е. С. Белова// Психолог в детском саду. -2008.- №1.

2. Бесчасная А. А. Детство : история и современность/ А. А. Бесчасная. - СПб. : “Нестор – история,” 2007.

3. Волкова М. А. Взаимосвязь типа ценностей родителей и их представлений о воспитании детей/ А. М. Волкова// Психолог в детском саду. - 2005.- №4.

4. Власова З. И. Особенности отношений с близкими взрослыми и познавательное развитие детей в период кризиса трёх лет/ З. И. Власова// Психолог в детском саду. – 2006.- №4.

5. Горлова Е. Л. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего возраста/ Е. Л. Горлова// Психолог в детском саду. – 2006.- №4.

6. Дармодехин С. В. Семья в системе социальных отношений современного общества/ C.В. Дармодехин// Мир психологии. – 2008.- №3.

7. Запорожец И. Ю. Специальная организация игровых пространств как условие оптимизации детско-родительских отношений и формирования эмоционального благополучия дошкольников/ И. Ю. Запорожец// Мир психологии. – 2009.- №2.

8. Лидерс А. Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи/ А. Г. Лидерс. – Москва – Обнинск: “ИГ Социн”, 2004.

9. Рубченко А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии/ А. К. Рубченко// Психолог в детском саду. - 2005.- №4.

10. Семья в современном социуме (конец 20 – начало 21 ввеков) монография в 2-х частях. Часть 1/ Ред. Т. В. Лодкина. - Вологда. : ИЦВГМХА, 2005.

11. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребёнка/ Г. Т. Хоментаускас. - М. : «Педагогика», 1989.

Публикации по теме:

Особенности современного дошкольника Консультация для педагогов. «Особенности современного дошкольника». В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные.

Консультация для родителей. Кризис 3-х лет КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КРИЗИС 3-Х ЛЕТ Знаменитый кризис трех лет завершает эпоху сладостного слияния матери и ребенка и впервые подводит.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Сегодня мы с вами поговорим о кризисе 3-х лет. Кризис 3-х лет – определение условное. У одних детей он начинается в 2,5 г., у других в.

Кризис 3-х лет К трем года заканчивается этап "слияние" ребенка с матерью. У него резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого.

Кризис 3 лет (консультация для родителей) Кризис 3 лет (консультация для родителей) Возрастные кризисы- закономерные и необходимые этапы развития ребенка. По истечении кризисного.

Кризис 3 лет у ребенка Как проявляется кризис 3 лет у ребенка: симптомы! ВАЖНО: Кризис 3 лет проходит у детей по-разному: чьи-то мамы даже не заметят его, а.

Консультация для родителей «Кризис 7 лет» Как преодолеть кризис семи лет? Ваш ребенок уже прошел через несколько кризисов: рождения, первого года, трех лет. Кризис семи лет обычно.

Консультация для родителей «Кризис семи лет» Консультация для родителей: Кризис 7 лет Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального.

Кризис трех лет К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кризис современного детства
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 20:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД