Папки-передвижки

Круглый стол «Изучаем ФГОС ДО. Часть 2

Ольга Павлова
Круглый стол «Изучаем ФГОС ДО. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы

Кроме перечисленных условий, стандарт прописывает и то, что в организации должны быть созданы и условия для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же для диагностики и коррекции нарушений их развития, социальной адаптации детей с ОВЗ, и оказания ранней коррекционной помощи.

В Организации может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга).

Участие ребёнка в мониторинге допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Публикация «Круглый стол „Изучаем ФГОС до“, Часть 2» размещена в разделах

Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей;

3) для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Стандарт меняет отношение и к мониторингу – мы привыкли воспринимать мониторинг как способ выявления ЗУН ребенка, то есть мы привыкли оценивать ребёнка по тем или иным критериям. А стандарт нам говорит о том, что нужно не оценивать, а ценить ребенка. Поэтому и мониторинг должен быть особенный, направленный на диагностирование развития, а не отбор детей. В силу этого, наверное, будут разрабатывать, и вводиться нормативные карты наблюдения за развитием ребенка. В рамках одного из вебсеминаров, Александр Григорьевич говорил о том, что концепции стандарта не противоречит карта развития, предложенная Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым. Карта развития состоит из двух частей: нормативной карты, отражающей становление инициативности в разных видах деятельности, и карты, отражающей психологический фон развития. Авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Психологический фон, с точки зрения авторов, отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника. Что тоже находит отражение в стандарте.

Далее рассмотрим требования к предметно развивающей среде.

Слайд 12

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Целесообразно ли пояснять эти понятия? Да, название говорит само за себя.

Слайд 13

Требования к кадровым условиям реализации Программы.

В стандарте сказано, что педагог должен обладать рядом компетенций, необходимыми для создания таких условий развития детей как:

1) Обеспечение эмоционального благополучия детей.

2) Поддержку их индивидуальности и инициативы.

В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.

3) Установление правил взаимодействия детей в разных ситуациях.

4) Построение вариативного развивающего образования.

5) Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй.

Однако, сами компетенции в стандарте не прописаны. Они прописаны в другом стандарте, а именно в профессиональном стандарте педагога. Полномасштабно этот стандарт будет внедрен к сентябрю 2014 года. Сейчас он находится на первой ступени внедрения и апробирования. Т. е. может изменяться и дополняться, с учетом специфики работы образовательных учреждений и региональным компонентом.

С ним, и с компетенциями воспитателя мы познакомимся в рамках другого семинара.

Относительно данной группы требований можно отметить и тот факт, что если сад организует группы для детей с ОВЗ, при включении таких детей в Группу, то к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Стандарт говорит о том, что в организации должно быть достаточно средств, предусматривающих

- расходы на оплату труда работников, реализующих Программу;

- расходы, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

- расходы на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видео-материалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 14

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Слайд 15

ЦО – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Почему ввели понятие «целевые ориентиры»? Раньше мы оперировали понятием «уровень освоения программы», сейчас Стандарт нам говорит о том, что это не правомерно в силу:

- специфики дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность,

- системных особенности дошкольного образования (На основании нового «Закона об образовании», ДО хоть и является первой ступенью образования, но не обязательной. Кроме того, ФГОС накладывает директиву на возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат).

Все это в совокупности и делает неправомерным требования от дошкольника конкретных образовательных достижений и обусловливает необходимость определять результаты освоения программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры – это просто ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не могут служить непосредственным основанием при решении таких управленческих задач, как:

аттестация педагогических кадров;

оценка качества образования;

оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития детей,

на распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

Возникает вопрос – а для чего они нужны?

Для того, что общественность в широком смысле этого слова (и родители, и учителя, и воспитатели, и руководящий состав ДОУ) понимала суть и цели ДО, единые для всех субъектов РФ.

Для того, что бы выступать основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

А также ЦО нужны при формировании Программы, для самоанализа педагога, для исследователей, авторов программ.

Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Портрет ребенка, такого, какого его видят разработчики ФГОС, выглядит следующим образом.

Слайд 16

Согласно стандарту образ выпускника – это ребенок с развитыми универсальными познавательными действиями, с набором личностных установок, доверяющий миру.

И обладает следующими личностными и социальными характеристиками.

Слайд 17, 18

Важно также отметить, что в Стандарте наложено вето на требования к оценке образовательных результатов. Разработчики исходили из того посыла, что все дети разные и у каждого будет своя траектория развития.

В стандарте нет никаких нормативов развития ребенка, обязанных к исполнению, есть только целевые ориентиры, к которым нужно стремиться.

Вот такие три группы требований предъявляет ФГОС. Но как я уже сказала, мы сейчас находимся в промежуточном периоде.

Соответственно в этот период, необходима работа не только по изучению вопроса как реализовать ФГОС дошкольного образования, но и работа со всеми участниками педагогического процесса, а именно с теми, кто будет его реализовывать – с педагогами, и с родителями – с клиентами.

А теперь представьте, вы организуете родительское собрание, на котором сообщаете родителям суть ФГОС. А какая суть? Кто внимательно слушал?

Как вы думает, какой первый вопрос они вам задут?

Журналисты на многих пресс конференциях задавали этот же вопрос директору Федерального института развития образования Александру Григорьевичу Асмолову. И я хочу его процитировать:

Слайд 19

«Мы утверждаем, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку». Эта мысль проходит просто красной линией в стандарте ДО.

На конференции, которая проходила 31 октября по 2 ноября в Москве, А. Г. Говорит о том, что стандарт призван поменять философию людей, некие мировоззренческие взгляды. Вот смотрите, общество считает, что цель дошкольного детства это достойная подготовка к школе, цель школы – подготовка к институту, институт готовит к работе, работая, мы готовимся к пенсии, а на пенсии мы готовимся к смерти. Получается следующая логика – детство готовиться к смерти. И это было бы смешно, если бы не было так грустно. Ну и что греха таить, мы тоже всегда были ориентированы на то, что бы показать общественности (родителям, ближайшему соц. окружению, школе, что дети, которые выходят из стен «….» обладают большим количеством ЗУН.

А стандарт призван поменять философию, не только клиентов, но и нас с вами, в первую очередь. Я честно скажу, подробно изучая государственный стандарт, мое субъективное мнение по его поводу полярно менялось раз 6. Потому что я не только теоретик, но и активный практик. В конце – концов, я пришла к выводу, что ключевые идеи ФГОС мне близки. Что же это за идеи? Отвечая на этот вопрос, я вновь позволю себе цитировать Александра Григорьевича.

Публикации по теме:

«На пути к пониманию» (об отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья)«На пути к пониманию» (об отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья) С древних времён люди, страдающие умственной отсталостью и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, являлись объектами.

«На успехе взращивается новый успех!»«На успехе взращивается новый успех!» Я занимаюсь воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья и пытаюсь подготовить их к полноценной жизни в обществе. Каждый день.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол «Изучаем ФГОС ДО. Часть 2
Опубликовано: 29 января 2014 в 18:18
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол «Изучаем ФГОС ДО. Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Павлова (УИ 138679) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД