Круглый стол «Педагогическая толерантность»

Наиля Салиева
Круглый стол «Педагогическая толерантность»

Цель круглого стола:

Расширить профессиональное представление педагогов о толерантности в межнациональном социуме.

Вооружить педагогов методами и приемами образовательной работы по воспитанию толерантности у дошкольников.

Создать условия для обмена педагогическим опытом.

План круглого стола:

1. Игра «Мы – разные»

2. Вступительная часть. Презентация «Толерантность».

3. Тест: «Самооценка толерантности личности»

4. Обмен опытом педагогов по проблемам взаимоотношений участников образовательного процесса в межнациональном групповом сообществе.

5. Подведение итогов круглого стола: моделирование “Цветок толерантности”.

1. Часть.

Предлагаю поиграть в игру «Мы – разные»

• Хлопают в ладоши те, у кого светлые волосы

• Хлопают те, у кого темные волосы

• Хлопают те, у кого длинные волосы

• Хлопают те, у кого короткие волосы

• Хлопают те, у кого голубые глаза

• Хлопают те, у кого карие карие глаза

2. Современный дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважение к себе и другим в дошкольном детстве будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур. Проблема воспитания социокультурной толерантности в условиях нестабильности общества – приоритетный вопрос системы российского образования. Еще А. Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Следовательно, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должен быть построен как социокультурная субъект – субъектная среда, обуславливающая воспитание у детей толерантности друг к другу.

Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов. Личность рассматривается в науке как многогранные, многоаспектные свойства человека и как целостное явление. Исходя из этого, социокультурная толерантность представлена как единство познавательного, эмоционально – нравственного и поведенческого компонентов.

Познавательный компонент представляет собой информационную базу, т. е. все то, что составляет содержание истории и культуры страны, мира; народа, края, региона, города; детского сада, семьи.

Эмоционально – нравственный компонент – это эмоционально – чувственная сторона личности, связанная с ее потребностями, ценностями, идеалами, мотивами, установками, желаниями, стремлениями к самопознанию, саморазвитию, и самореализации.

Поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных действиях, поступках, поведении.

Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения, которое является составной частью процесса взаимодействия в полиэтнической среде. Возросший интерес к проблемам межнациональной толерантности и межнационального общения обусловлен новым этапом развития науки о человеке и запросами социальной практики. Многие виды человеческой деятельности, в какой бы форме они не протекали, реализуются коллективными усилиями представителей различных этносов, опосредуются процессом их общения. Общение, в частности межнациональное, выступает в качестве одного из важнейших факторов человеческой деятельности. Поэтому проблема межнациональных отношений становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом. Наш детский сад находится в многонациональном городе. В ДОУ воспитываются дети разных национальностей: русские, башкиры, татары, мари и другие, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком. Поэтому очень важно ознакомить детей с культурными традициями других народов, постараться воспитать благожелательное отношение к людям других национальностей. Образование – неотъемлемая часть культуры. Одна из функций образования заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше.

Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений. Поэтому предлагаемые мероприятия представляет собой систему воспитания и обучения всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей.

Цель – способствовать развитию диалога между детьми различных социальных групп и национальностей, взрослыми и детьми, а также улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях между людьми.

Сегодня мы постараемся дать точное определение толерантности.

Что в вашем понимании толерантность?

Немного из истории: Толерантность произошла от фамилии французского министра иностранных дел Толейрана, который благодаря своему гибкого уму и эффективной дипломатии оставался на посту при Бурбонах до Наполеона, при Наполеоне, после Наполеона. Был очень знаменит и популярен. Из политики это слово попало в психологию, социологию и всю медицину.

Слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по разному:

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать иначе, нежели ты сам.

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском – прощение, снисхождение, мягкость.

В русском – способность терпеть что-то или кого-то

То есть толерантность – это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на вас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому- либо.

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Наша с вами задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства.

Мы проживаем на территории, которую населяют представители множества национальностей. Это и русские, и башкиры, и татары, и мари, и удмурты и др. национальности. Но, несмотря на это, мы все живем в дружбе мире и согласии.

Негативные факторы нашей жизни создают нервозные отношения и часто приводят к конфликтам. Предлагаем тест, который позволит Вам оценить свою толерантность. Чем искреннее будут ваши ответы, тем объективнее результат.

3. Тест: «Самооценка толерантности личности»

Редко - 1, Иногда - 2, Часто - 3.

Вопросы и ответы Редко Иногда Часто

Я стараюсь работать, не помогая другим

Я переживаю за качество своей работы, а не других

Я бываю настроен агрессивно

Я не терплю критики в свой адрес

Я бываю раздражителен

Я стараюсь выделиться, где это возможно

Меня считают человеком настойчивым и напористым

Я не терплю конкуренции

Своим недругам я всегда даю отпор

Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности

Стараюсь не вникать в проблемы других

У меня возникают конфликтные ситуации

Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру

При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность

Я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы

Я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус

Я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки

Я думаю, что религия разъединяет людей

Я думаю, что я должен жить на земле своих предков

Я думаю, что смешанные браки нежелательны

Если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет

Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста

Не терплю людей, просящих милостыню

Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях

Более 50 баллов – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

25-50 баллов – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

До 25 баллов – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности.

4. Обмен опытом педагогов по проблемам взаимоотношений участников образовательного процесса в межнациональном групповом сообществе.

Мне хотелось бы задать еще три вопроса и выслушать ваши мнения.

Предлагаю разделиться на три группы.

Вопрос к первой группе ПОЧЕМУ? (ПОЧЕМУ мы должны воспитывать толерантного человека)

Вопрос ко второй группе ЗАЧЕМ? (ЗАЧЕМ мы должны воспитывать толерантного человека)

Вопрос к третьей группе КАК? (КАК мы должны воспитывать толерантного человека)

5. Подведение итогов круглого стола: моделирование “Цветок толерантности”.

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, должен обладать толерантный человек, чтобы отношения в обществе стало как можно более толерантным.

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

Толерантность - это гармония в многообразии

Черты толерантной личности

- терпение

- умение владеть собой

- доверие

- чуткость

- способность к сопереживанию

- снисходительность

- расположение к другим

- чувство юмора

- терпимость к различиям

- доброжелательность

- гуманизм

- любознательность

- умение слушать

- несклонность осуждать других

- альтруизм

(На доске появляются лепестки ромашки с чертами толерантной личности)

В конце мне хочется сказать, что детский сад – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении дня толерантностиФотоотчёт о проведении дня толерантности В формировании толерантности у дошкольников я опираюсь на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности.

Конференция по толерантности в Аппо (Санкт-Петербург) Сегодня состоялась конференция по толерантности. Принимала участие в работе секции "Петербургский дощкольный мир: воспитание толерантности".Выступали.

Автор публикации:
Круглый стол «Педагогическая толерантность»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 20:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Фотозарисовка. Вязаные ёжики
Уважаемыеколлеги, доброго времени суток! Уже показывала вам вязаных зайчиков, мишек, девочек. Сегодня хочу представить вашему вниманию вязаных ёжиков. Мои...
Фотоотчет о проведении Дня Государственного флага Российской Федерации в детском саду
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации. В нашей группе прошли мероприятия, посвящённые Дню рождения...
Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...