Круглый стол «Педагогическая толерантность»

Наиля Салиева
Круглый стол «Педагогическая толерантность»

Цель круглого стола:

Расширить профессиональное представление педагогов о толерантности в межнациональном социуме.

Вооружить педагогов методами и приемами образовательной работы по воспитанию толерантности у дошкольников.

Создать условия для обмена педагогическим опытом.

План круглого стола:

1. Игра «Мы – разные»

2. Вступительная часть. Презентация «Толерантность».

3. Тест: «Самооценка толерантности личности»

4. Обмен опытом педагогов по проблемам взаимоотношений участников образовательного процесса в межнациональном групповом сообществе.

5. Подведение итогов круглого стола: моделирование “Цветок толерантности”.

1. Часть.

Предлагаю поиграть в игру «Мы – разные»

• Хлопают в ладоши те, у кого светлые волосы

• Хлопают те, у кого темные волосы

• Хлопают те, у кого длинные волосы

• Хлопают те, у кого короткие волосы

• Хлопают те, у кого голубые глаза

• Хлопают те, у кого карие карие глаза

2. Современный дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважение к себе и другим в дошкольном детстве будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур. Проблема воспитания социокультурной толерантности в условиях нестабильности общества – приоритетный вопрос системы российского образования. Еще А. Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Следовательно, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должен быть построен как социокультурная субъект – субъектная среда, обуславливающая воспитание у детей толерантности друг к другу.

Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов. Личность рассматривается в науке как многогранные, многоаспектные свойства человека и как целостное явление. Исходя из этого, социокультурная толерантность представлена как единство познавательного, эмоционально – нравственного и поведенческого компонентов.

Познавательный компонент представляет собой информационную базу, т. е. все то, что составляет содержание истории и культуры страны, мира; народа, края, региона, города; детского сада, семьи.

Эмоционально – нравственный компонент – это эмоционально – чувственная сторона личности, связанная с ее потребностями, ценностями, идеалами, мотивами, установками, желаниями, стремлениями к самопознанию, саморазвитию, и самореализации.

Поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных действиях, поступках, поведении.

Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения, которое является составной частью процесса взаимодействия в полиэтнической среде. Возросший интерес к проблемам межнациональной толерантности и межнационального общения обусловлен новым этапом развития науки о человеке и запросами социальной практики. Многие виды человеческой деятельности, в какой бы форме они не протекали, реализуются коллективными усилиями представителей различных этносов, опосредуются процессом их общения. Общение, в частности межнациональное, выступает в качестве одного из важнейших факторов человеческой деятельности. Поэтому проблема межнациональных отношений становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом. Наш детский сад находится в многонациональном городе. В ДОУ воспитываются дети разных национальностей: русские, башкиры, татары, мари и другие, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком. Поэтому очень важно ознакомить детей с культурными традициями других народов, постараться воспитать благожелательное отношение к людям других национальностей. Образование – неотъемлемая часть культуры. Одна из функций образования заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше.

Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений. Поэтому предлагаемые мероприятия представляет собой систему воспитания и обучения всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей.

Цель – способствовать развитию диалога между детьми различных социальных групп и национальностей, взрослыми и детьми, а также улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях между людьми.

Сегодня мы постараемся дать точное определение толерантности.

Что в вашем понимании толерантность?

Немного из истории: Толерантность произошла от фамилии французского министра иностранных дел Толейрана, который благодаря своему гибкого уму и эффективной дипломатии оставался на посту при Бурбонах до Наполеона, при Наполеоне, после Наполеона. Был очень знаменит и популярен. Из политики это слово попало в психологию, социологию и всю медицину.

Слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по разному:

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать иначе, нежели ты сам.

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском – прощение, снисхождение, мягкость.

В русском – способность терпеть что-то или кого-то

То есть толерантность – это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на вас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому- либо.

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Наша с вами задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства.

Мы проживаем на территории, которую населяют представители множества национальностей. Это и русские, и башкиры, и татары, и мари, и удмурты и др. национальности. Но, несмотря на это, мы все живем в дружбе мире и согласии.

Негативные факторы нашей жизни создают нервозные отношения и часто приводят к конфликтам. Предлагаем тест, который позволит Вам оценить свою толерантность. Чем искреннее будут ваши ответы, тем объективнее результат.

3. Тест: «Самооценка толерантности личности»

Редко - 1, Иногда - 2, Часто - 3.

Вопросы и ответы Редко Иногда Часто

Я стараюсь работать, не помогая другим

Я переживаю за качество своей работы, а не других

Я бываю настроен агрессивно

Я не терплю критики в свой адрес

Я бываю раздражителен

Я стараюсь выделиться, где это возможно

Меня считают человеком настойчивым и напористым

Я не терплю конкуренции

Своим недругам я всегда даю отпор

Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности

Стараюсь не вникать в проблемы других

У меня возникают конфликтные ситуации

Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру

При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность

Я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы

Я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус

Я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки

Я думаю, что религия разъединяет людей

Я думаю, что я должен жить на земле своих предков

Я думаю, что смешанные браки нежелательны

Если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет

Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста

Не терплю людей, просящих милостыню

Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях

Более 50 баллов – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

25-50 баллов – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

До 25 баллов – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности.

4. Обмен опытом педагогов по проблемам взаимоотношений участников образовательного процесса в межнациональном групповом сообществе.

Мне хотелось бы задать еще три вопроса и выслушать ваши мнения.

Предлагаю разделиться на три группы.

Вопрос к первой группе ПОЧЕМУ? (ПОЧЕМУ мы должны воспитывать толерантного человека)

Вопрос ко второй группе ЗАЧЕМ? (ЗАЧЕМ мы должны воспитывать толерантного человека)

Вопрос к третьей группе КАК? (КАК мы должны воспитывать толерантного человека)

5. Подведение итогов круглого стола: моделирование “Цветок толерантности”.

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, должен обладать толерантный человек, чтобы отношения в обществе стало как можно более толерантным.

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

Толерантность - это гармония в многообразии

Черты толерантной личности

- терпение

- умение владеть собой

- доверие

- чуткость

- способность к сопереживанию

- снисходительность

- расположение к другим

- чувство юмора

- терпимость к различиям

- доброжелательность

- гуманизм

- любознательность

- умение слушать

- несклонность осуждать других

- альтруизм

(На доске появляются лепестки ромашки с чертами толерантной личности)

В конце мне хочется сказать, что детский сад – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении дня толерантностиФотоотчёт о проведении дня толерантности В формировании толерантности у дошкольников я опираюсь на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности.

Конференция по толерантности в Аппо (Санкт-Петербург) Сегодня состоялась конференция по толерантности. Принимала участие в работе секции "Петербургский дощкольный мир: воспитание толерантности".Выступали.

Автор публикации:
Круглый стол «Педагогическая толерантность»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 20:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 сентября. День ступенек на МААМ

Прыгать по ступенькам и считать их — любимая детская забава, которую тоже можно использовать с пользой для подрастающего человека. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой и посвятите целый день...

25 сентября. День сказки «Аленький цветочек»

В 1850-х годах отставной чиновник-пенсионер Сергей Аксаков засел за мемуары. И вспомнил чудесную сказку из своего детства, которую знают и любят уже многие поколения. Эта сказка «Аленький цветочек»,...

Мастер-класс по аппликации из кругов «Совушка» для детей 4–6 лет
Тема: «Совушка» Мастер – класс для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Аппликацию можно делать из разного материала. Этот вид деятельности...
Отчет о месячнике «Профилактика дорожно-транспортного травматизма» в старшей группе
Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на дороге и умение применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в...
Коллективная работа в младшей группе «Аквариум с рыбками»
Коллективная работа по лепке из пластилина с детьми второй группы раннего возраста по теме «Рыбки в аквариуме» Цель: Формировать интерес к работе с...