Папки-передвижки

Круглый стол с бабушками «Малые формы фальклора как эффективное средство развития речи детей с ОВЗ»

Светлана Жерлицына
Круглый стол с бабушками «Малые формы фальклора как эффективное средство развития речи детей с ОВЗ»

Круглый стол с бабушками на тему «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФАЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Участники: логопед, воспитанники средней логопедической группы, бабушки воспитанников.

Цель: Повышение родительской компетенции в коррекционной работе с детьми.

Публикация «Круглый стол с бабушками „Малые формы фальклора как эффективное средство развития речи детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;

Задачи:

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Устное народное творчество» (колыбельная, загадка, пословица, поговорка, загадка, считалка, небылица, потешка, прибаутка).

Обмен опытом между бабушками по использованию фольклорного материала для развития речи детей.

Развитие у детей навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия, творческого воображения.

Создание благополучных условий для общения детей с взрослыми. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Предварительная работа:

Распределение тем выступлений между бабушками воспитанников,

Раздача «шпаргалок» и установка на подготовку к выступлению.

Разучивание с детьми загадок, потешек, пословиц, поговорок, считалок.

Материалы и оборудование:

Ноутбук с мультфильмом «Небылицы в лицах» («Весёлая карусель», выпуск №5, 1973г.)

Детские книги с загадками, потешками, считалками.

Примерный ход:

1. Вступительное слово логопеда.

Добрый вечер, наши любимые бабушки. Кто, как не вы принимает активное участие в воспитании и развитии ваших внуков. Кто, как не вы, может помочь родителям обратить своё внимание на такие инструменты для развития речи детей, как малые фольклорные формы.

Ведь это вы являетесь бережными хранителями традиций народа. Именно вы можете здесь, и сейчас показать вашим внукам как можно весело и с пользой время с родителями без использования компьютеров, планшетов, телефонов и других современных гаджетов.

Сегодня мы с вами попробуем прожить один день ребёнка, жившего много-много лет назад. И утро начнём с потешек.

Предлагаю заслушать выступление Марии Ильиничны и её помощника Максима по этой теме.

2. Выступление по теме «Потешки и прибаутки».

Предлагаю ещё раз обратить внимание на то, как потешки и прибаутки влияют на развитие речи детей :

- ответы бабушек.

Всё правильно. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Продолжаем наш день и вспомним о том, что в те давние времена дети не ходили в детский сад, а помогали родителям по хозяйству. И тут им часто приходилось слышать разные пословицы и поговорки.

Предлагаю заслушать выступление Любови Григорьевны и её помощницы Милы по этой теме.

3. Выступление по теме «Пословицы и поговорки».

Как же на развитие речи детей влияют потешки и прибаутки?

- ответы бабушек.

Верно. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Вернёмся в старину. Тогда дети любили ездить с родителями за покупками в город или на сельскую ярмарку и в дороге загадывали друг другу загадки. Предоставляю слово Татьяне Владимировне и её помощнику Кириллу.

4. Выступление по теме «Загадки».

Какова роль загадок в развитии речи детей?

- ответы бабушек.

Итак: использование загадок в общении с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Как говорится в одной из пословиц: «Делу – время, потехе час». А любимой потехой детворы были игры. Подробнее о народных играх нам расскажут Таисия Викторовна и её внук Данила.

5. Выступление по теме «Народные игры».

Настало время поговорить о пользе народных игр для развития речи детей.

- беседа с бабушками.

Да. Народная игра развивает у детей внимательность, речь, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов. В народные игры дети играют с удовольствием и интересом, они становятся увереннее в себе, в своих силах.

Играя в подвижные и хороводные игры, часто возникает вопрос – а как выбрать ведущего? И тут на помощь приходят считалки, о которых нам расскажет Тамара Васильевна и её помощник Илья.

6. Выступление по теме «Считалки».

Я думаю, выражу общее мнение, если скажу, что соревнование в сказывании считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений и тем развивать память, обучаться детскому артистизму, вырабатывать чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе. И в наши дни считалки остаются весьма популярными, они являются богатым и развивающимся жанром детского фольклора.

В нашем путешествии в прошлое наступил вечер, пора ложится спать. Пришло время колыбельных песен, о которых нам расскажут Гурия Шахбановна и Алиса.

7. Выступление по теме «Колыбельные».

Какую же роль в развитии речи детей мы отведём колыбельным?

- ответы бабушек.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Именно запоминание словосочетаний, фраз и последовательное их исполнение способствует развитию связной речи ребёнка.

8. Выступление логопеда на тему «Другие формы фольклора».

Наша встреча уже подходит к концу. А столько ещё не сказано. Многие малые формы фольклора остались не затронутыми. Например – пестушки, заклички, дразнилки, мирилки, сказки. Я предлагаю вашему вниманию один мультфильм. А после просмотра – дети сами назовут этот жанр народного творчества.

9. Просмотр мультфильма «Небылицы в лицах»

Скажите ребята, такое бывает, что кошки по небу летают?

- Нет!

- А чего ещё не бывает?

- Ответы детей.

- А как же такие шутки- выдумки о том, чего не бывает называются?

- Ответы детей.

- Правильно – это небылицы.

10. Заключительное слово логопеда.

Таким образом, фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в воспитании подрастающего поколения. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Надеюсь, что подводя итоги работы данного круглого стола, все со мной согласятся в бесспорной эффективности использования малых фольклорных форм в коррекционной работе по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Также надеюсь, что Вам было приятно и интересно пообщаться друг с другом, поделиться своим опытом использования фольклора в воспитании внуков.

И ещё больше надеюсь, что наши дети сегодня, придя домой научат родителей новым, но на самом деле «хорошо забытым старым» фольклорным играм и развлечениям.

Всем большое спасибо.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Шпаргалка по теме «Колыбельные»

Уважаемая бабушка! Спасибо Вам, что согласились принять участие в круглом столе на тему «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФАЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ».

Ваша роль в этом мероприятии – познакомить других участников с такой фольклорной формой как колыбельные.

Формула успеха :

5 минут выступления + 1-2 примера с ребёнком = 6 и более СПАСИБО

Материал, представленный ниже лишь подсказка, от которой можно оттолкнуться при подготовке к выступлению, которая ни в коей мере не ограничивает Ваши возможности и желания.

Колыбельные. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем, это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Пример колыбельной:

Ай, люлю, люлю, люлю,

Уж я Вовушку люблю.

Спи-ка, Вовушка, в добре.

На соломке, на ковре.

Занавесочка шелкова,

Сидит нянюшка толкова.

Люлю-бай, люлю-бай,

Спи-ка, Вова, засыпай!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Шпаргалка по теме «Народные игры»

Уважаемая бабушка! Спасибо Вам, что согласились принять участие в круглом столе на тему «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФАЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ».

Ваша роль в этом мероприятии – познакомить других участников с такой фольклорной формой как народные игры.

Формула успеха :

5 минут выступления + 1-2 примера с ребёнком = 6 и более СПАСИБО

Материал, представленный ниже лишь подсказка, от которой коей мере не ограничивает Ваши возможности и желания.

Народные игры - одно из величайших достижений народного педагогического гения. Народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности. Большинство народных игр унаследовано детьми от взрослых.

Игры могли быть: 1) целовальные. Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки); 2) обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья ( характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу); 3) сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки» : ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Пример народной игры: «У медведя во бору» Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Шпаргалка по теме «Считалки»

Уважаемая бабушка! Спасибо Вам, что согласились принять участие в круглом столе на тему «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФАЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ».

Ваша роль в этом мероприятии – познакомить других участников с такой фольклорной формой как считалки.

Формула успеха :

5 минут выступления + 1-2 примера с ребёнком = 6 и более СПАСИБО

Материал, представленный ниже лишь подсказка, от которой можно оттолкнуться при подготовке к выступлению, которая ни в коей мере не ограничивает Ваши возможности и желания.

Считалками ( народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора.

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По силе эстетического воздействия на ребят, по своей распространенности, по количеству произведений они, можно сказать, не знают себе равных. "Видимо, какие-то плодоносящие зерна скрыты в этих неувядаемых произведениях", - писал основоположник теории детского фольклора Г. С. Виноградов.

Пример считалки: АТЫ-БАТЫ

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Шпаргалка по теме «Пословицы и поговорки»

Уважаемая бабушка! Спасибо Вам, что согласились принять участие в круглом столе на тему «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФАЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ».

Ваша роль в этом мероприятии – познакомить других участников с такой фольклорной формой как пословицы и поговорки.

Формула успеха :

5 минут выступления + 1-2 примера с ребёнком = 6 и более СПАСИБО

Материал, представленный ниже лишь подсказка, от которой можно оттолкнуться при подготовке к выступлению, которая ни в коей мере не ограничивает Ваши возможности и желания.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

По мнению С. И. Ожегова, пословица – это краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Эта малая форма народного поэтического творчества, облачена в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка - краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, несоставляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл. Часто имеет юмористический характер.

Пример пословицы: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Пример поговорки: Дорога ложка к обеду.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Шпаргалка по теме «Загадки»

Уважаемая бабушка! Спасибо Вам, что согласились принять участие в круглом столе на тему «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФАЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ».

Ваша роль в этом мероприятии – познакомить других участников с такой фольклорной формой как загадки.

Формула успеха :

5 минут выступления + 1-2 примера с ребёнком = 6 и более СПАСИБО

Материал, представленный ниже лишь подсказка, от которой можно оттолкнуться при подготовке к выступлению, которая ни в коей мере не ограничивает Ваши возможности и желания.

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Пример загадки:

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала.

(лиса)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Шпаргалка по теме «Потешки и прибаутки»

Уважаемая бабушка! Спасибо Вам, что согласились принять участие в круглом столе на тему «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФАЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ».

Ваша роль в этом мероприятии – познакомить других участников с такой фольклорной формой как потешки и прибаутки.

Формула успеха :

5 минут выступления + 1-2 примера с ребёнком = 6 и более СПАСИБО

Материал, представленный ниже лишь подсказка, от которой можно оттолкнуться при подготовке к выступлению, которая ни в коей мере не ограничивает Ваши возможности и желания.

Потешки — элемент педагогики, песенка-приговорка, более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей, развлекают их, создают веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность. Порой потешки наставляют, позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято придающее речи юмористический оттенок". Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры, в отличие от потешек. В прибаутках-приговорках чувствуется тяготение к стихотворной организации текста (мерность строк, повторы, рифма и т. д.).

Пример потешки:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья. Пример прибаутки:

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - все хватать-хватать.

Публикации по теме:

Книга — как средство развития связной речи в работе с воспитанниками с ОВЗ второго этапа обучения ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ГКУСО РО Мясниковский центр помощи детям воспитатель высшей категории Вишнивецкая О. А. СРОК: в течение 2016-2017.

Консультация для родителей «Малые формы фольклора как средство пребывания ребенка в детском саду» «Малые формы фольклора, как средство пребывания ребёнка в детском саду». Серьёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей.

Консультация Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраст Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования. Это мнение можно применить и в наше время,.

Круглый стол «Экологические проекты как средство формирования у дошкольников познавательных способностей» Круглый стол на тему «Экологические проекты как средство формирования у дошкольников познавательных способностей» Разработала и провела:.

Лэпбук как эффективное средство коррекции речи Лепбук – коленная книга, книжечка, которая может быть маленького карманного формата. В содержании лепбука находятся: - Различные кармашки,.

Малые фольклорные жанры как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми необходимо читать.

Обобщение опыта «Работа с бумагой в технике «оригами» как эффективное средство развития мелкой моторики у детей»Обобщение опыта «Работа с бумагой в технике «оригами» как эффективное средство развития мелкой моторики у детей» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» Строганова Вера Юрьевна, воспитатель Обобщение опыта по теме: «Работа с бумагой.

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Отчёт.

Родительское собрание «Загадка как эффективное средство развития воображения» 1. Организационный момент -Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами поговорим о воображении. Для начала, давайте узнаем Ваш уровень.

Театрализация как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста Речь является одним из важных приобретений ребенка в детстве. В активизации речевой деятельности детей огромную роль играет театрализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол с бабушками «Малые формы фальклора как эффективное средство развития речи детей с ОВЗ»
Опубликовано: 29 января 2019 в 07:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД