Приложение МААМ

Круглый стол «Поддержка детской познавательной инициативы в совместной деятельности с родителями»

Марина Соколова
Круглый стол «Поддержка детской познавательной инициативы в совместной деятельности с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно познание является ведущим видом деятельности у детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что познавательная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

Публикация «Круглый стол „Поддержка детской познавательной инициативы в совместной деятельности с родителями“» размещена в разделах

Целевые ориентиры ФГОС ДО:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

Инициативность - определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы

Детская инициатива - выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Познавательная инициатива - любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения

Вопросами развития познавательной инициативы и самостоятельности занимались авторы:

Классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. ,- писал «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его деятельность»

По словам В. Котырло, В. Рубцова «В совместной деятельности дети научатся видеть разницу между своими способами действия и действиями другого ребенка, сравнивают их, делают определенные выводы, пытаются исправить собственные действия или действия партнера».

М. В. Крупенина, считает что такие принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой – влияют на развитие детской инициативности.

По мнению Н. Е. Веракса, одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации деятельности.

Л. А. Венгер, опираясь на предыдущий опыт отечественной психологии, сформулировал основные принципы концепции развития познавательных способностей. Согласно его подходу, под способностями понимаются универсальные способы ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В этом возрасте развиваются образные формы сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает, являются образные средства: сенсорные эталоны, разного рода наглядные модели, схемы и планы. С помощью этих средств ребенок «учится смотреть на мир сквозь очки человеческой культуры»; формируя осознанное и произвольное отношение к реальности.

О. М. Дьяченко подчеркивала, что в ходе познавательной деятельности ребенок сталкивается с двумя типами ситуаций. В ситуациях первого типа ребенку нужно выявить, понять основные свойства и отношения к действительности. Ребенок в ходе своей познавательной активности открывает свойства окружающего мира. Основные формы такой активности – наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями ребенок сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования: например, зимой знакомится со свойствами снега и льда, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель. Задача взрослого – создать условия для экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом, помогает выделить характерные для зимы явления и подводит ребенка к обобщению с помощью адекватных для него средств. Второй тип ситуаций связан с «проживанием» ребенком полученных впечатлений. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней.

Принципы развития познавательной активности у детей :

Научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно обоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Доступности: предполагает построение процесса обучения воспитанников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме; новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Наглядности: предполагает использование различных видов наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные, картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др., объемная наглядность (модели, муляжи, аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы, видео- презентации, графическая (схемы, чертежи, экспериментальная (эл. опыты)

Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения воспитанников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Систематичности, последовательности и постепенности: обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития познавательной деятельности воспитанников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса познавательной деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Интеграции: обеспечивает объединение различных областей знаний при котором формируется целостное видение картины окружающего мира.

Формы работы с детьми: Экспериментирование, нод: подгрупповые, индивидуальные, контрольно – диагностические, интегрированные, релаксация. Средства – книги, иллюстрации, дидактические игры, презентации.

Формы работы с родителями : Консультации, родительские собрания, выставки поделок, составление фотовыставок, конкурсы, совместные праздники.

Формы работы с педагогами: Консультации, практикумы по проектной деятельности, интегрированные нод. Средства - книги, материалы для консультаций, проекты.

Направления в работе:

1. Работа с детьми. Педагогам дошкольных образовательных учреждений нужно так построить и организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно : поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу. Он способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения, не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям.

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.

2-3 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:

• предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

• отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

• не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

• проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки детей;

• для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;

• содержать в доступном месте все игрушки и материалы;

• поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

3-4 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:

• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

• рассказывать детям о их реальных, а также возможных в будущем достижениях;

• отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

• всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

• помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;

• способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;

• не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

• учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

• уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

• создавать в группе и семье положительный психологический микроклимат, проявлять любовь, выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и терпимость;

• всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

4-5- лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:

• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;

• обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;

• создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;

• при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;

• не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;

• обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);

• привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;

• побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

• привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;

• читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

5-6 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:

• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

• поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

• создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

• при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

• привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты;

• создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

6-8 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:

• вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;

• создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

• обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

• создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;

• при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;

• проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;

• презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

2. Работа с родителями. Одним из главных условий является поддержка активности личности или развитие познавательной инициативы в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Формы работы по образовательным областям по поддержанию детской инициативы и самостоятельности у детей с педагогами и родителями в соответствии ФГОС.

Социально-коммуникативное развитие.

1. Участие родителей и педагогов в мероприятиях ДОУ: праздниках, семейных клубах, развлечениях, выполнение рекомендаций, учителей-дефектологов и психологов, консультирование родителей, родительские собрания, практикумы, которые помогают выработать компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребенку.

2. Участие родителей в совместных с детьми выставках изделий по ручному труду.

3. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

4. Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.

Познавательное развитие.

1. Прогулки с детьми в общественные места.

2. Индивидуальные беседы, консультации для родителей.

3. Опыты и наблюдения за природными объектами, сбор природных объектов, материала для копилок времен года, изготовление вертушек, ловушек для ветра.

4. Домашние чтения.

5. Собственный пример.

6. Открытые занятия для родителей.

7. Опрос, анкеты, информационные листы в родительском уголке, совместноевыполнение заданий с детьми по тетрадям.

8. Консультации специалистов ДОУ о подготовке детей в школу.

Речевое развитие.

1. Участие родителей во всех педагогических мероприятиях, организуемых для родителей педагогами : семейных клубах, консультациях, практикумах, круглых столах, родительских собраниях, в обсуждении проблем на Интернет-странице, праздниках.

2. Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

3. Побуждать поддерживать детское сочинительство.

4. Консультирование, беседа, домашнее чтение. Совместные спектакли.

Художественно-эстетическое развитие.

1. Участие родителей в праздниках, совместных детско- родительских проектах, конкурсах, выставках, концертах; проведение консультаций для родителей, информирование через сайт ДОУ.

2. Совместное посещение музеев.

3. Просмотр культурных программ.

Физическое развитие.

1. Участие родителей в праздниках, физкультурных досугах, спортивных соревнованиях.

2. Консультации в родительских уголках, родительские собрания.

3. Индивидуальные беседы узких специалистов с родителями.

В рамках совместной деятельности педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения, осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе. Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

Публикации по теме:

Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группыПоддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы «Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы» «Представьте,что будет, если курица начнет доставать своих цыплят.

Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в ДОУ Сообщение тема: «Развитие детского творчества и поддержка детской инициативы в МДОУ «Детского сада № 32 «Золотое зернышко» п. Учебный.

Круглый стол ДОУ «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников» Круглый стол ДОУ: «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников» Современный детский сад помогает благополучной семье.

Круглый стол с родителями «Лицом к природе» Круглый стол с родителями на тему: "Лицом к природе" Цель: обсуждение с родителями проблемы формирования экологической культуры ребенка;.

Поддержка детской инициативы посредством танцевальной деятельности Поддержка детской инициативы посредством танцевальной деятельности. Танец - наше будущее! Движение- это жизнь! Мы танцуем - мы живее! Инициативность.

Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности. В условиях современного динамичного развития.

Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста в условиях логопункта Сразу нужно оговориться, что детская инициатива в условиях логопункта проявляется на том этапе обучения, когда ребёнок приобрёл необходимый.

Презентация «Поддержка инициативы детей в познавательно-исследовательской деятельности» Я хочу представить вашему вниманию опыт работы по поддержке детской инициативы в процессе формирования общей культуры личности ребенка через.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка.

Поддержка детской инициативы в условиях детского сада В толковом словаре русского языка дано общее определение об инициативе и трактуется следующим образом: Инициатива - почин, первый шаг.

Автор публикации:
Круглый стол «Поддержка детской познавательной инициативы в совместной деятельности с родителями»
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 19:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол «Поддержка детской познавательной инициативы в совместной деятельности с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Соколова (УИ 971596) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД