Папки-передвижки

Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности

ТАТЬЯНА АНАНИНА
Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности

Поддержка детской инициативы старших дошкольников

в конструктивно-модельной деятельности.

В условиях современного динамичного развития общества повышаются требования к инициативным, творческим людям. Приоритетной задачей дошкольного образования является поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.

Публикация «Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности» размещена в разделах

Между тем в век компьютеризации и телевидения у детей снижается интерес к мыслительным действиям. Бесспорно, что растёт информированность современных детей. Они могут строить в виртуальном мире различные постройки, но это не заменит ребёнку тактильных, визуальных ощущений, когда ребёнок может оперировать своими постройками, строить из разнообразных, в т. ч. нетрадиционных материалов.

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется детская инициативность и творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, катушки и т. п.) материала.

Наблюдая за деятельностью детей нашей группы в среднем возрасте, мы заметили, что у них повысился интерес к выполнению моделей из конструктора «Лего». Исходя из этого интереса и того, что в нашей группе большое количество мальчиков, мы решили создать кружок по лего-конструированию и робототехнике. Слайд Называется он «Лаборатория Фиксики», целью которого является: формирование основ инженерно - конструкторской мысли детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к моделированию и конструированию.

Наша инициатива была поддержана администрацией ДОУ и старшими воспитателями. Была создана материальная база для занятий конструктивной деятельности.

Так же была разработана рабочая программа и перспективный план работы кружка. Дети с большим удовольствием создают новые модели, целые композиции.

В своей работе мы используем новые подходы при организации конструктивно – модельной деятельности

• Принцип трансформации;

• Принцип культуросообразности;

• Изменение позиции педагога.

• Положительный психологический микроклимат.

• Уважение индивидуального вкуса и привычек детей.

• Поощрение желаний создавать по собственному замыслу.

• Создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей.

• При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры с применением продуктов конструирования;

• Привлекать к планированию жизни группы на день и более отдалённый период. Обсуждать выбор.

• Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой деятельности или познавательной деятельности детей по интересам.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.

Для развития детской инициативности, мы в нашей группе используем следующие методы и приёмы конструктивно-модельной деятельности :

• Создание образовательных ситуаций;

• Самостоятельное экспериментирование со строительным материалом, исследование его физических и конструктивных свойств;

Применение метода экспериментирования в конструктивно- модельной деятельности

• Знакомить детей с разными способами изменения одной и той же постройки (для получения вариантов);

• Сравнивать новую конструкцию с предыдущей, что и почему изменилось?

• Обследовать, выверять тактильно, визуально, оперировать этим.

• Побуждать у детей устойчивый интерес к занятиям и играм, используя для этого мелкие игрушки.

• Расширять опыт обследования.

• Обращать внимание на связь конструирования с реальным сооружением предметов.

• Содействовать пониманию слов, связанных с конструктивно- модельной деятельностью и употреблять их в свободной игре.

• Постоянно активизировать имеющейся опыт, только тогда можно создавать, проблемно- игровую ситуацию.

Стараться, чтобы все идеи детей были услышаны, чтобы накопленный опыт был достоянием всех детей.

• В дидактических упражнениях и в специально созданных ситуациях.

В своей работе с детьми по конструктивно-модельной деятельности я соблюдаю определё нные этапы становления навыка самостоятельности:

1. Помощь взрослому

2. Совместная деятельность

3. Деятельность с помощью

4. Полная самостоятельность

Конструирование — вид продуктивной деятельности, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность. Важной особенностью детской конструктивно-модельной деятельности является то, что процесс создания доставляет ребенку большее удовольствие и оказывается для него важнее, чем полученный результат.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

Я в своей группе использую конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупногабаритных модулей. С этой целью создала соответствующую развивающую среду. В группе имеются в достаточном количестве крупный и мелкий (настольный) строительный материал, различные виды конструкторов : пластмассовый, деревянный, металлический, мягкий, тематический. В строительном уголке обязательно располагаю разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц для дальнейшего обыгрывания построек.

Также в группе имеются альбомы с фотографиями и рисунками разнообразных построек нашего города, альбом с фотографиями наиболее знакомых детям сооружений Когалыма, а также альбомы с фотографиями мостов, различных видов транспорта.

Когда дети придумывают модели сами, они ощущают себя профессиональными инженерами, механиками, строителями или великими конструкторами. И это здорово!

Конструирование способствует развитию мышления, ловкости, а также интеллекта, воображения и творческих задатков. Способствует формированию таких качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнёром, и самое главное – чувство уверенности в себе.

Конструктор Lego – это занимательный материал, который способствует решению задач всестороннего развития, воспитания и образования. Lego используется для решения многих задач:

развития речи;

математических представлений;

конструкторских навыков;

коммуникативных навыков детей (распределение обязанностей при работе в паре или в подгруппе);

ознакомления с окружающим;

экологического воспитания;

элементарных историко-географических представлений;

овладения компьютерными технологиями.

Структура деятельности :

Цель: (что будем строить);

• Мотив деятельности (зачем, для чего и для кого будем строить);

• Выбирать материал для конструирования (из чего будем строить);

• Создавать постройку предложенным способом (по показу, модели, схеме, фотографии, описанию) или самостоятельно, завершать работу;

• Обыгрывать постройку и в игре анализировать её качества (соответствие замыслу, функциональность, устойчивость, привлекательность).

Размещение и обыгрывание готовых конструкций

• Найти место для размещения в пространстве готовых конструкций, например «мобили» для оформления группы по теме недели. Это может быть композиция, инсталляция её место в интерьере или экстерьере, т. е. на участке.

• Наличие выставочной зоны для демонстрации своих построек, что позволит повысить самооценку и интересы к дальнейшему конструированию.

• Необходимо наличие наглядного материала – рисунки, фотографии прошлого и настоящего, чертежи, схемы весь этот материал способствует самостоятельному возведению построек детьми.

В СВОЕЙ деятельности вы применяем технологию Гришаевой Н. Н «Социализация дошкольников» - «Дети-волонтёры». Продукты совместной деятельности постройки, мультфильмы обсуждаем, обыгрываем с детьми младшего дошкольного возраста.

Продуктом детской конструкторской деятельности являются не только поделки, но и целые композиции, рассказы составленные детьми по теме, а также мультфильмы, в создании которых дети принимают непосредственное участие.

Совместная деятельность в этом направлении открывает новые возможности как в плане развития речи детей: озвучивание закадрового текста, отработка правильного произношения. В этом процессе применяется повторное использование материала, делается упор на причастность к общему делу, используется дидактические игры «Узнай по голосу» на развитие слухового внимания, «Где находится?», умение употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве, сравнение сюжетов двух фильмов. Созданные детьми мультфильмы являются отчетным материалом о проделанной работе за определенный период времени.

Таким образом, грамотно созданная развивающая среда группы, полученный ранее опыт конструирования и создание мультфильмов с использованием конструктора Lego оказывает влияние на все аспекты развития личности ребёнка, помогая детям в полной мере проявлять самостоятельность и инициативу в строительных играх.

Публикации по теме:

Консультация «Поддержка детской инициативы через игру» В Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах Российской.

Презентация «Развитие и поддержка детской инициативы и творчества через приобщение детей к русской народной культуре» Перед современной системой образования стоит задача: приобщение нового поколения к исторической памяти народа, а значит - и сохранение её.

Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности «Грузовик будущего» Конспект НОД по конструктивно – модельной деятельности (конструирование из строительного материала) в средней группе на тему: «Грузовик.

О конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников О конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников Аннотация Статья содержит описание опыта работы в части реализации требований.

Поддержка детской инициативы. Оказание недирективной помощи детям дошкольного возраста В  ФГОС ДО  выделены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей. К ним относится оказание недирективной помощь.

Поддержка детской инициативы в процессе системно-деятельностного подхода Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует.

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое.

Поддержка и развитие детской инициативы в ходе исследовательской деятельности дошкольников Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы. Ребенок дошкольного.

Занятие по конструктивно-модельной деятельности «Работа с проволокой и фольгой»Занятие по конструктивно-модельной деятельности «Работа с проволокой и фольгой» Художественной обработке металла принадлежит исключительное место в истории декоративного искусства. Народные умельцы, используя различные.

Поддержка детской инициативы в условиях детского сада В толковом словаре русского языка дано общее определение об инициативе и трактуется следующим образом: Инициатива - почин, первый шаг.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности
Опубликовано: 31 октября 2018 в 19:13
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД