Елена Курдюкова Ламонова
Кружковая работа по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» в средней группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа по развитию мелкой моторики в средней группе
Актуальность проблемы.
«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Публикация «Кружковая работа по развитию мелкой моторики „Умелые ручки“ в средней группе,» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Игры направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии. Игры по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры безопасны для жизни и здоровья детей.
Перспективное планирование кружковой работы
по развитию мелкой моторики «Умелые ручки»
в средней группы компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речевого развития № 12.
№ Сроки Тема Программное содержание Содержание Ответственный
1. Сентябрь Диагностика Выявление ведущей руки. Катание ребристого
карандаша между ладонями
(массаж) Воспитатели
Детский сад и игрушки. Развивать мелкую
моторику пальцев,
тактильную
чувствительность. 1. Пальчиковая гимнастика
«Дружат пальчики».
2. Раскрашивание игрушек.
3. Игра «Что это?». Определить
плоские игрушки на ощупь:
кубик, мяч, пирамидка. Воспитатели
2. Октябрь Осень. Развивать уровень мелкой
моторики и тактильной
чувствительности.
Закрепить умение
придавливать шарики,
добиваясь изображения
листьев. 1. Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья».
2. «Листопад»- лист желтой,
оранжевой бумаги порвать на
мелкие кусочки.
3. Пластилинография.
«Осеннее дерево». Воспитатели
«Огород.
Овощи».
Развивать координацию
движений пальцев рук.
Учить раскрашивать в
одном направлении, не
выходя за контур 1.«Дид. Игра «Чудесный
мешочек». Выбрать только
овощи.
2. Пальчиковая гимнастика
«Капуста».
3. Работа с трафаретом
«Обведи и раскрась овощи»
Воспитатели
3 Ноябрь Сад. Фрукты. Развивать мелкую
моторику пальцев.
Учить наносить пластилин
на основу. 1. Пальчиковая гимнастика
«Мы делили апельсин».
2. «Сушка фруктов».
Нанизывание на проволоку
кружков из толстого картона с
дырочкой посередине.
3Работа с трафаретами
«Обведи и раскрась фрукты». Воспитатели
Ягоды Развивать мелкую
моторику пальцев, учить
выкладывать фигуру по
контуру.
Продолжать учить
примазывать кусочки
пластилина, заполняя
пространство внутри.
1Пальчиковая игра «По
ягоды».
2. Выложить горохом по
нарисованному контуру
(ягоды)
3. Пластилинография.
«Клубника».
Воспитатели
Дом. Семья. Развивать мелкую
моторику пальцев;
ориентировку на
плоскости.
Продолжать формировать
графические навыки.
1. Пальчиковая гимнастика
«Как у нас семья большая»
2. «Мой дом» Выкладывание
из геометрических фигур
домов различной высоты.
3. Пальчиковая гимнастика «Семья».
4. Пальчиковая гимнастика «На двери весит замок». Воспитатели
Мебель Развитие мелких движений
пальцев рук, их
двигательной активности.
Развитие ориентировки на
плоскости.
Совершенствовать зрительную память.
1.»Мебель для гостиной».
Выкладывание из палочек
шкафа, дивана.
2 Массаж ребристым
карандашом между ладонями.
3.»Продолжи узор». Раскрась
геометрические фигуры.
Воспитатели
4. Декабрь Зима Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление.
1.«Построим горку для
зверушек из снежных
комков»- изготовление
снежных комков из бумаги
путем ее сжатия и скатывания
между ладонями.
2. Игра «Что лишнее и
почему?»
3. Пальчиковая гимнастика «Ветер дует нам в лицо», «Зимующие птицы».
Воспитатели
Зимние забавы Упражнять в координации
движений с речью.
Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики.
Научить скатывать шарики
из салфеток.
1. Хороводная игра «Снежная
баба»
2. Пальчиковая игра «Снег ложиться белый-белый».
3. «Веселые снежки».
Сжатие и скатывание
между ладонями бумагу в комочки.
Воспитатели
Новый год. Развивать мелкую
моторику пальцев.
Учить складывать круг
пополам, находить
середину круга.
Учить соблюдать ритм при
выкладывании фигур.
1. Игра «Наведем порядок».
(группировка предметов по
признаку).
2. «Бусы на елку»
Выкладывание
геометрических фигур в
определенной
последовательности.
3.«Елочная игрушка».
(оригами)
4. Пальчиковая игра «Елочка». Воспитатели
5. Январь. Зимующие птицы. Развивать мелкую
моторику пальцев.
Упражнять в проведении
линий без отрыва от
бумаги, закреплять навыки
штриховки разными
способами.
1. Угощение для птиц.
Сортировка семян: фасоль,
горох.
2. Пальчиковая игра «Снегири»
3.«Птица» - обводка
трафарета, штриховка по
показу в разных направлениях.
Воспитатели
Домашние животные. Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики.
Совершенствовать
графические умения и
навыки, закреплять умение
обводить рисунок по
точкам и штриховать
мелкими штрихами.
1.»Маленький конструктор»-
выкладывание из
геометрических фигур
животных.
2. Пальчиковая игра «На
ладошку села кошка».
3 Обвести котенка по точкам
и штриховать мелкими
штрихами.
Воспитатели
Домашние птицы. Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
Продолжать учить
штриховать мелкими
штрихами 1. «Накормим птичек»-
скомкать бумагу в маленькие
комочки.
2.»Птицы хотят пить»- работа с
водой и пипеткой.
3. «Цыпленок» (штриховка)
4. Пальчиковая гимнастика «Бобик», «Котенок». Воспитатели
6. Февраль Транспорт Развивать зрительно-
двигательную
координацию и моторику
пальцев рук.
Закрепить назначение
транспорта. 1. Рисуем машину пальчиками
на крупе.
2. Игра «Назови вид транспорта
и его назначение»
3. Пальчиковая гимнастика «Машина»
4. Пальчиковая гимнастика «Солнышко». Воспитатели
Наша армия. Продолжать развивать
зрительно моторные
функции.
Учить штриховать в
разных направлениях.
1. Из риса выложить салют по
нарисованному контуру.
2. Пальчиковая игра
«Солдаты».
3. Штриховка «Танк».
Воспитатели
7. Март Весна. Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики, координацией
движений.
Учить работать с крупой.
1.»Потекли ручейки» -
рисование пальцами на крупе.
2. Нанизывание пуговиц -
называние ( чередование:
маленькая, большая и т. д.)
3. Аппликация из пшена
«Солнышко»
4. Пальчиковая гимнастика «Капель». Воспитатели
Мамин праздник. Развивать мелкую
моторику.
Учить действовать по
словесной инструкции.
Продолжать учить
складывать цветы из
бумаги. 1. Завязываем бантик на
Подарке.
2. Смотать клубок для бабушки.
3. Открытка для мамы. (
оригами).
4. Пальчиковая гимнастика «Семья».
Комнатные растения. Продолжить работать над
развитием мелкой
моторики, координацией
движений.
Учить штриховать в разных
направлениях.
1. П \и «На окошке в горшочке»
2Обрывание цветка по
контуру.
3. Штриховка цветка в горшке.
4. Пальчиковая гимнастика «Красные тюльпаны».
Дикие животные. Продолжать работать над
развитием зрительно-
моторных функций.
Продолжать учить
работать с ножницами.
Познакомить с новым
видом штриховки: клубок.
1. Игра «Кто, где живет?»
Обвести трафарет животного,
вырезать его и поместить туда,
где он живет.
2. Игра «Кто, чем питается?» В
сухом бассейне определить на
ощупь предмет, назвать и
сказать, кто это ест.
3. Штриховка диких животных.
4. Пальчиковая гимнастика «Зайчики», «Аккуратные зайчата», «Мишка, мишка – лежебока», «Ежик»,
Перелетные птицы Упражнять в
выкладывании фигур из
палочек.
Работать над развитием
зрительно моторных
функций.
Продолжать учить
работать с ножницами.
1. Пальчиковая игра «Встреча
птиц.
2. «Домик для скворца»-
выкладывание из палочек по
принципу «колодца»
3. Обвести птицу по трафарету
и вырезать.
8 Апрель Весенние цветы Учить работать с
трафаретами и
шаблонами.
Продолжать учить
работать с бумагой.
1. Упражнение «Мотылек».
2. Работа с трафаретами (в
парах). Изготовление
зашумленных картинок.
3. Коллективная аппликация
«Весенний луг».
Воспитатели
Мой город Упражнять в работе с
трафаретами.
Учить ориентироваться на
микроплоскости.
1. Что спряталось в комочке»-
разглаживание смятых в
комочек трафаретов автобусов
из бумаги, обводка,
штриховка.
2. Пальчиковая гимнастика
«Дом».
3. Выложить дом
пластилиновыми жгутиками
по контуру.
Правила дорожного движения Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики
Учить работать с
ножницами.
Продолжать учить
прикладывать
пластилиновые колбаски
по контуру.
1. Пальчиковая гимнастика
«Лодочка»
2. Обвести транспорт по
трафарету и вырезать.
3. Пластилинография.
«Светофор»
Рыбы Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики.
Развивать зрительное
внимание, память.
Продолжать учить
работать с пластилином.
1. Пальчиковая игра «Рыбка»
2. Упражнение «Чего не
хватает»
3. Пластилинография.
Коллективная работа «Рыбки в
аквариуме.
9 Май Насекомые Продолжать работать над
развитием зрительно
моторных функций.
Совершенствовать
графические навыки.
Продолжать учить
работать с пластилином.
1. Пальчиковая игра
«Сороконожка»
2. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Улитка».
3. Пластилинография
«Гусеница»
Воспитатели
Бабочки Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики, координации
движений.
Закрепить умение
работать в технике
оригами.
1. Пальчиковая игра «Бабочка»
2. Зашумленные картинки.
3.»Бабочка» (оригами)
Лето Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики
Совершенствовать память,
внимание, логическое
мышление.
1. «Быстрые ножки» -
«ходьба» указательным и
средним пальцами в крышках
от пластиковой бутылки.
2. Пальчиковая игра «Пчелы»
3. Коллективная аппликация
«Лето».
Диагностика Обследование мелкой
моторики.
Спасибо за внимание!