Соколова Ксения
Конспект кружкового занятия для подготовительной группы «Знакомство с микроскопом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
– формирование представления детей о микроскопе, о его частях и его предназначении;
Задачи:
- познакомить с историей возникновения микроскопа и его изобретателях;
- закрепить знания детей о микроскопе;
- продолжать учить пользоваться микроскопом;
- учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом;
Публикация «Конспект кружкового занятия для подготовительной группы „Знакомство с микроскопом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Микроскоп, лупа. Занятия с микроскопом и лупой для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
- активизировать словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, микроорганизмы, клетки, пластиды;
- развивать любознательность, внимание;
- развивать интерес к исследованиям;
Методы: - наглядные (рассматривание предметов в микроскоп, наглядные пособия, иллюстрации);
– словесные (беседа, вопросы, описание);
Ход занятия:
Организационный момент
Слова воспитателя:
Здравствуйте, ребята! У всех хорошее настроение? Да?
Здорово, тогда я предлагаю поделиться своим хорошим настроением друг с
другом: для этого нужно взять друг друга за руки и улыбнуться.
Прежде чем начать наше занятие, я прочту Вам стихотворение, а Вы слушайте внимательно!
Мне купили микроскоп!
Как всё интересно!
То пылинку рассмотрю,
То кусочек теста.
Горы, реки и моря -
В листике сирени.
Проявился целый мир
Красок и сплетений.
Микроскоп - ты мир чудес!
Открываешь в капле.
Посмотрю и поскорей
Расскажу всё папе!
Слова воспитателя:
Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о микроскопе)
Слова воспитателя:
А кто обычно использует в своей работе микроскопы? (ученые, медицинские работники)
А как вы думаете, для чего он нужен?
Предполагаемые ответы детей: (Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие предметы)
Слова воспитателя:
Какие молодцы, верно!
А, сейчас наша с Вами любимая рубрика «Минутка истории».
История создания первого микроскопа полна тайн и домыслов. Даже его изобретателя не так-то легко назвать.
Первые записи о микроскопе относятся к 1595 году. В них значится имя Захария Янсена, сына голландского мастера по изготовлению очков Ханса Янсена.
Захарий смастерил из металлического цилиндра и обрезков стекла необычную трубу. При рассматривании через неё окружающие предметы увеличивались в размерах, становились намного ближе и, казалось, находились на расстоянии вытянутой руки.
Ханс Янсен усовершенствовал «волшебную» трубу — он заменил металлический цилиндр системой трубок, которые могли складываться друг в друга. Теперь рассматривание предметов стало ещё интересней, ведь они стали чётче и крупнее.
Благодаря изменяющейся длине трубы можно было приближать или отдалять от себя изображение, рассматривать мелкие детали, видеть то, что ранее ни в одни очки увидеть было невозможно.
Так в результате детской забавы было совершено историческое открытие — был создан первый микроскоп, и человечество получило возможность познакомиться с новым, доселе невиданным миром — миром микроскопических существ.
Постепенно слух об увеличивающей трубе разошелся далеко за пределы Нидерландов и достиг Италии, где в городе Падуя жил и преподавал в университете астрономию Галилео Галилей. Он очень быстро понял преимущества нового изобретения и на основании этого создал собственную увеличительную трубу. Несколько позже, в личной лаборатории Галилео Галилей наладил производство простейших микроскопов.
Шло время, в 1648 г. в Нидерландах произошло знакомство с микроскопом у будущего основоположника научной микроскопии Антони ван Левенгука. Этот прибор настолько увлек юного Левенгука, что он все свое свободное время стал посвящать изучению научных трудов, посвященных исследованиям микромира. Параллельно с чтением книг, юный Левенгук осваивал профессию шлифовальщика линз, что в дальнейшем позволило ему создать собственный микроскоп с увеличительной способностью до 500 крат. С его помощью он сделал большое количество значительных открытий. Например, он первый, кто описал бактерий и инфузорий, обнаружил и зарисовал красные клетки крови – эритроциты, волокна хрусталика глаза, мышечные волокна и клетки кожи.
Одновременно с Левенгуком над усовершенствованием микроскопа работал другой великий ученый, внесший огромный вклад в микроскопию – англичанин Роберт Гук. Он не только сконструировал отличную от других модель микроскопа, но и тщательно изучил структуру клеток растений и некоторых животных, зарисовал их строение. В своей научной работе под названием «Микрография» Гук дал подробное описание клеточного строения бузины, моркови, укропа, глаза мухи, крыла пчелы, личинки комара и многого другого. Кстати, именно Гук ввел термин «клетка» и дал ему научное определение.
По мере развития человечества строение микроскопа усложнялось и совершенствовалось, появились новые виды микроскопов, с большей увеличительной способностью и повышенным качеством изображения. На сегодняшний день существует огромное разнообразие микроскопов – оптические, электронные, сканирующие зондовые, рентгеновские. Все они предназначены для увеличения микроскопических объектов и детального их изучения, но являются несравненно более сильными и многофункциональными, по сравнению со световыми микроскопами.
А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей.
Посмотрите, какие разные микроскопы существуют:
микроскопы старого образца и современные микроскопы,
механические и электронные.
Но, несмотря на все это разнообразие, все они работают по одному принципу. Сейчас я вам об этом расскажу.
Сейчас мы с Вами будем знакомиться со строением микроскопа. Воспитатель с помощью указки показывает части микроскопа и рассказывает про них.
Слова воспитателя:
Объектив – самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь –линза! Ее еще называют –увеличительное стекло, Вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.
Окуляр–это часть микроскопа, которая находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр –как братья, всегда дружат и работают вместе
Посмотрите, эта часть микроскопа называется –тубус! На что он похож?
на трубу, на трубку.
Слова воспитателя: Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом! Тубус – это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить!
Слова воспитателя:
Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.
У микроскопа есть маленькие помощники:
Пинцет - с его помощью мы берем и переносим маленькие кусочки разных предметов, чтобы их не сломать.
Предметное стекло - на него кладут предметы, которые хочется рассмотреть;
Покровное стекло - покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на предметном стекле.
Слова воспитателя:
Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм!
Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе по слогам!
Дети называют хором:
ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧНЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ!
Слова воспитателя:
Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна.
А эта часть микроскопа называется –штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа.
Ну а, теперь давайте проверим насколько Вы были внимательными и кто из Вас меня хорошо слушал!
Что такое микроскоп? Для чего он нужен?
Предполагаемые ответы детей: (Микроскоп нужен для того, чтобы
рассматривать самые маленькие предметы!
Слова воспитателя:
Из каких частей состоит микроскоп? Я буду показывать,
а вы называть эту часть микроскопа.
Слова воспитателя:
Показываю указкой на части микроскопа, а дети их пытаются их назвать, при затруднении ответить, подвожу ребят к ответу небольшими подсказками).
Слова воспитателя:
Ребята, а как Вы думаете, люди каких профессий, используют в своей работе микроскопы?
Предполагаемые ответы детей:)
Сейчас я Вас познакомлю с профессиями людей, которые используют микроскопы в своей работе:
Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать новые материалы, называемые пластмассами.
Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.
Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.
Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.
Итог занятия.
Слова воспитателя:
Молодцы, ребята! Мы с вами прекрасно поработали.
Дети, что вы сегодня узнали?
Предполагаемые ответы детей: (Мы познакомились с микроскопом и узнали, какие они бывают)
Слова воспитателя:
А что вы сегодня увидели?
Что вам показалось наиболее интересным на сегодняшнем занятии?
Мне тоже очень понравилось с вами работать и
общаться. На следующем занятии мы с вами узнаем о клетке –частице живого.