Ирина Авдеева
Кружок «Читарики» (средний и старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ детский сад комбинированного вида № 61
Литературный кружок
"ЧИТАРИКИ"
Примерная тематика дополнительной образовательной деятельности
по ознакомлению с художественной литературой.
(Средний и старший дошкольный возраст.)
Воспитатель
Авдеева И. Ю.
2013г.
с/п Таширово
Публикация «Кружок „Читарики“ (средний и старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят:
* произведения устного творчества русского народа и народов мира;
* классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
* современная литература (русская и зарубежная).
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.
«Ещё в 1960 г. английским писателем Д. Б. Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образцы. Но мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века. Нужно привлечь в союзники как можно больше технических средств при ознакомлении с художественной литературой.» (З. А. Гриценко // Дошкольное воспитание №4 2000, стр. 41)
В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском малыш общается самостоятельно.
Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать. Поэтому мной была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Здесь проводится непосредственно образовательная деятельность ознакомительного, познавательного направления, включающая в себя интеграцию художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. НОД в кружке проводится один раз в 2 недели во второй половине дня по подгруппам. Тематика составлена по временам года, сезонным, общественным явлениям. Я старалась охватить как можно больше жанров и форм литературных произведений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ирина Авдеева, воспитатель
МАДОУ детского сада комбинированного вида № 61.
Примерная тематика дополнительной образовательной деятельности
кружка «ЧИТАРИКИ»
(по ознакомлению с художественной литературой).
Средний дошкольный возраст.
Время проведения Тема Задачи
Сентябрь
1 неделя Рассказывание р. н. с. «Гуси-лебеди»
Колыбельные песенки (слушание в записи). Познакомить детей с убранством русской избы; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; подвести к пониманию, что добро всегда побеждает, а в жизни важна взаимовыручка.
2 неделя Русские народные песенки, потешки, небылицы.
Заучивание на выбор (Мыши водят хоровод, Пошёл котик на торжок и др. Почитать детям потешки, обратить внимание, что их на Руси издавна читали детям, забавляя их таким образом. Заучить потешку на выбор, добиваться выразительного чтения, правильного произношения звуков.
Октябрь
1 неделя Чтение рассказа «Волчишко»
Е. Чарушина, рассматривание иллюстраций автора. Познакомить детей с творчеством писателя Е. Чарушина, побеседовать по содержанию рассказа, добиваясь полных ответов; воспитывать доброе отношение к животным.
2 неделя Заучивание стихотворения
А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы». Познакомить детей с творчеством А. Плещеева, приобщать к классической поэзии, объяснить непонятные слова. Заучить с детьми стихотворение, добиваясь выразительного чтения.
Ноябрь.
1 неделя Чтение рассказа
К. Ушинского «Уточки».
Рисование уточек на пруду. Прочитать рассказ детям, побеседовать по содержанию, предложить нарисовать уточек на пруду; воспитывать бережное и доброе отношение к животным.
2 неделя Чтение стихотворения-игры Л. Пантелеева «Карусели».
Разучивание игры. Познакомить детей со стихотворением-игрой, разучить игру с детьми и поиграть, совершенствовать умение действовать в соответствии со словами.
Декабрь.
1 неделя Чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег». Рисование снега на тонированной бумаге. Прочитать детям стихотворение, объяснить непонятные слова, предложить нарисовать снег гуашью в разных техниках (кисточкой, ватными палочками и т. д.) Вызвать эмоциональный отклик на красоту природы.
2 неделя
Чтение немецкой сказки «Госпожа Метелица» Познакомить детей с немецкой сказкой, обратить внимание, что добро и трудолюбие вознаграждаются, а лень и грубость – наказываются, побеседовать по содержанию сказки, добиваясь полных ответов.
Январь.
1 неделя Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка» (кукольный театр). Создать хорошее настроение, развлечь детей показом кукольного театра. Поговорить о героях сказки, провести аналогию с р. н. с. «Теремок».
2 неделя
Чтение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке». Прочитать детям стихотворные сказки, побеседовать, как мышонок изменился, каким он стал (смелым, находчивым); обогащать словарный запас детей.
Февраль.
1 неделя
Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Прочитать детям рассказ, побеседовать по содержанию, выяснить, почему Маша стала большой, хоть и осталась маленькой девочкой. Предложить рассказать, как дети помогают своим родителям.
2 неделя Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор».
Рисование по содержанию стихотворения. Прочитать детям стихотворение, побеседовать по содержанию; воспитывать патриотические чувства, вызвать сострадание к раненому Дозору.
Март.
1 неделя Мамин день. Стихи о маме, бабушке, весне (повторение, выразительное чтение). Повторить с детьми стихи к утреннику, добиваться выразительного чтения, чёткого произношения; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке.
2 неделя Заучивание русской народной заклички о весне «Солнышко».
Рисование солнечного пейзажа. Заучить с детьми закличку о весне, объяснить непонятные слова; вызвать интерес к народному творчеству. Предложить нарисовать весенний, солнечный пейзаж.
Апрель.
1 неделя Чтение шуточных стихов.
С. Чёрный «Концерт», С. Маршак, Д. Хармс «Весёлые чижи». Развивать чувство юмора, умение видеть смешное в литературных произведениях, обратить внимание на выразительные средства, используемые авторами.
2 неделя Знакомство с творчеством К. Чуковского. Прочитать детям «Телефон», «Путаница», побеседовать по содержанию, прививать интерес к творчеству Чуковского.
Май.
1 неделя Чтение сказки
В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? Познакомить детей со сказкой Сутеева и его иллюстрациями к ней. Вызвать интерес к автору, побеседовать по содержанию.
2 неделя Чтение сказки
Л. Муур «Крошка Енот и Тот, который сидит в пруду». Подвести к мысли, что добрая улыбка и хорошее отношение приносят больше пользы, чем агрессия. Учить решать конфликты мирным путём.
Примерная тематика дополнительной образовательной деятельности
кружка «ЧИТАРИКИ»
(по ознакомлению с художественной литературой).
Время проведения. Тема. Задачи.
Сентябрь.
1 неделя Пестушки, потешки, песенки.
(заучивание по выбору воспитателя).
Сказки.
(рассказывание русской народной сказки «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо»).
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обращая внимание на напевность, выразительность слов.
Прочитать сказку, побеседовать по содержанию, предложить описать характеры героев. Воспитывать патриотические чувства на примере Ивана крестьянского сына.
2 неделя Загадки. Пословицы.
(загадки об осени, овощах, грибах, осенних приметах. Пословицы о труде, о матери, о природных явлениях).
Считалки. Скороговорки.
(заучивание считалок, скороговорок). Прививать детям интерес к отгадыванию загадок, развивать умение определять по характерным признакам предметы.
Заучить несколько считалок или скороговорок, добиваться чёткого и быстрого произношения без ошибок.
Октябрь.
1 неделя
Стихотворение
Е. Трутневой «Осень»
Заучивание. Заучить с детьми стихотворение Е. Трутневой «Осень», обратить внимание на выразительные средства, добиваться чёткого произношения, эмоционального отклика на произведение.
2 неделя Знакомство со стихотворением
С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…». Показ репродукции картины
Е. Волкова «Октябрь». Рассмотреть с детьми репродукцию картины Е. Волкова «Октябрь», сопроводить просмотр чтением стихотворения
С. Есенина. Побеседовать по содержанию, иллюстрируя слова изображением. Объяснить образные выражения и непонятные слова, вызвать эмоциональный отклик, предложить детям определить настроение картины и стихов.
Ноябрь.
1 неделя Чтение стихотворения
И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги».
(Рисование оленя в лесу). Прочитать детям стихотворение, объяснить непонятные слова, приобщать детей к классической поэзии. Предложить нарисовать оленя в лесу по представлению.
2 неделя Чтение отрывка из рассказа Н. Сладкова «Разноцветная земля. Зелёная земля (тайга)».
(Показ фотографий, прослушивание шума ветра в верхушках деревьев в записи). Прочитать детям отрывок, сопроводить показом фотографий и звукозаписью шума ветра; расширять кругозор путём знакомства с просторами нашей Родины; воспитывать любознательность.
Декабрь.
1 неделя
Зимние приметы, загадки, пословицы.
Заучивание стихотворения
И. Никитина «Встреча зимы». Побеседовать с детьми о зимних приметах, загадать загадки, напомнить пословицы. Заучить стихотворение И. Никитина «Встреча зимы», объяснив предварительно незнакомые слова, обратить внимание на поэтические образы.
2 неделя Рассматривание репродукции картины
И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».
(Вырезывание снежинок). Рассмотреть с детьми репродукцию картины, предложить описать изображение, объяснить, какими выразительными средствами пользуются художники, а какими поэты. Предложить детям вырезать снежинки из сложенных салфеток, украсить ими группу.
Январь.
1 неделя Знакомство со славянской сказкой «Двенадцать месяцев» в обработке
С. Маршака.
(Заучивание стихотворения Января) Прочитать детям сказку, побеседовать по содержанию, определить положительных и отрицательных персонажей, обратить внимание на описание братьев-месяцев. Заучить стихотворение января. Добиваться выразительного чтения, чёткого произношения.
2 неделя
Зимние забавы.
Зимние игры, катание с горки, игра в снежки и т. д. Создать хорошее настроение, развлечь детей, использовать как можно больше зимних забав на прогулке. Вспомнить стихи, загадки о зимних играх детей.
Февраль.
1 неделя Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик». Прочитать рассказ, побеседовать по содержанию, выяснить, какова главная мысль рассказа. Предложить пересказать рассказ, используя авторские выражения.
2 неделя. Знакомство с творчеством А. Гайдара.
Чтение «Сказки о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Прочитать детям сказку, побеседовать по содержанию, определить положительных и отрицательных героев; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, сострадание к главному герою.
Март.
1 неделя «При солнышке тепло, при матери добро».
(Повторение стихов, пословиц, загадок о маме, бабушке. Составление рассказа о маме.) Повторить стихи к утреннику, добиваясь выразительного чтения, чёткого произношения. Учить составлять описательные рассказы о маме в виде интервью, опираясь на вопросы, прививать уважение к маме, любовь к ней.
2 неделя
Рассматривание репродукции картины
А. Саврасова
«Грачи прилетели». Рассмотреть с детьми репродукцию картины. Предложить составить рассказ о весне, основываясь на изображении. Учить говорить, используя выразительные средства речи, интонацию.
Апрель.
1 неделя
«Шутку шутить – людей смешить!»
(Шутки в стихах, докучные сказки). Приобщать детей к юмористическому восприятию некоторых жизненных обстоятельств; развивать чувство юмора. Познакомить с докучными сказками, объяснить, почему их так называют.
2 неделя
Чтение и пересказ рассказа Н. Носова «Заплатка». Прочитать детям рассказ, побеседовать по содержанию. Предложить пересказать по ролям. Подвести к пониманию, что трудом можно многого достичь. Выяснить значение слова «заплатка».
Май.
1 неделя
Рассматривание репродукции картины
А. Рылова «Зелёный шум».
Чтение стихотворения
Н. Некрасова «Зелёный шум». Рассмотреть репродукцию картины Рылова, сопровождая чтением стихотворения с одноимённым названием. Определить выразительные средства поэта и художника, сходство и различие. Учить отвечать полным, сложным предложением. Обогащать словарный запас детей.
2 неделя Чтение рассказа
М. Пришвина «Золотой луг».
Рисование по рассказу.
(Подведение итогов работы кружка за год. Чаепитие.) Прочитать рассказ, побеседовать по содержанию. Предложить изобразить на бумаге иллюстрацию к рассказу.
Устроить выставку рисунков, подвести итоги за прошедший год, завершить чаепитием.
Литература.
1. В. В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Мозаика – Синтез, М., 2006.
2. А. И. Максаков. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Мозаика – Синтез, М., 2006.
3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс - XXI век, 2005.
4. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2005.
5. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2005.