Светлана Тирских
Кружок по речевой деятельности с детьми подготовительной группы «Абвгдейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Публикация «Кружок по речевой деятельности с детьми подготовительной группы „Абвгдейка“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т. д.
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно - логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.
Широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.
Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Любое художественное произведение постигается двумя путями. Первый – путь переживания, эмоционального проникновения в его суть. Второй – мыслительный анализ прочитанного, выделение идей, событий.
Особое место в жизни ребенка занимает сказка, где соседствует добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают её, принимая на себя определенную роль. Дети выражают свое эмоциональное отношение к героям сказок голосом, мимикой, посредством движений. Иными словами, как бы эмоционально проживают её. Однако подлинное проникновение в литературное произведение включает в себя и анализ основных событий, понимание связи между ними – задача не простая для маленького ребенка. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Актуальность.
Неповторима прелесть первых детских слов! Долго ещё вспоминаются в семье первые, произнесённые ребёнком слова, такие дорогие родительскому сердцу. Проходят годы, ребёнок подрастает, овладевает активной речью, осваивает грамматический строй речи. Разнообразные впечатления, всё, что поражает его новизной, яркостью красок, мелодией звуков, побуждает малыша к высказываниям.
К сожалению, в последнее время мы всё больше сталкиваемся с замедленным развитием речи, снижается уровень речевого развития детей, дошкольники не так часто используют речь по своей инициативе. В повседневной жизни речевое общение детей между собой и со взрослыми крайне скудное. Если на занятиях ребёнок, подчиняясь воспитателю, произносит и запоминает слова и фразы, описывает предмет, рассказывает об увиденном, то вне занятий выбор игр и увлечений, связанных с речью вызывает у дошкольников затруднения. Быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, использование синтаксических конструкций, речевые высказывания на поступок показывают недостаточный уровень речевого развития. Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребёнка, помогает решать многие задачи его воспитания и развития, подготовить к обучению в школе.
Цель: Формирование связной речи детей дошкольного возраста через творческое рассказывание.
Задачи:
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
- развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
- учить связно и последовательно рассказывать сказку без вопросов воспитателя, выразительно пересказывать текст;
- учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;
- учить детей придумывать сказку по вопросам воспитателя, по плану воспитателя;
- придумывать свое окончание знакомой сказки;
- развивать у детей фантазию.
- учить составлять рассказ из личного опыта;
-расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
- познакомить с рассказыванием по картине и рассказыванием по серии сюжетных картин.
Принципы создания программы:
1. Доступность.
2. Систематичность и последовательность.
3. Наглядностью.
Методы и приё мы:
- наглядные
-практических
-словесные
-игровые
Форма обучения: специально организованная деятельность; подгрупповые упражнения и задания по речевому развитию. (Приложения 1, 2).
Количество занятий: 2 раза в месяц. Длительность занятия составляет по 30 минут с подгруппой детей.
Место проведения: помещение группы.
Срок реализации: 1 год.
Предполагаемый результат:
Занятия в кружке помогут развить индивидуальную творческую деятельность детей, будут способствовать объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогатят детей новыми знаниями в области речи; будут способствовать развитию внимания, усидчивости, памяти и мышления, а так же творческого воображения; использовать образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач; создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка.
Работа с родителями.
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
Приложение 1.
Перспективное планирование для работы с детьми 6 -7 лет.
Тема Задачи
сентябрь «Как я провел лето» Продолжить учить составлять небольшие рассказы из личного опыта, по плану воспитателя
Закрепить умение в составлении сложноподчиненных предложений. Развивать монологическую речь.
«Много у бабушки с нами хлопот» Составление рассказа из личного опыта. Воспитание нравственных качеств.
Развитие навыков разговорной речи. Развитие познавательных интересов.
октябрь «Дары природы». Составление рассказа на заданную тему. Закреплять представления детей об изменениях в природе осенью; развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме, опираясь на мнемосхемы ; обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на карты схемы;.
«Семья.» Составление рассказов из личного опыта. Учить отвечать на вопросы; развивать навыки правильного грамматического строя речи, учить рассказывать последовательно, выразительно. Обогащать словарный запас воспитанников. Учить детей составлять устный рассказ о своей семье.
ноябрь «Овощи и фрукты в магазине». Сюжетно-ролевая игра. Развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
«Маша обедает» С. Капутикян Рассказывание на тему стихотворения. Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста.
декабрь «Игры зимой» Составление рассказа из личного опыта. Учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы;
«Приключения снежного колобка». Придумывание сказки. Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему, по предложенному плану, развивать монологическую речь, воображение. Воспитывать интерес к творчеству.
январь «Новый год». Рассказывание из личного опыта. Обогащать словарный запас, активизировать речь. Закрепить умение составлять описательные рассказы; развивать связную речь;
«Дикие птицы» Составление рассказа описания по плану воспитателя. Совершенствовать навык составления описательных рассказов по плану-схеме.
февраль «Мой любимец» Рассказывание из личного опыта. Продолжать формировать у детей умение составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от плана.
«23 февраля». Составление рассказа по сюжетной картинке. Обучение детей последовательному пересказу с опорой на предметы.
март «Здравствуй, мамочка моя!» Составление рассказа из личного опыта. Продолжать формировать у детей умение составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от плана.
«Ранняя весна» Составление рассказа из личного опыта. Обогащать словарный запас, активизировать речь. Закрепить умение составлять рассказы из личного опыта; развивать связную речь;
апрель «Угадай, кто это?» Составление описательного рассказа о себе. Совершенствовать навык составления описательных рассказов по плану-схеме.
«Два жадных медвежонка»
Придумывание нового конца сказки. Учить придумывать конец сказки на предложенную тему.
май «Весна»
Составление творческого рассказа о весне. Обогащать словарный запас, активизировать речь. Закрепить умение составлять творческие рассказы; развивать связную речь;
«Как трудятся мои родители»
Составление рассказа из личного опыта. Продолжать формировать у детей умение составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от плана.