МААМ-картинки

Кружок познавательно-экологический в ДОУ. «От чегоИ Почему?»

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ЯДРЕНЦЕВА
Кружок познавательно-экологический в ДОУ. «От чегоИ Почему?»

КРУЖОК «ОТЧЕГО? И ПОЧЕМУ

Познавательно-экологический кружок для детей 4-7 лет

Руководитель: ЯДРЕНЦЕВА Е. С.

Пояснительная записка

Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Публикация «Кружок познавательно-экологический в ДОУ, „От чего? и Почему?“» размещена в разделах

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Цель: развитие познавательного интереса к миру природы: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве (особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, особенности приспособления живых организмов в зависимости от факторов внешней среды. Взаимосвязи внутри природных сообществ, явления неживой природы); воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

Задачи:

- Систематизировать знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека; учить детей трудовым навыкам по уходу за растениями, ставить перед собой цели, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.

- Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

- Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.

- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- Развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.

- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

- Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Возраст детей – 4-7лет

Сроки реализации: программа рассчитана на 1год обучения детей, 68часов

Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 минут

Формы работы кружка :

1. Беседы с применением наглядных пособий

2. Экскурсии в природу

3. Практическая работа

4. Опытно-исследовательская работа

5. Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)

6. Развлечения

Список детей:

Перспективный план работы кружка «ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ

Октябрь

Занятие 1.

Тема: Вводное занятие

Цель: ознакомление с планом кружка, с оборудованием, с мероприятиями, в которых будут участвовать дети.

Занятие 2.

Тема: «Великий невидимка-воздух»

Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Оборудование: веер, воздушный шарик, полиэтиленовый маленький пакет, стакан с водой, соломинки, камень, пуговица, губка, пустая бутылка.

Литература: конспект

Занятие 3. 4.

Тема: «Вода вокруг нас»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде, расширять кругозор детей, активизировать словарный запас, воспитывать бережное отношение к запасам воды.

Оборудование: емкости с водой, стакан, марля, лед.

Литература: конспект

Занятие 5, 6.

Тема: Какой бывает вода?

оборудование: стакан с водой, с молоком, соленой водой, емкость с водой, горячая вода,2 стаканчика, краски, сахар, песок.

Литература: конспект

Занятие 7, 8

Цель: «Превращение»

Цель: знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действия превращения на основе употребления пар слов: «был-будет», «был-стал (станет)». Формирование действий с пластилином, резиной.

Оборудование: картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных, пластилин, медицинский бинт, разрезанный на части по 5-10см.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 14

НОЯБРЬ

Занятие 1, 2.

Тема: «Письмо к дракону»

Цель: формировать представления о теплопередачи. Развитие способностей к преобразованию

Оборудование: свечка, металлическая трубка или деревянная палка, обернутая бумагой -письмо, картинки, соответствующие сюжету сказки.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 74

Занятие 3,4.

Тема: Незнайка и мороженое»

Цель: Закрепление знаний о тепловых явлениях и теплопередачи. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.

Оборудование: 2 кусочка мороженого, 2 маленьких блюдечка, меховая варежка, картинки: мальчик в маечке и в трусиках, мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес, опавшие листья, мальчик в зимней одежде.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 75

Занятие 5,6.

Тема: «Как помочь растению?»

Цель: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь развитию умению поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Материал: комнатное растение, графические модели-карточки, пустая лейка, дневники наблюдений.

Литература: конспект.

Занятие 7, 8

Тема: Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка, засушенные растения, картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Литература: Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7лет, стр. 44

ДЕКАБРЬ

Занятие 1.

Тема: Посадка лука

Цель: развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения4 трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результатов, участвовать в общем деле, внося свой вклад.

Оборудование: маленькие горшочки, лук на каждого ребенка, земля, совочки, альбом для зарисовок.

Литература: конспект.

Занятие 2.

Тема: «Твердое-жидкое»

Цель: формировать представления о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества.

Оборудование: кусочек льда, камень, стакан молока, стакан воды (на каждого ребенка, картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 22

Занятие 3, 4.

Тема: Посадим фасоль

Цель: развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет, умение составлять рассказ по схеме.

Оборудование: картинка с изображением фасоли –растение с цветками и плодами, семена фасоли, земля, емкости для посадки на каждого ребенка, палочки, фартуки, дневники наблюдений.

Литература: конспект.

Занятие 5, 6.

Тема: Роль воды в жизни растений

Цель: показать разные состояния растений при различном водном и тепловом режиме.

Оборудование: 2 побега, 2 стакан, дневники наблюдений.

Литература: А. И. Иванова «Мир растений», стр. 92

Занятие 7, 8.

Тема: Роль почвы в жизни растений

Оборудование: любые семена, почва, емкость с крышкой.

Литература: А. И. Иванова «Мир растений», стр. 102

ЯНВАРЬ

Занятие 1,2.

Тема: Наблюдение за посаженными ранее растениями (лук и фасоль)

Цель: посмотреть, как изменились растения, в дневнике наблюдения сделать зарисовки посаженных растений и их роста.

Занятие 3,4

Тема: Проведение опытов со снегом

Цель: развивать наблюдательность, активизировать словарный запас детей, учить самостоятельно делать выводы.

Занятие 5,6.

Тема: Знакомство с новым комнатным растением (пеларгония)

Цель: познакомить детей с новым комнатным растением, дать сведения о нем, упражнять детей в узнавание комнатных растений по внешним признакам, закреплять знания о частях растений, учить связно рассказывать об их назначении и закреплять знания об уходе.

Литература: конспект

Занятие 7,8.

Тема: Вегетативное размножение пеларгоний

Цель: научить детей размножать пеларгонии черенками, познакомить с правилами черенкования, с условиями, необходимыми для укоренения растений.

Оборудование: песок, земля, горшки для посадки, черенки пеларгоний.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1, 2.

Жидкое-твердое

Цель: формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.

Оборудование: стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки парафина на каждого ребенка, стакан с холодной водой, свечка.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 26

Занятие 3,4.

Тема: Зимняя прогулка к тополям

Цель: формировать представление о значении тополей как защитников и биологических очистителей воздуха в городе, о неприхотливости к условиям произрастания, высокой степени пылеулавливания, содержащихся в атмосфере, воспитывать уважение к этим деревьям, развивать у детей глазомер и ориентировку в пространстве.

Литература: «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе», стр. 81.

Занятие 5, 6.

Тема: Наблюдение за укоренением черенков пеларгоний, их ростом.

Цель: зафиксировать результаты в дневник наблюдений, закреплять знания детей о частях растений, воспитывать уважительное отношение к природе.

Занятие 7, 8.

Тема: Игры с обучением (дидактические игры по экологии, разучивание экологических частушек – подготовка к экологическому празднику.

МАРТ

Занятие 1,2.

Тема: Наблюдение за ростом «огорода» на окне

Практическая работа: зарисовка роста фасоли и лука в дневники наблюдений

Занятие 2, 3.

Тема: Экологический КВН с родителями и детьми

Цель: закрепить знания детей о Красной книге, о лекарственных разнообразных видах растений, воспитывать у детей гуманное отношение к растениям и животным и осознание того, что они части живой природы

Литература: конспект.

Занятие 4,5.

Тема: Экскурсия в те места, где произрастают подснежники. Беседа-рассуждение «Почему подснежники спешат?

Цель: предложить детям выкопать осторожно подснежник и рассмотреть луковицу, посадить выкопанное растение в горшок и понаблюдать за ним в группе.

Литература: конспект.

Занятие 6,7.

Тема: Нагревание-охлаждение

Цель: формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 29

АПРЕЛЬ

Занятие 1,2.

Тема: Семена однолетних цветов и подготовка их к посеву

Цель: познакомить с семенами однолетников по внешнему виду, очистить их, определить всхожесть семян, вместе с детьми посадить их в почвогрунт, учить детей наблюдать за процессом произрастания.

Занятие 3,4.

Тема: Опыты с водой и растениями

Занятие 5,6.

Тема: Наблюдение за пеларгониями, выращенными из черенков.

Цель: зарисовать рост пеларгоний в дневник наблюдений. Наблюдать с детьми за соцветиями, цветком, листьями и отметить как они изменились.

Занятие 7,8.

Тема: Испарение

Цель: формирование представлений об испарении воды –превращении воды в пар при нагревании.

Оборудование: кусочки льда на каждого ребенка, стакан со льдом, свечка, небольшая кастрюля.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 31

МАЙ

Занятие 1,2.

Тема: Высадка рассады однолетних цветов в грунт участка. Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Занятие 3,4.

Тема: Строение веществ

Цель: расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 56.

Занятие 5,6.

Тема: Термометр

Цель: знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.

Литература: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» О. Р. Галимов, стр. 68

Занятие 7,8.

Тема: развлечение для детей (итоговое)

Публикации по теме:

Коллекционирование — увлекательная деятельностьКоллекционирование — увлекательная деятельность Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую.

Техника «скатывание цветных салфеток». Кружковая работаТехника «скатывание цветных салфеток». Кружковая работа Работа выполнена в нетрадиционной технике "скатывание цветных салфеток". Дети работая в данной технике развивают свои творческие способности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок познавательно-экологический в ДОУ. «От чегоИ Почему?»
Опубликовано: 21 октября 2012 в 02:41
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД