Папки-передвижки

Экологический кружок «Ручеек» для детей старшей и подготовительной группы (3 фото)

Надежда Лебедева
Экологический кружок «Ручеек» для детей старшей и подготовительной группы

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Экологический кружок «Ручеек» для детей старшей и подготовительной группы

Кружок «Ручеек» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Публикация «Экологический кружок „Ручеек“ для детей старшей и подготовительной группы» размещена в разделах

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети закрепляют и обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Основная цель работы кружка :

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Закреплять и углублять знания детей, полученные на занятиях и в повседневной деятельности.

Работа кружка «Ручеек» призвана решать следующие задачи:

• Формировать понятие о том, что каждый объект природы — это единая система.

• Дать представления о различных природных объектах.

• Научить устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

• Развивать память, мышление, внимание.

• Обогащать словарный запас.

• Развивать связную речь.

• Воспитывать осознанно доброе и чуткое отношение к природе.

• Учить детей моделировать и конструировать из природного материала.

Методы и приё мы:

• беседы, дискуссии

• имитационные игры;

• чтение и обсуждение художественных произведений;

• использование игровых технологий, ИОС,

• моделирование;

• психогимнастика;

• пальчиковые игры

• просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

• составление рассказов, рассматривание иллюстраций;

экспериментальная деятельность детей, проведение опытов;

• практическая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация)

• диагностика знаний и умений детей в образовательной области «Познание», раздел «Природное окружение»

Учебный план:

В основу содержания кружка легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие дифференцированный подход и личностно-ориентированное воспитание.

Организация работы предполагает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей.

Организация деятельности:

В кружок «Ручеек» зачисляются дети, посещающие МБДОУ «Теремок».

Занятия проводятся во вторую половину дня, длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий 25 – 30 минут).

Кружок работает в течение учебного года (конец сентября – начало мая, один раз в две недели. План кружка рассчитан на два года.

Количество детей посещающих кружок «Ручеек»» - 10 человек.

Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.

Фото «Ручеек»

Благодаря заданной игровой мотивации происходит непосредственное объединение детей для совместной деятельности.

В этой деятельности ребенок учится любить и уважать все живое: цветок, лягушку, птицу и защищать их.

Несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Экологический кружок  для детей старшей и подготовительной группы - фото

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.

1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края.

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Диагностическая методика:

Взята за основу методика из книги О. Ф. Горбатенко. Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007. -286с.

1. Представления

Задание 1.1

Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.

Используется метод индивидуальной беседы.

В первой части выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

Картинки: 10 картинок с изображением объектов живой природы (животные, растения, птицы, человек). Неживой природы (солнце, дождь, предметов созданных человеком (дом, машина). Предлагается выбрать картинки с изображением живого.

Вопросы:

1. Как ты узнал, что все это живое?

2. Почему ты считаешь, что (конкретное животное, растение) живой?

3. Что у него есть?

4. Зачем нужны (части и органы?

Сможет ли жить без них? Почему?

Во второй части акцент делается на изучение представлений о свойствах

целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состояния.

Вопросы:

1. Как ты думаешь, что нужно животным, растениям, чтобы жить и хорошо

себя чувствовать?

2. Как нужно ухаживать за ними? Что делает человек, чтобы быть здоровым?

3. Как себя чувствует это растение (животное.). Как ты это узнал? Как ему

Помочь?

Третья часть посвящена выявлению представлений о приспособлении живых

существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.

Ребенку предлагаются цветные изображения основных сред обитания живого

(воздушной, водной, наземной, силуэтные картинки животных и предлагается

проблемная - игровая ситуация: «Кто – то перепутал животных и места их

обитания.

Вопросы

1. Правильно ли «расселили» животных» Почему ты так думаешь?

2. Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось

3. Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (называется среда

обитания). Почему?

Задание 1.2

Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.

Вопросы:

1. Любишь ли ты животных и растения?

2. С какими живыми существами тебе нравиться встречаться, с какими не нравиться? Почему?

3. Зачем нужны животные и растения?

4. Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

5. Может ли человек прожить без других людей? Почему?

Задание 1.3

Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.

Предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения.

Вопросы:

1. Как поступил мальчик (девочка? Почему?

2. Как бы ты поступил на его месте?

Какие добрые дела ты делал для животных, растений. Людей?

2. Отношение детей к природе

Задание 2.1

Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.

Задание 2.2

Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы.

Детям предлагают заняться в уголке природы тем, чем они хотят. Привлечь внимание к объектам природы с помощью наводящих вопросов:

1. Как себя чувствует живой объект?

2. Как ты это узнал?

3. Как ему можно помочь?

4. Хотел бы ты помочь?

5. Почему ты хочешь ему помочь?

3. Практическая деятельность детей в природе

Задание 3.1

Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями, животными.

Выяснить хочет ли ребенок поухаживать за растением, животным. Для чего это нужно делать? Как узнать, что необходим уход?

Все практические действия фиксируются.

Уровни:

Низкий уровень: характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативное. Дошкольник по собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами. Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой.

Средний уровень: дети проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми животными, растениями. Представления о нормах отношения к животным растениям становятся более дифференцированными. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми объектами. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе. У дошкольников сформированы некоторые умения за живыми объектами, направленность труда по уходу за ними до конца не осмыслена.

Высокий уровень: характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных представлений. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми объектами. Сформирован широкий круг представлений о природе. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться.

Высокий уровень: 3балла;

Средний уровень: 2балла;

Низкий уровень: 1балл;

Результаты диагностики на начало работы (сентябрь 2010г) говорили о том, что у большинства детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям или положительное отношение избирательной направленности. Бедный запас знаний или совсем отсутствует о неживой природе. Дети не видели взаимосвязь между живым и неживым объектом. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе, нет достаточного количества знаний.

В процессе наблюдений за детьми в повседневной жизни было выявлено, что большинство детей, не проявляли любознательности к объектам природы, не умеют трудиться. Таким образом, на сентябрь 2010 года из 10 опрошенных детей 4 ребёнка показали низкий уровень, 5 детей – средний, 1 ребёнок – высокий.

Чтобы реализовать все задачи, которые я поставила в начале 2010 года, использовала в своей работе: беседы с разыгрыванием проблемных ситуаций, чтение художественной литературы экологического содержания, использовала игровые обучающие ситуации, дидактические игры, игры – упражнения, игры – имитации, драматизации. Большое внимание уделяла моделированию и проведению экспериментальной деятельности, а так же самостоятельной продуктивной деятельности детей.

Вывод: Проведённая диагностика показала, что проведение кружка, способствует усвоению знаний направленных на формирование у детей элементарного экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу. Ребенок видит многообразное значение природы, признает ценность жизни. Имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях. Самостоятельно пользуется доступными познавательными умениями. Предвидит последствия разного отношения к природе (к организму, среде обитания, обитателям экосистемы). Вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого. Проявляет заинтересованность, получает удовольствие от созидательной деятельности

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «В союзе с природой» Уважаемые коллеги я сделала эту консультацию для наших родителей Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством.

Автор публикации:
Экологический кружок «Ручеек» для детей старшей и подготовительной группы
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 12:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД