Ольга Яндаева
Кружок «Умелые пальчики» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. В. А. Сухомлинский писал: «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Публикация «Кружок „Умелые пальчики“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Кружок умелых пальчиков, мелкая моторика
- Мелкая моторика
- Темочки
Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и, формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе взаимодействия его с разными материалами.
Новизна программы.
Программа кружка соответствует принципу развивающего образования и строится с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. В процессе освоения нетрадиционных форм художественного творчества (рисование, аппликация, лепка) дети знакомятся с народным фольклором: слушают и запоминают потешки, стихи, сказки и песенки, что способствует овладению первоначальными речевыми навыками и самостоятельной художественно-речевой деятельностью.
Актуальность программы.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является аппликация. Это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рваная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет, листья деревьев и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве. Чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагогическая целесообразность.
Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, чрезвычайно значимы для психического развития личности. Каждый ребенок, передавая сюжет, вкладывает в него свои эмоции и представления. Изобразительное творчество дошкольника проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему, но и когда действует по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства. Занятия по программе побуждают детей к творческим поискам и решениям, учат их работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами, развивают уверенность в своих силах.
Цель программы.
Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: рисование, аппликацию, лепку. Познакомить детей с нетрадиционными техниками художественного творчества, формировать художественный вкус.
Задачи программы:
• развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
• обогащать сенсорные впечатления;
• развивать речевые навыки;
• воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепке, аппликации;
• обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
• учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
• развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;
• учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
• развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
• воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Возраст детей, сроки реализации программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 2-3 года. Срок реализации – 1 год.
Формы и режим занятий.
В кружке занимаются дети первой младшей группы. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 10 минут в соответствии с возрастными особенностями детей. Всего в течение года проводится 40 занятий.
Ожидаемые результаты.
• Значительное повышение уровня развития творческих способностей
• Расширение и обогащение художественного опыта
• Формирование умения взаимодействовать друг с другом
• Овладение простейшими приемами рисования, лепки, аппликации
• Развитие мелкой моторики рук
• Обострение тактильного восприятия
• Концентрация внимания
• Увеличение активного словаря детей, повышение качества произношения звуков
• Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке
Учебно-тематический план кружка «Умелые пальчики»
№ п/п наименование темы месяц количество часов
1. Знакомство с цветными карандашами сентябрь 1
2. Знакомство с кисточкой и красками 1
3. Знакомство с пластилином 1
4. Знакомство с кисточкой и клеем 1
5. Печать губкой «Краски осени» октябрь 1
6. Аппликация «Новый наряд» 1
7. Лепка «Богатый урожай» 1
8. Коллективное рисование губками «Кленовый лист» 1
9. Рисование пальчиками «Яблочки на дереве» ноябрь 1
10. Аппликация из ватных дисков «Грибок» 1
11. Лепка «Орешки для белочки» 1
12. Проект «Веселые ладошки» 1
13. Аппликация ватой «Теплая шубка» декабрь 1
14. Рисование губкой «Шубка для белочки» 1
15. Лепка из цветного теста «Бусы для Мурки» 1
16. Рисование ватной палочкой «Цветные огоньки» 1
17. Коллективная аппликация пластилином «Разноцветные шары» 1
18. Рисование «Зимнее волшебство» январь 1
19. Аппликация ватными дисками «Шапка для дедушки Мороза» 1
20. Коллективная лепка «Зернышки для воробьев» 1
21. Аппликация ватой «Зимний лес» февраль 1
22. Пальчиковое рисование «Гроздья рябины» 1
23. Лепка «Подарок папе» 1
24. Коллективная обрывная аппликация «Снег на дорожках» 1
25. Лепка «Цветочек для мамочки» март 1
26. Пальчиковое рисование «Веселый снеговик» 1
27. Обрывная аппликация «Облака» 1
28. Коллективное рисование ватными палочками «Сосульки» 1
29. Рисование ладошками «Лебеди на пруду» апрель 1
30. Аппликация ватой «Веточка вербы» 1
31. Лепка «Светофор» 1
32. Коллективное рисование пластиковой бутылкой «Цветущее дерево» 1
33. Обрывная аппликация «Яблоня в цвету» май 1
34. Лепка «Солнышко лучистое» 1
35. Рисование ладошкой «Веселый осьминог» 1
36. Коллективная лепка «Гнездо галки» 1
37. Рисование (оттиск) смятой бумагой «Жираф» июнь 1
38. Лепка «Мухомор» 1
39. Аппликация ватными дисками «Веселые цыплята» 1
40. Коллективная лепка «Бабочка-красавица» 1
Итого: 40
План мероприятий работы с родителями
Сентябрь
1. Консультация «Роль художественно-эстетического развития детей»
2. Брошюра «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования»
Октябрь
1. Консультация «Зачем рисовать?» Привлечь родителей к художественно-эстетическому воспитанию детей, совместному труду.
2. Выставка работ детей для родителей «Осенние фантазии»
Ноябрь
1. Побудить родителей на участие в творческих конкурсах на различных уровнях.
2. Консультация «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»
Декабрь
1. Индивидуальные беседы с родителями «Опускаем руки в краску». Поощрять родителей вместе с детьми заниматься дома творчеством, объяснить важность этого процесса.
Январь
1. Оформление информационного уголка «Художественно-эстетическое воспитание»
Февраль
1. Выставка детей по теме месяца. Дать родителям возможность увидеть творчество своих детей, воспитывать интерес к творческому процессу воспитания детей.
Март
1. Беседа с родителями «Много способов проявления творческих способностей детей». Напомнить родителям о различных технологиях в художественно-эстетическом развитии детей.
2. Домашнее задание «Порисуем вместе с мамой»
Апрель
1. Буклет «Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей»
Май
1. Памятка «Чем занять ребенка летом на каникулах»
2. Итоги прошедшего учебного года
Список используемой литературы:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа», Москва: Творческий центр «Сфера», 2009.
3. Н. Леонова «Художественное творчество. Программа «Детство». Планирование. Конспекты. Первая младшая группа», Москва: «Учитель», 2014.
4. И. А. Лыкова, О. С. Ушакова «Кисонька-мурысонька. Потешки и беседы по картинкам», ИД «Цветной мир», 2016.
5. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Здравствуй, Мишка! Беседы по картинкам, развивающие игры, сюжеты для рисования и аппликации», ИД «Цветной мир», 2014.
6. О. В. Павлова «Художественное творчество. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)», Волгоград: «Учитель», 2015.
7. Ю. Винклер «Необычное творчество. Рисуем без кисточки (для детей 2-3 лет)», «Хатбер», 2015.
8. Е. А. Ульева «Раскрашивание, лепка, аппликация. Тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет», Москва: «ВАКО», 2017.
9. Е. А. Ульева «Времена года. Осень. Тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет», Москва: «ВАКО», 2017.
10. Е. А. Ульева «Времена года. Зима. Тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет», Москва: «ВАКО», 2017.
11. Е. А. Ульева «Времена года. Весна. Тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет», Москва: «ВАКО», 2017.
12. Е. А. Ульева «Рисуем пластилиновыми шариками. 1-3 года», Москва: «Феникс», 2017.