Лучший педагог года

Кружок «В гостях у бабушки Варварушки»

Аурика Шишенина
Кружок «В гостях у бабушки Варварушки»

Пояснительная записка.

В основу настоящей программы положены соответствующая образовательная область нового варианта Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанного на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательная область «Речевое развитие» включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Публикация «Кружок „В гостях у бабушки Варварушки“» размещена в разделах

Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к художественной литературе, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.

ыми мОсновнетодами литературного развития детей являются следующие:

Чтение взрослого.

Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.

Беседа после чтения, разные группы вопросов.

Рассматривание иллюстраций в книжках-картинках, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев, рассматривание картинок в книге.

Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации и по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

Участие в постановках мини-спектаклей по знаковым народным сказкам для взрослых зрителей (воспитателей и родителей).

Вечера литературных развлечений.

Дополнительные методы:

Наглядные: наблюдения, использование иллюстративно-наглядного материала, использование ИКТ.

Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.

Практические: продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр., дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; моделирование, схематизация, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Основная форма реализации данной программы – кружковая работа – 30 мин, 1 раз в 2 недели.

1. Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе.

2.1. Цели:

Способствовать развитию у детей 6-7 лет интереса к художественной литературе;

Речевое развитие детей средствами малых форм фольклора.

2.2. Задачи воспитания и развития речи детей:

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.

Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.

Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, красоту и образность, выразительность языка сказок и рассказов.

Развивать умение анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.

Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Способствовать выражению отношения к литературных произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменений и развитии.

2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе.

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к книге и первичных ценностных ориентаций, на основе представления об окружающей деятельности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в рисунке, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей.

2. Требования к уровню освоения содержания программы.

Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений.

Различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представление о некоторых их особенностях.

Способен устанавливать связи по содержанию произведения, проникает в его эмоциональный подтекст и, с помощью педагога, в смысловой подтекст.

Проявляет внимание к языку литературного произведения, использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов, владеет средствами интонационной выразительности.

3. Объем программы и виды образовательной деятельности.

Объем программы составляет 570 мин и включает в себя три образовательных компонента:

Теоретическая часть;

Практическая часть;

Мониторинг.

Первый компонент содержит общие сведения по определенной тематике. То, о чем знают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказы и беседы воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей деятельности. При этом используется наглядность и применяется ИКТ.

Второй компонент имеет практическую наглядность: это то, что осваивают дети в форме художественно-продуктивной деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, других совместных дел.

Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определенных тем: выявляет достижения ребенка или недостаточность освоения программы.

Таблица 1.

Наименование и номер разделов Объем (мин.)

всего теоретические Практические

Раздел 1.

Малые фольклорные формы 150 50 100

Раздел 2.

Русские народные сказки 120 40 80

Раздел 3.

Русское народное искусство 150 50 100

Раздел 4.

Праздники и традиции русского народа 150 50 100

Раздел

Мониторинг

5. Содержание программы.

5.1. Объем программы по темам.

Таблица 2.

№ раздела № темы Объем (мин.)

всего Теоретические практические

Раздел 1. Тема №1 «Что летом родиться, - зимой пригодиться» 30 10 20

Тема №2 «Малые фольклорные формы.

Инсценировка песенок» 30 10 20

Тема №3 «Зима - не лето, - в шубу одето» 30 10 20

Тема №4 «Малые фольклорные формы» 30 10 20

Тема №5 «Беседа о русском устном народном творчестве» 30 10 20

Раздел 2

Тема №1 «Пришёл мороз – береги ухо и нос» 30 10 20

Тема №2 «Снегурочка» 30 10 20

Тема №3 «Дело мастера боится» 30 10 20

Тема №4 Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Сивка Бурка» 30 10 20

Раздел 3. Тема №1 «Где живёт перо Жар – Птицы» 30 10 20

Тема №2 «Чудо – чудное, диво дивное» 30 10 20

Тема №3 «Зимние узоры» 30 10 20

Тема №4 «Путешествие на златогривой чудо тройке» 30 10 20

Тема №5 «Гжель прекрасная» 30 10 20

Раздел 4. Тема №1 «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит» 30 10 20

Тема №2 «Синичкин день» 30 10 20

Тема №3 «Пришла Коляда накануне Рождества» 30 10 20

Тема №4 «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько» 30 10 20

Тема №5 «Светлая Пасха» 30 10 20

Итого 570 190 380

6. Методическое обеспечение программы

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

№ п\п Автор (ы) Заглавие Город изд., год изд.,

кол-во стр. Вид издания, гриф Кол-во экз.

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. и др. «Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» С. Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г., 528 с. Программа 1

2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Крулехт М. В. и др. «Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие» С. Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г., 592 с. Научно-методическое пособие 1

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С. Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г. Программа 1

4. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством» СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г., 224 с. Методическое пособие 1

5. Куприна Л. С., Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001г. Методическое пособие 1

6.1.2. Дополнительная литература

№ п\п Автор (ы) Заглавие Город изд., год изд.,

кол-во стр. Вид издания, гриф Кол-во экз.

1. Петрова Т.

Сергеева Е. Л.

Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду Москва «Школьная Пресса»

2000 г., 128 с. Разработка занятий для всех возрастных групп 1

2. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду Творческий центр СФЕРА Москва 2010 г., 128 с. Сценарий с приложением 1

3. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2010 г. Методическое пособие 1

Сентябрь

Тема № 1 «Что летом родиться, - зимой пригодиться»

Цель: закреплять знания детей о лете; повторить пословицы, поговорки и песенки о лете.

Материалы: домовёнок Кузя, корзина с овощами; мультимедийная презентация «Лето, лето к нам пришло»

Приход в гости домовёнка Кузи. Рассказ Кузи о том, как он провёл лето.

Ход НОД:

Вопросы детям, о том, что они делали летом.

Чтение пословиц и поговорок о лете.

Показ мультимедийной презентации «Лето, лето к нам пришло»

Д/И «Отбери овощи»

Чтение пословиц и поговорок о трудолюбии.

Тема № 2 «Где живёт перо Жар – птицы»

Цель: познакомить детей с хохломской росписью.

Материалы: предметы и иллюстрации с хохломской росписью; трафареты предметов хохломской росписи; гуашь, кисти, стаканчики с водой.

Ход НОД:

Рассказ хозяйки избы об этом народном промысле.

Рассматривание предметов и иллюстраций с хохломской живописью.

Самостоятельное прорисовывание отдельных элементов хохломской росписи на трафаретах.

Октябрь

Тема № 1 «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Цель: познакомить детей с характерными приметами октября.

Познакомить с народным праздником Покровом.

Материалы: домовёнок Кузя, корзина с овощами и фруктами.

Ход НОД:

Хозяйка избы проводит беседу, опираясь на поговорки, а также на народные приметы.

Приход домовёнка Кузи.

Рассказ о русском народном празднике Покрове.

Д/И «Приготовь винегрет из овощей»

Дети отбирают овощи для винегрета.

Тема № 2 «Дело мастера боится»

Цель: познакомить детей со сказкой «Семь Симеонов». Повторить пословицы о труде и мастерстве; закрепить знания об орудиях труда (лук, серп, стрелы, колчан).

Материалы: домовёнок Кузя; иллюстрации орудий труда.

Ход НОД:

Приход в гости домовёнка Кузи.

Рассказ сказки «Семь Симеонов»

Д/И «Кому что нужно для работы»

Повторение пословиц о труде и мастерстве.

Ноябрь

Тема № 1 «Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок»

Задачи: поддерживать интерес к образным выражениям; углублять знания о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Материалы: атрибуты к инсценировке песен.

Ход НОД:

Рассказ хозяйки избы об устном народном творчестве.

Исполнение песен всеми детьми.

Разыгрывание песенок детьми.

Разбор и разучивание пословиц и поговорок.

Тема № 2 «Синичкин день»

Задачи: закрепить знания об осени. Познакомить с русскими народными праздниками «Синичкин день» и «Кузьминки»

Материалы: домовёнок Кузя; иллюстрации к пословицам и поговоркам; материал для изготовления кормушек для птиц.

Ход НОД:

Беседа об осени с использованием примет, пословиц, поговорок, разнообразных загадок.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ Кузи о праздниках народного календаря Синичкин день и Кузьминки.

Изготовление кормушек для птиц.

Декабрь

Тема № 1 «Зима - не лето, - в шубу одето»

Задачи: познакомить с помощью пословиц, поговорок с приметами зимы; разучить песенку «Как на тоненький ледок»; развивать творчество.

Материалы: иллюстрации на зимнюю тему; грамзапись песни «Как на тоненький ледок»;

Материал для вырезания снежинок.

Ход НОД:

Беседа о характерных особенностях зимы с привлечением пословиц, поговорок о зиме.

Знакомство с народными приметами.

Прослушивание грамзаписи «Как на тоненький ледок»

Игровое упражнение «Саночки»

Вырезание детьми снежинок.

Тема № 2 «Снегурочка»

Задачи: формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях жанра сказки.

Материалы: книга со сказкой «Снегурочка» с красочными иллюстрациями.

Ход НОД:

Беседа с детьми о зимних забавах.

Чтение сказки «Снегурочка»

Рассматривание иллюстраций.

Вопросы детям:

- Какой получилась у стариков снегурочка? Как она выглядела?

- Подумайте, почему с приходом весны Снегурочка становится всё грустнее?

- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой? Какая она была?

- Что произошло летом?

Воспитатель поощряет детей, использующих образные выражения.

Упражнение «Скажи по - другому»

Игра – хоровод.

Тема №3 «Пришла коляда накануне Рождества»

Задачи: приобщать к мировой культуре через знакомство с библейским сюжетом; развивать познавательные, коммуникативные способности при подготовке к празднику.

Обеспечить положительный эмоционально – психологический настрой.

Материалы: костюмы для ряженья; иллюстрации к загадкам; угощение для детей.

Ход НОД:

Исполнение детьми песни «Коляда»

Загадывание загадок хозяйкой избы.

Игра «Скакалка» под р. н. музыку.

Инсценировка «Колядовщики»

Исполнение песни «Пришла Коляда накануне Рождества»

Пляска детей под народную плясовую мелодию.

Угощение детей сластями.

Январь

Тема № 1 «Пришёл мороз, береги ухо да нос»

Задачи: учить воспринимать образное содержание сказки «Мороз Иванович»; показывать связь идеи сказки со значением пословицы.

Материалы: книга со сказкой» «Мороз Иванович»; краски, бумага.

Ход НОД:

Хозяйка избы загадывает пословицу: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Что означает эта пословица? В каких случаях так говорят? Какая другая пословица имеет такое же значение? Ответы детей.

Хозяйка читает сказку, затем беседует с детьми.

- Подходит ли эта пословица к сказочной истории о Морозе Ивановиче?

- Почему вы так думаете, объясните.

- Какими словами можно сказать о каждой сестре?

- Что любила делать одна? А что любила делать другая?

- Как наградил Мороз Иванович одну девочку и как наказал другую?

- Чему учит эта сказка?

Народная игра «Морозец»

Художественное творчество: рисование Рукодельницы и Ленивицы.

Тема № 2 «Зимние узоры»

Задачи: познакомить детей с творчеством вологодских кружевниц. Воспитывать уважение к труду народны умельцев. Развитие общих речевых навыков.

Материалы: иллюстрации народных промыслов, гуашь белого и голубого цвета;

листы бумаги.

Ход НОД:

Хозяйка избы знакомит детей с народным промыслом – плетением кружев. Она сравнивает кружева с морозными узорами на окнах, снежинками.

Рассматривание иллюстраций с кружевами.

Речь с движением «Снежинки»

Свободное рисование снежинок.

Февраль

Тема № 1 «Путешествие на златогривой чудо-тройке»

Задачи: познакомить детей с образом коня в русском народном декоративно – прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Вызывать интерес к народному творчеству.

Материалы: предметы декоративно – прикладного творчества, иллюстративный материал; грамзапись русских народных песен.

Ход НОД:

Хозяйка избы рассказывает о мастерах Палеха.

Дети прослушивают народные песни, воспевающие русскую тройку в грамзаписи.

Беседу дополняют соответствующие предметы декоративно – прикладного творчества, иллюстративный материал.

Тема № 2 Русская народная сказка «Сивка Бурка»

Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; закреплять знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи.

Материалы: книги со сказками, иллюстрации.

Ход НОД:

Хозяйка избы:

- Ребята, давайте рассмотрим книги, которые я принесла. Вспомните, как называются эти сказки. Кто в них главные сказочные герои?

- Во всех эти сказках героям помогали разные животные, давайте вспомним кто им помогал.

Д/И «Угадай сказку и назови героя сказки»

Хозяйка показывает иллюстрации, дети отгадывают сказку и называют главного героя.

Хозяйка. Сейчас вы услышите русскую народную сказку «Сивка – бурка», в которой главному герою помогает конь. Запомните, каким заветным словом будет звать коня Иванушка, и как конь поможет стать ему добрым молодцем.

Хозяйка читает сказку, затем беседует с детьми; предлагает детям рассмотреть иллюстрации, рассказать словами из сказки, что на них изображено.

Речь с движением «Конь»

Март

Тема № 1 «Сердце матери лучше солнца греет»

Задачи: углублять знания о пословицах и поговорках. Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.

Материалы: цветная бумага, клей, картон, салфетки разных цветов; грамзапись песенок про маму.

Ход НОД:

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок:

- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает;

- Родную мать никем не заменишь;

- Сердце матери лучше солнца греет;

- Нет милее дружка, чем родная матушка;

- Птица рада весне, а младенец – матери.

Воспитатель предлагает прослушать песенки про маму.

Дети подпевают песенки, танцуют.

Затем дети изготавливают поделки в подарок маме.

Тема № 2 «Масленица Прасковейка – встречаем тебя хорошенько!»

Задачи: познакомить детей с праздником «Масленица»; вспомнить народные песенки. Частушки. Вызывать интерес к народным праздникам.

Ход НОД:

В гости приходит домовёнок Кузя. Кузя вместе с детьми вспоминает народные обряды, которые проводятся во время масленичной недели, играют в народные игры «Путаница», «Да и нет не говорите».

Поют народные припевки:

Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На конях вороных.

Живёт масленица семь деньков,

Оставайся Масленица, семь деньков.

В заключение дети угощаются блинами.

Апрель

Тема № 1 «Чудо-чудное, диво-дивное»

Задачи: познакомить детей с хохломской росписью; с традиционными для хохломской росписи узорами – «кудриной», «травками». Вызывать интерес к народному творчеству. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

Материалы: изделия с хохломской росписью; иллюстрации. Гуашь, кисти, плоскостные формы в виде посуды.

Ход НОД:

Рассказ хозяйки избы о традициях хохломской росписи.

Показ мультимедийной презентации «Золотая хохлома».

Изображение детьми хохломской росписи на плоскостных формах в виде вазы, тарелки, бочонка.

Чтение стихов про хохлому.

Тема № 2 «Светлая Пасха»

Задачи: создать условия для погружения в культуру русского народа. Приобщать к общечеловеческой культуре через знакомство с библейским сюжетом; обеспечить положительный эмоционально – психологический настрой.

Материалы: костюмы цыплят для детей; расписные яйца – сувениры. Угощение для детей.

Ход НОД:

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» на новый лад с пасхальными мотивами.

Хороводы под русскую народную музыку.

Чтение стихов о весне, Пасхе. Пасхальные игры. Угощение куличами.

Май

Тема № 1 «Малые фольклорные формы. Придумывание потешек».

Задачи: уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Материалы: книги потешек и песенок; детские игрушки, кукла.

Ход НОД:

Рассматривание с детьми игрушек. Чтение для них потешек, песенок. Придумывание колыбельных.

Разбор пословиц.

Упражнение «Скажи по – другому»

Д/И «Придумай загадку»

Тема № 2 «Гжель прекрасная»

Задачи: познакомить детей с гжельским художественным промыслом. Закрепить знания о других народных промыслах. Воспитывать уважение к творчеству народа.

Материалы: иллюстрации гжельских узоров. Презентация «Русские умельцы»

Ход НОД:

Рассказ хозяйки избы о гжельском народном промысле, показ иллюстраций.

Заключительная беседа о народном творчестве.

Показ презентации «Русские умельцы»

Русские народные игры по желанию детей.

Публикации по теме:

Развивающее панно «В гостях у бабушки»Развивающее панно «В гостях у бабушки» h4]Развивающее панно для использования на занятиях по мелкой моторики. [/h4] цель: Развивать мелкую моторику, внимание, логику, мышление,.

Фотоотчет «В гостях у бабушки»Фотоотчет «В гостях у бабушки» С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском.

Фотоотчет «Малыши в гостях у бабушки Арины»Фотоотчет «Малыши в гостях у бабушки Арины» Фотоотчет " Малыши в гостях у бабушки Арины" Cамые маленькие воспитанники ДОУ (1 младшая группа) побывали в гостях у бабушки Арины. Она.

Фотоотчет открытой НОД на тему: «В гостях у бабушки»Фотоотчет открытой НОД на тему: «В гостях у бабушки» В рамках методической недели в 1 младшей группе «Пчелки» проведена открытая непосредственная деятельность по сенсорике «В гостях у бабушки».

Фотозарисовка «У бабушки в гостях»Фотозарисовка «У бабушки в гостях» В гостях у бабушки и дедушки очень весело! Мою бабушку зовут Вера, она добрая и отзывчивая, умеет вкусно готовить, печь и конечно очень.

Конспект НОД по РЭМП «В гостях у бабушки Федоры»Конспект НОД по РЭМП «В гостях у бабушки Федоры» КОНСПЕКТ НОД «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. РЭМП» СТАРШАЯ ГРУППА ТЕМА: «В ГОСТЯХ У БАБУШКИ ФЕДОРЫ» Приоритетная образовательная область: познавательное.

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у бабушки Варварушки» Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему «В гостях у бабушки Варварушки». Цель: Приобщение дошкольников.

Развлечение к 8 Марта «В гостях у бабушки Варварушки» в первой младшей группеРазвлечение к 8 Марта «В гостях у бабушки Варварушки» в первой младшей группе Дети входят в зал под русскую народную музыку, ритмично приплясывая. (В центре стоит домик, перед окошком - лавочка, на лавочке сидит.

Развлечение «В гостях у бабушки-сказочницы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Родничок" Развлечение «В гостях у бабушки сказочницы» Составила.

Театральная студия «В гостях у сказки». Кружок «Волшебный театр»Театральная студия «В гостях у сказки». Кружок «Волшебный театр» Театральная студия «В гостях у сказки» Кружок «Волшебный театр» Пояснительная записка Для организации театрализованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «В гостях у бабушки Варварушки»
Опубликовано: 18 октября 2020 в 23:08
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД