Светлана Меновщикова
Кружок «Веселая логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
«Занятия ритмикой, полные бодрости,
радости, чувства гармонии излучаемого
музыкой, наложат отпечаток на развитие
личности этих детей и возродят в них
чувства гармонического согласия
со всеми функциями организма".
Н. Г. Александрова
Актуальность.
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи как у детей дошкольного возраста, где основной задачей служит формирование навыков правильной устной речи, так и у младших школьников, неуспеваемость которых часто является следствием нарушения формирования навыков письменной речи.
Публикация «Кружок „Веселая логоритмика“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Повышенный интерес у логопедов, учителей, психологов к коррекции речевых нарушений учащихся в 1-4 классах общеобразовательной школы объясняется широкой распространенностью ошибок на письме, затруднений при чтении и понимании текстов, которые не могут быть устранены без помощи специалистов.
По данным психолого-педагогических и клинических исследований трудности в обучении встречаются у 60% учащихся начальных классов школы. Спустя пять лет обучения, часть из них оказывается среди неуспевающих учеников, страдающих стойкими нарушениями письма (нарушения письменной речи, обусловленные общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Педагоги, работающие в детском дошкольном учреждении, должны иметь общее представление об особенностях формирования механизмов устной речи ребенка и владеть различными методиками развития речи дошкольников, чтобы дети, приходя в школу, не чувствовали «дискомфорта», ведь большую роль в обучении играет правильная речь.
В результате наблюдения за детьми в дошкольном учреждении, а так же по результатам медосмотра и диагностики выяснилось, что десять детей старшей разновозрастной группы имеют общее недоразвитие речи, в связи, с чем возникла потребность использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса.
В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапозон.
Далькроз, Александрова Н. Г., Збруева Н. П., Румер М. А., Ветлугина Н. А. и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции нарушенных функций, речевых нарушений. Благодаря занятиям музыкальной ритмики дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически. Однако, сегодня не существует методики включения логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста с общим нарушением речи в систему образования.
Актуальность нашей работы обусловлена использованием новейших методов, средств и форм преодоления нарушений речи и необходимостью комплексного воздействия на нарушение, поэтому в основу своей работы мы взяли логоритмику, как комплексную систему упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания.
В основу своей программы мы взяли методическое пособие М. Ю. Картушиной, которое содержит в себе занятия, составленные с опорой на лексические темы. Где многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе.
Логоритмические занятия по методики М. Ю. Картушиной направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, наручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно- эстетические и этические чувства.
Целессобразно, обучать не только детей, но и родителей дошкольников простейшим игровым, музыкальным занятиям, способствующим развитию связной речи ребенка, поэтому в программу мы включили методику Е. Железновой «Веселая логоритмика», «Музыка с мамой»
Аудиопособие направлено на развитие общей моторики и фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Оно состоит из 2-х разделов. Второй раздел аудио пособия - это логопедические стишки и песенки для детей 3-6 лет. Игровые задания, красивая и весёлая музыка позволяют проводить развивающие и лечебно-профилактические занятия с малышами в весёлой, занимательной форме.
Авторский методический материал, актуальный как для специалистов-дошкольников, так и для родителей. Характерной особенностью методики «Музыка с мамой» является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия с малышами-дошкольниками в весёлую обучающую игру.
Новизна данной программы состоит в том, что учебный план совмещает в себе занятия по физкультуре, музыке, развитию речи – это является эффективным методом логопедической работы по развитию речи у дошкольника.
Цель работы:
использование логоритмики, как эффективного средства в организации проведения оздоровительно - образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью, нами была выдвинута гипотеза - включение логоритмических занятий способствует всестороннему развитию детей с общим нарушением речи и коррекции речевой и двигательной сфер.
Задачи:
1. Создать на занятиях логоритмического кружка атмосферу праздника, радости; ввести ребенка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой.
2. Развить фонематическое восприятие и фонематические представления.
3. Уточнять артикуляцию – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука.
4. Развитие речевого дыхания, речевого слуха, тонкой, общей и артикуляционной моторики, пантомимики, внимания, мелодико – интонационной стороны речи, чувства ритма, музыкального слуха, слухо – двигательной координации.
5. Увеличение объема памяти.
6. Воспитание выразительности движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, умения перевоплощаться, умения согласовывать музыку с движением.
Содержание и формы работы.
1. Художественное слово;
2. Пальчиковая гимнастика;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Речевые игры;
5. Подвижные игры
6. Общие физические упражнения;
7. Музыкальная ритмика;
8. Пение;
9. Релаксация;
10. Массаж биологически активных зон;
Методы и приемы.
1. Звукоподражание;
2. Словесный метод;
3. Метод показа;
4. игровой метод;
Работа с родителями:
Консультации для родителей,
создание совместных детско- родительских проектов,
совместные детско- родительские занятия.
Ожидаемый результат:
Авторская программа будет способствовать:
1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.
2. Преодолению речевого негативизма.
3. Активизации словарного запаса детей.
4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.
5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;
6. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
7. Развитию личности в целом.
Ресурсное обеспечение.
Материально – техническое обеспечение:
Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.
Методическое обеспечение:
1. Железнова Е. Аудиопособие - Весёлая логоритмика
2. Железнова Е. С. Пальчиковые игры
3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.
4. Видеопособие «Логоритмика»
Список литературы:
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. - М. :АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.- 58, [6]с. : ил.
2. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду»: М. «Просвещение», 1976 г.
3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 208с. – (Логопед в ДОУ).
4. Пикулева Л. Н. «Слово на ладошке: о вежливости с вами вместе. Слово на ладошке. Игры, считалки, загадки и скороговорки. –М. : Новая школа, 1994.- 112с.
Тематическое планирование образовательной деятельности кружка «Веселая логоритм
ика»[/h3]
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут.
Сентябрь
«Спор грибов и ягод»
«Путешествие язычка»
«В гостях у лесного гнома»
«Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева
Октябрь
«Пых» по мотивам белорусской народной сказки
«Спор овощей»
«Колосок» по мотивам украинской нвародной сказки»
«Приключение дождика»
Ноябрь
«Краски осени»
«Палочка- выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева
«Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки
«Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки
Декабрь
«Теремок- холодок»
«Дед Мороз построил дом»
«От чего у белого медведя нос черный» по мотивам юкагирской народной сказки
«Елка» по мотивам сказки В. Сутеева
Январь
«Снеговик на елке»
«Морозята»
«Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского
«Приключение снежинки»
Февраль
«Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки
«Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки
«Парад на красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова
«Гуси- лебеди» по мотивам русской народной сказки
Март
«Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской
«Кем быть?»
«Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга
Апрель
«Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга
«Космическое путешествие»
«Лекарство от зевоты»
«Пасха»
Май
«Колобок»
«Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки
«Как муравьишка дом солнышка искал»
«История о том,как гном построил дом»
Итоговое занятие "Здравствуй лето"