Получи документы

Кружок «Веселый язычок» (часть 1)

Дарья Степанова
Кружок «Веселый язычок» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 2

часть 3

В настоящее время у многих детей наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР). У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Отмечается плохая координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность. Хочется отметить, что именно подвижные игры, физические упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики,быстроты реакции, способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями. Произносить скороговорки и поговорки – полезно для детей разного возраста, даже если дикция ребенка на первый взгляд в норме. У дошкольников еще довольно плохо работает и скоординирован речевой аппарат. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а иные, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить - дикция формируется при помощи особых занятий, ведь никто не владеет безупречным произношением от природы. Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, потому, что собственно по тону, мы нередко узнаем о настроении говорящего и значение того, что он нам доносит. Чтобы представить детям насколько важна данная сторона речи нужно использовать фразеологизмы русского языка и народные пословицы и поговорки. Точно и лаконично выявлены во фразеологизмах народных сказок не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (поощрение, осуждение, радость, ласка, грусть, злость и т. д.).

Публикация «Кружок „Веселый язычок“ (часть 1)» размещена в разделах

Игры для развития речи дошкольников способствуют не только непосредственно развитию речи у детей, но и общему развитию ребенка, включая развитие способностей. Игры для развития речи позволяют малышу научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и помогают узнать много нового и интересного их окружающей нас действительности.

Предлагаемая методическая разработка выполнена для детей средней группы с ОНР. Каждый комплекс упражнений и игр рассчитан на одну неделю, продолжительность занятия 15-20 минут. Комплекс включает артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, игры и упражнения для развития речи, народные скороговорки, выкладывание фигурок из круп и палочек, игры-песенки по методике Е. Железновой.

Цели и задачи:

- Способствовать развитию мелкой моторики рук, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.

- Развивать речь детей, учить правильно проговаривать текст и повторять его за воспитателем.

- Формировать естественные движения свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки.

- Игры – песенки по методике Е. Железновой развивают речь детей, вокальные навыки, музыкальный слух и чувство ритма.

Работа проводиться в средней группе, раз в неделю, во вторую половину дня.

ПРЕДСТАВЛЯЮ СВОЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД.

СЕНТЯБРЬ

Неделя первая:

1) Артикуляционная гимнастика «Ковшик».

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок — баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

2) Упражнение для развития речи: "Маленький - большой "

Упражнение выполняется с любой книгой с картинками. Рассматривая иллюстрации просим назвать, что он увидел. К примеру:

- Посмотри, а кто это на картинке?

- Кошка и котята.

- А какая кошка?

- Большая.

- Да, кошка больше чем ее маленькие котята. Кошка высокая, а котята ниже ее ростом.

- А как ты думаешь котята когда вырастут тоже будут большие?

И так далее.

3) Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, этот пальчик я – вот и вся моя семья.

Неделя вторая:

1) Артикуляционная гимнастика «Часики».

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся. Вот так: тик-так, тик-так.

2) Игра для язычка.

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела - «Тиль-ль, тиль-ль».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж»

3) Повторить пальчиковую гимнастику «Моя семья».

Неделя третья:

1) Артикуляционная гимнастика «Почистим зубы».

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

2) СКАЗКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

Нужно сесть напротив малыша и выполнять действия, произнося соответствующие слова. Учитывать «зеркальность» действий.

Жил-был на свете язычок.

Жил он в своем домике-ротике,

Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот).

Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык).

Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу, светит ли солнышко?

Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу, нет ли луж, и решил погулять.

Идет, по белым зубкам скачет и поет: ля-ля-ля-ля-ля-ля (рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами).

Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (язык двигается вперед-назад по небу раз 15).

Так прошло много времени ( сделать часики: язык вправо-влево раз 10-15, настала ночь.

Как раз мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома («поцокать» языком).

Язычок закрыл ротик-домик и лег спать.

3) Разучивание скороговорки.

Чижик просит черепашку:

- Чаю чуточку мне в чашку.

Неделя четвертая:

1) Артикуляционная гимнастика «Гармошка».

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

ОКТЯБРЬ

Неделя первая:

1) Артикуляционная гимнастика «Побелим потолок».

Будем наводить порядок,

Маляров возьмем бригаду,

Язычок вверх поднимаем,

И побелке помогаем.

2) Игра "Угадай по звуку".

Для этой игры по развитию речи ребенка подойдут любые предметы, способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать, пересыпать и т. д.

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т. д. За каждый правильный ответ — поощрение в виде фишки или звездочки.

3) Повторить скороговорку.

Чижик просит черепашку:

- Чаю чуточку мне в чашку.

Неделя вторая:

1) Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

2) Игра «Цепочка слов».

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с помощью взрослого составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Задаем вопрос:

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная.

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор.

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым.

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд. и т. д.

3) Пальчиковая гимнастика «Почтальон».

Что принес нам почтальон,

С толстой сумкой ходит он:

Перевод, журнал, газета,

Бандероли две касеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Неделя третья:

1) Артикуляционная гимнастика «Лошадка».

Будто в цирке выступает,

Конь подковами играет,

Ты не бойся и смелей,

Запрягай его скорей.

2) Разучивание скороговорки «Каракатица».

Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

3) Повторить пальчиковую гимнастику «Почтальон».

Неделя четвертая:

1) Артикуляционная гимнастика «Хобот».

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

2) Игра «Накорми Цып-Цыпа и Цыпа».

Цыпа любит пшено, а Цып-Цыпа рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед цыплятами.

3) Повторить скороговорку «Каракатица».

НОЯБРЬ

Неделя первая:

1) Артикуляционная гимнастика «Обезьянка»

Обезьянка корчит рожи,

То губы трубочкою сложит,

То в улыбке их растянет,

То клыки свои оскалит.

Давайте мы с ней поиграем,

Все за ней повторяем.

Как чудесно мы играли,

И в игре тренировали,

Мышцы губ и языка,

Щек и подбородка.

2) Разучивание скороговорки «Ежики».

Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась, два ежа.

3) Повторить пальчиковую гимнастику почтальон.

Неделя вторая:

1) Артикуляционная гимнастика «Футбол».

Кончилось уже безделье,

Будет языку веселье,

Будем с ним сейчас играть,

Мяч в ворота забивать.

Носик глубоко вдыхает,

Язык на губке притихает,

Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,

Мяч в ворота забиваем.

2) Повторить скороговорку «Ежики».

3) Выкладывание фигур из палочек «Квадрат».

Неделя третья:

1) Артикуляционная гимнастика «Фокус».

С вами в цирке побывали,

За фокусами наблюдали,

Но и сами мы с усами,

Фокусы покажем маме.

2) Разучивание скороговорки «Бобры».

Бредут бобры в сыры боры.

Бобры храбры. Для бобрят добры.

3) Выполнение фигурок из палочек «Треугольник».

Неделя четвертая:

1) Артикуляционная гимнастика «Ковшик».

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок — баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

2) Повторить скороговорку «Ежики».

3) Выполнение фигурок из палочек «Кубик».

Публикации по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Автор публикации:
Кружок «Веселый язычок» (часть 1)
Опубликовано: 12 января 2014 в 08:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок «Веселый язычок» (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Степанова (УИ 135903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД