Консультация «Кто такой психолог»

Резник Снежана
Консультация «Кто такой психолог»

Кто такой психолог?

Психолог? Нет, он не волшебник,

Не чудотворец, не атлет,

Не жизненных задач решебник,

И он не супер-человек.

Он так же дышит, так же любит,

И так же чувствует, как все.

Он не вершит великих судеб,

Он все не знает о тебе.

Твои измерить может память,

Мышленье, темперамент, речь.

Он может лишь чуть-чуть исправить,

Но он не в силах уберечь.

Души твоей путеводитель,

Он лишь подсказка – не ответ,

Дорожный знак, ограничитель

Твоих ошибок, друг побед.

Гармонии в душе желая,

За вас не сотворит ее,

Советом в жизни помогая,

За вас ее не проживет.

Психолог? Нет, он не волшебник,

Не шарлатан, не чародей,

Он не святой, не тяжкий грешник,

Он – человек среди людей.

Цель работы педагога-психолога:

сохранение и укрепление психологического здоровья детей и гармоничное развитие воспитанников в условиях детского учреждения.

Задачи:

• Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;

• Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ;

• Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана;

• Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;

• Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития

• Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;

• Оказание консультативной помощи родителям и педагогам;

• Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка;

• Сохранение психологического здоровья детей.

Основная функция психолога в детском учреждении:

Сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

Деятельность педагога-психолога детского учреждения направлена

на всех участников воспитательно - образовательного процесса:

1. Оказание психологической помощи детям:

Психологическая диагностика;

Коррекционно – развивающая работа;

Психологическое сопровождение ребенка.

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

Консультирование по проблемам развития;

Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы;

Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей.

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;

Психологическое просвещение

Взаимодействие с другими специалистами.

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам.

Психодиагностическая работа.

Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т. д.).

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

• Познавательная сфера

• Регуляторно - волевая сфера

• Эмоционально – личностная сфера

• Коммуникативная сфера

Познавательная сфера

1. Мышление;

- наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);

- логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или знаках).

2. Память;

- запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.

3. Восприятие;

- формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.

4. Мелкая моторика;

- мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психологической деятельности.

Эмоционально-волевая сфера

1. Проявление агрессивного поведения.

2. Страхи.

3. Повышенная тревожность

4. Симптомы психосоматики.

5. Эмоциональный комфорт в детском учреждении.

6. Личностная и волевая готовность к школе.

Коммуникативная сфера

Социометрия группы.

Коррекционно-развивающая работа психолога в ДОУ

Адресатом психологической помощи является ребенок.

Психологическая помощь организуется:

• по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;

• на основании результатов психологической диагностики;

• на основании рекомендаций ПМПК.

Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).

Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.

Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

• Игровая терапия

• Арт-терапия

• Куклотерапия

• Песочная терапия

• Психогимнастика

• Элементы нейропсихологической коррекции

• Релаксационные упражнения

• Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности

• Упражнения для развития познавательных процессов

Психокоррекционная работа

Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:

- эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;

- коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;

- познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.

Основные методы коррекционных воздействий:

- игровая терапия

подвижные игры;

сюжетно-ролевые игры;

дидактические игры;

игры-драматизации;

- элементы сказкотерапии: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

- психогимнастика;

- куклотерапия: проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка;

- арттерапия: работа с красками, тестом, пластилином, пастелью и др. ;

- песочная терапия;

- ароматорепия;

- релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;

- игры по развитию психомоторики;

- элементы кинезитерапии, ТЕАССН терапии, АВА- терапии, FloorTime.

- психологические тренинги и беседы.

Психологическое просвещение и профилактика

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.

С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.

Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:

• стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностяхдетей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т. д.

• памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики

• беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями

• сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

• выступления на родительских собраниях

Консультационная и просветительская работа

Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной и групповой форме.

Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:

• по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,

• по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей,

• по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния,

• активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям детского учреждения.

Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.

Индивидуальная

1. С педагогами:

- проводится по запросам и результатам диагностики;

С родителями:

- проводится по запросам и результатам диагностики.

Групповая

1. С родителями:

- экспресс-выступления на родительских собраниях;

- тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме;

- оформление информационных листов в каждой группе;

- подбор психологической литературы для библиотеки родителей.

2. С педагогами:

- семинар-практикум;

- мастер-класс;

- тренинги.

Перечень основных вопросов, в решении которых работник принимает участие:

- Обеспечивает ребенку защиту от всех форм физического и психологического насилия, защиту его прав в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

- Проводит психологическую диагностику с каждым поступившим Отделение ребенком.

-Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся (воспитанников).

- Определяет степень отклонений (умственных, эмоциональных) в развитии для проведения психологической коррекции.

- Проводит индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

- Составляет и реализовывает индивидуальную психологическую программу на каждого поступившего в Отделение ребенка на весь его реабилитационный период с учетом его индивидуальных возможностей.

- Поэтапно и дозировано оказывает квалифицированную психолого-педагогическую помощь ребенку в соответствии с назначениями психиатра, невропатолога, с его психофизическим, интеллектуальным, эмоциональным развитием и в соответствии с индивидуальной психолого-педагогической программой.

- Проводит занятия с ребенком согласно его маршрутного листа.

- Обеспечивает безопасность ребенку во время занятия в учебном кабинете.

- Самостоятельно определяет необходимость присутствия на занятии взрослого (мать, отец); далее по тексту – сопровождающее лицо.

- По окончании срока реабилитации составляет рекомендации на каждого ребенка, которые хранятся в его личном деле.

- Консультирует родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности ребенка.

- Обеспечивает взаимодействие специалистов Отделения с родителями для повышения результативности реабилитационных мероприятий.

- Организовывает работу с максимальным использованием оборудования учреждения, инновационных методик для всестороннего изучения личности ребенка.

- Обобщает свой опыт работы.

- Разрабатывает и апробирует на практике собственные программы по психологической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

- Изучает и адаптирует на практике инновационные технологии работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями.

- Осуществляет просветительскую, научно-исследовательскую и консультативную деятельность по обмену опытом в рамках «Педагогической гостиной» внутри учреждения.

- Принимает активное участие в проведении открытых занятий, семинаров всех уровней.

- Способствует формированию общей культуры личности, социализации.

- Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

- Руководствуется в своей работе Законом Российской Федерации «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка.

- Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

- Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

- Своевременно предоставляет отчетную документацию.

- Соблюдает чистоту и порядок в закрепленном учебном кабинете, а также бережно относиться к имуществу учреждения.

- Соблюдает этические нормы поведения в коллективе; быть внимательным и доброжелательным в общении с родителями детей и подростков, посещающих учреждение, с другими посетителями учреждения, а также соблюдать этические нормы.

Публикации по теме:

Видео-эссе «Кто такой воспитатель?» Кто такой воспитатель? Этот вопрос был поставлен перед педагогами нашего дошкольного учреждения на педсовете. Воспитатель – это не только.

Презентация «Кто такой интеллигент?» Часто возникают проблемы у детей речевиков с новыми словами,появившимися в их лексиконе. Слово новое должно постепенно из пассивного словаря.

Конспект занятия «Кто такой колобок?» Ход занятия Слышится стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и видит колобка, вносит его в группу. Воспитатель: Ребята, посмотрите,.

Консультация для родителей «Кто такой музыкальный руководитель» Кто такой музыкальный руководитель! Консультация для родителей Музыкальный руководитель не только затейник (кстати, умению радоваться тоже.

Консультация для родителей «Кто такой музыкальный руководитель в детском саду» Консультация для родителей Музыкальный руководитель не только затейник (кстати, умению радоваться тоже нужно учиться, оригинальный и универсальный.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Консультация «Кто такой психолог»
Опубликовано: 21 августа 2018 в 17:31
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пластилиновое творчество «Синичка невеличка», в рамках экологического проекта...
Слышу я: звенит синица Средь желтеющих ветвей; Здравствуй, маленькая птица, Вестница осенних дней! Хоть грозит он нам ненастьем, Хоть зимы он нам пророк...
Акция «Говори правильно» в детском саду
Международный День Логопеда празднуется в нашей стране уже более 10 лет. Логопедия приобретает всё более важное значение в педагогике. Учитель-логопед...
Конспект занятия во второй младшей группе «В гостях у сказки»
Цель: Закреплять знания детей о сказке Теремок, о фруктах и овощах, о времени года осень. Задачи: Образовательные: Формировать и активизировать у детей...
Видео-урок «Как сделать новогоднюю игрушку «коньки»». Поэтапный урок текстиль №1
Как сделать новогоднюю игрушку "коньки" ( поэтапный урок текстиль № 1 ) Смотрите в нашем новом видео, как легко сделать ёлочную игрушку или новогодний...
Мастер-класс по созданию макета «Народы Севера»
Ирина Баринова Мастер - класс по созданию макета "Народы Севера" Изучая тему: "Моя страна Россия", я со своими детками старшей группы решила сделать макет...