Лучший педагог года

Консультация «Кто такой психолог»

Южбабенко Снежана
Консультация «Кто такой психолог»

Кто такой психолог

Кто такой психолог?

Психолог? Нет, он не волшебник,

Не чудотворец, не атлет,

Не жизненных задач решебник,

И он не супер-человек.

Он так же дышит, так же любит,

И так же чувствует, как все.

Он не вершит великих судеб,

Он все не знает о тебе.

Твои измерить может память,

Мышленье, темперамент, речь.

Он может лишь чуть-чуть исправить,

Но он не в силах уберечь.

Души твоей путеводитель,

Он лишь подсказка – не ответ,

Дорожный знак, ограничитель

Твоих ошибок, друг побед.

Гармонии в душе желая,

За вас не сотворит ее,

Публикация «Консультация „Кто такой психолог“» размещена в разделах

Советом в жизни помогая,

За вас ее не проживет.

Психолог? Нет, он не волшебник,

Не шарлатан, не чародей,

Он не святой, не тяжкий грешник,

Он – человек среди людей.

Цель работы педагога-психолога:

сохранение и укрепление психологического здоровья детей и гармоничное развитие воспитанников в условиях детского учреждения.

Задачи:

• Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;

• Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ;

• Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана;

• Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;

• Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития

• Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;

• Оказание консультативной помощи родителям и педагогам;

• Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка;

• Сохранение психологического здоровья детей.

Основная функция психолога в детском учреждении:

Сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

Деятельность педагога-психолога детского учреждения направлена

на всех участников воспитательно - образовательного процесса:

1. Оказание психологической помощи детям:

Психологическая диагностика;

Коррекционно – развивающая работа;

Психологическое сопровождение ребенка.

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

Консультирование по проблемам развития;

Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы;

Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей.

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;

Психологическое просвещение

Взаимодействие с другими специалистами.

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам.

Психодиагностическая работа.

Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т. д.).

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

• Познавательная сфера

• Регуляторно - волевая сфера

• Эмоционально – личностная сфера

• Коммуникативная сфера

Познавательная сфера

1. Мышление;

- наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);

- логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или знаках).

2. Память;

- запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.

3. Восприятие;

- формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.

4. Мелкая моторика;

- мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психологической деятельности.

Эмоционально-волевая сфера

1. Проявление агрессивного поведения.

2. Страхи.

3. Повышенная тревожность

4. Симптомы психосоматики.

5. Эмоциональный комфорт в детском учреждении.

6. Личностная и волевая готовность к школе.

Коммуникативная сфера

Социометрия группы.

Коррекционно-развивающая работа психолога в ДОУ

Адресатом психологической помощи является ребенок.

Психологическая помощь организуется:

• по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;

• на основании результатов психологической диагностики;

• на основании рекомендаций ПМПК.

Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).

Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.

Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

• Игровая терапия

• Арт-терапия

• Куклотерапия

• Песочная терапия

• Психогимнастика

• Элементы нейропсихологической коррекции

• Релаксационные упражнения

• Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности

• Упражнения для развития познавательных процессов

Психокоррекционная работа

Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:

- эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;

- коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;

- познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.

Основные методы коррекционных воздействий:

- игровая терапия

подвижные игры;

сюжетно-ролевые игры;

дидактические игры;

игры-драматизации;

- элементы сказкотерапии: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

- психогимнастика;

- куклотерапия: проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка;

- арттерапия: работа с красками, тестом, пластилином, пастелью и др. ;

- песочная терапия;

- ароматорепия;

- релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;

- игры по развитию психомоторики;

- элементы кинезитерапии, ТЕАССН терапии, АВА- терапии, FloorTime.

- психологические тренинги и беседы.

Психологическое просвещение и профилактика

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.

С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.

Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:

• стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностяхдетей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т. д.

• памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики

• беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями

• сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

• выступления на родительских собраниях

Консультационная и просветительская работа

Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной и групповой форме.

Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:

• по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,

• по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей,

• по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния,

• активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям детского учреждения.

Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.

Индивидуальная

1. С педагогами:

- проводится по запросам и результатам диагностики;

С родителями:

- проводится по запросам и результатам диагностики.

Групповая

1. С родителями:

- экспресс-выступления на родительских собраниях;

- тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме;

- оформление информационных листов в каждой группе;

- подбор психологической литературы для библиотеки родителей.

2. С педагогами:

- семинар-практикум;

- мастер-класс;

- тренинги.

Перечень основных вопросов, в решении которых работник принимает участие:

- Обеспечивает ребенку защиту от всех форм физического и психологического насилия, защиту его прав в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

- Проводит психологическую диагностику с каждым поступившим Отделение ребенком.

-Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся (воспитанников).

- Определяет степень отклонений (умственных, эмоциональных) в развитии для проведения психологической коррекции.

- Проводит индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

- Составляет и реализовывает индивидуальную психологическую программу на каждого поступившего в Отделение ребенка на весь его реабилитационный период с учетом его индивидуальных возможностей.

- Поэтапно и дозировано оказывает квалифицированную психолого-педагогическую помощь ребенку в соответствии с назначениями психиатра, невропатолога, с его психофизическим, интеллектуальным, эмоциональным развитием и в соответствии с индивидуальной психолого-педагогической программой.

- Проводит занятия с ребенком согласно его маршрутного листа.

- Обеспечивает безопасность ребенку во время занятия в учебном кабинете.

- Самостоятельно определяет необходимость присутствия на занятии взрослого (мать, отец); далее по тексту – сопровождающее лицо.

- По окончании срока реабилитации составляет рекомендации на каждого ребенка, которые хранятся в его личном деле.

- Консультирует родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности ребенка.

- Обеспечивает взаимодействие специалистов Отделения с родителями для повышения результативности реабилитационных мероприятий.

- Организовывает работу с максимальным использованием оборудования учреждения, инновационных методик для всестороннего изучения личности ребенка.

- Обобщает свой опыт работы.

- Разрабатывает и апробирует на практике собственные программы по психологической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

- Изучает и адаптирует на практике инновационные технологии работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями.

- Осуществляет просветительскую, научно-исследовательскую и консультативную деятельность по обмену опытом в рамках «Педагогической гостиной» внутри учреждения.

- Принимает активное участие в проведении открытых занятий, семинаров всех уровней.

- Способствует формированию общей культуры личности, социализации.

- Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

- Руководствуется в своей работе Законом Российской Федерации «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка.

- Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

- Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

- Своевременно предоставляет отчетную документацию.

- Соблюдает чистоту и порядок в закрепленном учебном кабинете, а также бережно относиться к имуществу учреждения.

- Соблюдает этические нормы поведения в коллективе; быть внимательным и доброжелательным в общении с родителями детей и подростков, посещающих учреждение, с другими посетителями учреждения, а также соблюдать этические нормы.

Публикации по теме:

Видео-эссе «Кто такой воспитатель?» Кто такой воспитатель? Этот вопрос был поставлен перед педагогами нашего дошкольного учреждения на педсовете. Воспитатель – это не только.

Презентация «Кто такой интеллигент?» Часто возникают проблемы у детей речевиков с новыми словами,появившимися в их лексиконе. Слово новое должно постепенно из пассивного словаря.

Конспект занятия «Кто такой колобок?» Ход занятия Слышится стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и видит колобка, вносит его в группу. Воспитатель: Ребята, посмотрите,.

Консультация для родителей «Кто такой музыкальный руководитель» Кто такой музыкальный руководитель! Консультация для родителей Музыкальный руководитель не только затейник (кстати, умению радоваться тоже.

Консультация для родителей «Кто такой музыкальный руководитель в детском саду» Консультация для родителей Музыкальный руководитель не только затейник (кстати, умению радоваться тоже нужно учиться, оригинальный и универсальный.

Консультация для родителей «Кто такой «просвещенный родитель?» МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида» Консультация для родителей Тема: «Кто такой «просвещенный родитель?» Подготовила:.

Кто такой музыкальный руководитель Кто такой музыкальный руководитель! Музыкальный руководитель не только затейник (кстати, умению радоваться тоже нужно учиться, оригинальный.

Познавательно-творческий проект «Кто такой Дед Мороз» Авторы проекта: Павлуцкая Анна Ивановна Тип проекта: краткосрочный, с 15.11.2017-15.12.2017г. Вид проекта: познавательно-творческий. Участники.

Консультация для родителей «Кто такой дефектолог?!» Здравствуйте коллеги! Хочется познакомить Вас с обширной профессией такой, как учитель - дефектолог! Дефектология занимается развитием,.

Кто такой бизнес-тренер?Кто такой бизнес-тренер? Метафора: «3 кита» — основы основ, на которых держится Земля. На чем основывается успех бизнес-тренера? Можно выделить 3 составляющие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Кто такой психолог»
Опубликовано: 21 августа 2018 в 17:31
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД