МААМ-картинки

Кубанские подвижные игры, в которые играли наши предки для сборника

Ирина Хряпкина
Кубанские подвижные игры, в которые играли наши предки для сборника

«Бобр»

Один из играющих изображает хозяина, один бобра, а стальные собак.

Хозяин говорит;

- Бобре, бобре, ховайся добре, як найду, так-таки собаками растравлю!»

Бобр прячется, а собаки его ищут. Пойманный бобр делается собакой, а поймавший - бобром.

«Волк, овцы и собаки»

Играющие снимают с себя шапочки; это - овцы; их пускают пастись; пастух и собаки стерегут их, а два волка крадут. Волк наскакивает на овец, хватает одну; собаки пускаются за ним и отбивают ее, а когда не догонят, то волк уносит с собою овцу.

«Гуси»

Публикация «Кубанские подвижные игры, в которые играли наши предки для сборника» размещена в разделах

Из числа играющих выбираются две девочки, которые изображают из себя мать и дочь, и несколько мальчиков, которые изображают собою волков. Остальные играющие представляют гусей. Мать заставляет дочь гнать гусей в поле. Та гонит, приговаривая «Гиль, гиль, гиль!» Когда гуси уже на поле, мать кричит из дому:

-Гуси, домой!

-Для чего? - спрашивает дочь.

-Для волка!

-Где он?

-Под горою!

-Что он делает?

-Гуску щиплет!

-Гуси серые-белые, домой! - кричат в один голос мать и дочь. А тут уже выскочили из засады волки и хватают бегущих гусей. Когда оставшиеся гуси прибегают домой, мать начинает их считать и, не досчитавшись несколько штук, спрашивает у дочерей:

-Где гуси?

-Волк унес!

-А ты, верно, не глядела.

Верно, спала или с ребятами гуляла? На тебе! На тебе! - бьет ее и приговаривает. После этого гуси опять прогоняются а поле, и опять повторяется та же история до тех пор, пока гуси все до одного не будут переловлены волками. Тогда мать с дочерью идут отыскивать своих гусей. Подходят к волкам якобы к людям, живущим на хуторе и говорят:

-Здорово дневали!

-Слава Богу! - отвечают те.

-Не видали ли вы тут наших гусей?

-А какие ваши гуси?

-Серые и белые.

-Пошли вот по этой дорожке, - указывает им куда-нибудь.

Те, пройдя немного, опят возвращаются, как бы подходят к другому хутору и опять спрашивают про своих гусей. Им указывают на другую дорогу; и так несколько раз. Затем как бы на одном хуторе им говорят, что гусей у них нет, а есть лягушки. А гуси в это время кричат: ква-ква-ква! На другом хуторе им говорят, что у них есть собаки, а в это время гуси лают: гав, гав, гав! Или скажут, что есть петухи, или ворона. А играющие каждый раз подражают крикам названным животным. Наконец, им говорят:

- Есть гуси, да только не знаем, ваши это или нет. Смотрите, какой ваш, того берите; какой не ваш, того оставьте.

Они начинают смотреть, а играющие в это время сжимают руки, закладывая пальцы одной руки между пальцами другой руки. Мать с дочерью разминают им руки; у кого разожмут, тот - их, а у кого не разожмут, тот, значит, волк и остается с волками.

«Золото»

Игра ведется преимущественно девочками. Один из играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

Я золото хороню, хороню,

Я чистое прихораниваю!

Мое золото пропало,

Чистым порохом запало,

Метелицей замело.

Угадай, у кого?

Все: Гадай, падай, девица,

В какой руке перица?

Стоящая в кругу девочка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах; «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девочки спрашивают в какой стороне живет ее жених, как его зовут и прочее, после чело она "снова хоронит «золото».

«Звонок»

Составляется «круг или замкнутая цепь; в круг входят двое играющих, один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза и он старается по звуку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его кнутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.

«Мак»

В этой игре принимают участие одни девочки, числом 10 и более, играющие становятся в круг, а одна садится внутри круга. Круг поет:

Ой, на гори мак,

А в долини так!

Мак мачистый, головистый.

Завивали молоди

Молодици — головици.

Встаньте ви в рад,

Спитаем за мак.

Сидящая в кругу встает, ее спрашивают

- Чи посияли мак?

Она отвечает: «Посияли». Затем садится, и ей поют тот же припев. Круг спрашивает: «Поспел мак?» Сидящая отвечает: «Поспел». Весь круг охватывает ее и начинает трясти, причем поднимают ее несколько раз вверх опускают вниз. Ее место в круге занимает та, которую она поцелует.

При этой игре поется следующая песня:

Край долины, край широкий,

Мак мачистый, головистый,

Головушки — як розушки.

Стань так, буде мак!

Во время пения все быстро движутся и пляшут в такт песне, а по окончании ее подхватывают, «мак», то есть стоящую в кругу, и качают ее, «трясут мак».

«Жмурки»

Одному из играющих завязывают глаза; с завязанными глазами он старается поймать кого-нибудь из играющих. Тогда пойманный заменяет первого.

Затем подводят того, кто ловит, с завязанными глазами к дверям и спрашивают

-Панас, где стоишь?

-На базаре.

-Что продаешь?

- Квас.

-Лови мышей, а не нас!

«Мышка»

Число играющих пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкою.

«Игра в шапку и прыгание через шапку»

Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают назад и вперед). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать ее из рук; если ему удастся это, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка или кто не поймал ее, когда ему ее бросал кто-либо из круга сидяших.

На ровном месте один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз; остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот переменяет сидящего, то есть становится сам «болваном».

«Утки»

Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом поют:

«Утка киря, по полю лета, поспивай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бом али дити пищать, исти хотять.

Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать.

«Перетяжка»

Играющие делятся на две команды. Вожак одной команды берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за палку эту же, а за него берется его команда; затем стараются перетянуть палку - каждый на свою сторону.

«Пятнашки»

Один из играющих, по жребию, становится пятнашкою, а затем все играющие разбегаются в разные стороны. «Пятнашка» должен попасть мячом в кого-нибудь из играющих, и тогда запятнанный становится «пятнашкой» и т. д.

«Завивайся плетенышек!»

Все играющие берутся за руки и вытягиваются в шеренгу. Стоящая девочка на правом фланге ведет за собой всю шеренгу, проходит под руки между двумя, стоящими на левом фланге; за ней идут все, за исключением последних двух; затем они становятся лицом к лицу. Первая, что водит шеренгу, опять проходит под руки между вторым и третьим играющими с левой стороны, затем - между третьим и четвертым и т. д. Таким образом все играющие становятся в две шеренги, обращенные друг к другу передом. Когда таким образом «заплетают плетень», то играющие на распеве тянут «Заплетися, плете-е-нушек». После того как заплетется плетень, начинается обратное движение, причем играющие тянут: «Расплетися, плетенушек».

«Шум»

Играющие становятся в ряд по два человека, друг против друга, члотно прижавшись. Стоящие напротив берут руки так: каждый берет левую руку около кисти правою, а левою берет стоящего напротив за правую руку, ниже левой - свою правую, правой же берет левую руку другого. Когда все таким образом станут, образовав цепь, один из играющих ходит по рукам, а остальные поют: «Шум, шум ходе по дибрави», а шумиха рибу лове. Шо вловила, то и проила - сукна дочци не купила. Стривай, доню, до субботы, куплю сукно и чоботы».

«Казаки»

Мальчики из своей среды выбирают начальника, который приказывает им становиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камушками; более отличившихся получают от начальника чины и знаки отличия.

«Заяц»

Один из играющих, заяц, прячется под кустами, другие представляют собак и ловят зайца. Пойманный заяц делается собакой, а одна из собак, по желанию - зайцем, и игра снова продолжается.

«Молчан»

Один из играющих становится впереди, смотря на всех серьезно. Каждой из играющих старается рассмешить его, для чего подходит к нему и говорит что-нибудь смешное; если удалось его рассмешить, то не выдержавши роли, он удаляется из игры.

«Кувшинчики»

Выбираются кот, мать, дочь; остальные играющие - кувшинчики. Кувшинчики садятся рядом; кот ходит, роняет их, по очереди крадет их себе и кладет в отдельное место. Мать спрашивает у дочери; «Где кувшинчики?» Дочь отвечает, что отнесла их в погреб. Когда кот перетаскает все кувшинчики, то мать и дочь идут искать их, находят их у кота и начинают гоняться за ним. а кот убегает.

«Хвост-левка»

Играющие берутся руками один за другого гуськом, передний берет в руки хворостину и, приговаривая: «Свисти Левка, шопотит Левка, поворачивайся», бросается в сторону. За ним должны быстро повернуться и все другие, отставшие подгоняются хворостиной.

«Ящерица»

Участвуют в этой игре одни девочки. Играющие образуют круг, одна из них, войдя в круг, берет от всех платки и надевает себе на шею. Играющие поют:

Ящере, ящере, гороховое мисто,

Май соби дивку, як короливку.

Должен тебе, обдерем,

Вси подарки заберем.

Стоящая в кругу, повязанная платками, вырывается из круга; все бегут

за него и разбирают свои платки.

Публикации по теме:

Буклет для педагогов «Игры, которые учат общаться» Игра «Паровозик», для детей 2-3 лет. Цель: учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе. Создать обстановку доверия и эмоционального.

Досуг с родителями «Во что играли наши бабушки и дедушки» для детей группы кратковременного пребывания Цель: Приобщать к традициям русского народа через игру Задачи: --создать у детей и взрослых радостное, бодрое настроение; - приобщить детей.

Консультация для родителей «Игры, которые лечат» «Игры, которые лечат» Для родителей и их детей Известно, что игра представляет особую деятельность, которая с детских лет сопровождает.

Картотека «Кубанские подвижные игры» РЫБАКИ И РЫБЫ Цель: развитие ловкости, быстроты. Правила: Ребята становятся в тесный кружок и один считает: За стеклянными горами Стоит.

Конспект ОД «Как жили наши предки. Устройство русской избы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 г. Липецка Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Консультация для родителей «Игрушки, в которые играют наши дети» Развитие богатого эмоционального мира ребенка просто немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ему выразить свои чувства, исследовать.

Консультация для родителей «Игры, которые лечат» Жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают.

Семейная гостинная в младшей группе «Игры, в которые играют наши дети» Семейная гостиная в младшей группе. «Игры, в которые играют наши дети». Цель. Продолжать знакомить с деревянными игрушками; -формировать.

Семинар для родителей «Наши пальчики играли» в первой младшей группе Администрация городского округа город Бор Нижегородской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД.

Конспект занятия «Наши предки — славяне. Первые исторические факты зарождения Руси. Географическое месторасположение» Программное содержание: 1. познакомить детей с первыми историческими фактами зарождения Руси (причины и предпосылки образования единого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кубанские подвижные игры, в которые играли наши предки для сборника
Опубликовано: 12 июля 2018 в 18:46
+65Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД