Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Куда бежит река»

ТАМАРА ДЕМЧЕНКО
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Куда бежит река»

Тема: «КУДА БЕЖИТ РЕКА»

Цель: познакомить детей с особенностями водоемов на примере рек (озер).

Изучая предыдущую тему, дети узнали о том, в каком виде существует вода в природе. Теперь познакомьте их более детально с водоемами. Покажите фотографии, рисунки рек, озер, морей, океанов, прочитайте о них рассказы, стихотворения.

РЕЧКА

- Маленькая-маленькая речка,

Куда ты бежишь?

- Далеко!

- Страшно бежать далеко,

Маленькая-маленькая речка!

Ямы пойдут, овраги,

Камни пойдут, коряги,

Может и зверь случиться!

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Куда бежит река“» размещена в разделах

- Я ему дам напиться!

- Встретишься с пнем рогатым,

Старым да бородатым,

С древней кривой сосною!

- Я им ноги омою!

- В полночь бежать придется…

В полночь Яга крадется!

Если она обидит?

- Обидит?

Никто не увидит!

- Маленькая-маленькая речка,

Зачем ты бежишь далеко?

Зачем тебе труд да горе?

Что там далечко?

- Море!

(Э. Мошковская)

Обсуждение стихотворения

Обсудите с детьми ответ речки, отметьте, что все реки бегут, вода в них течет, не стоит на месте. Раз реки – и большие, и маленькие – бегут, значит, они должны куда-нибудь прибежать. Маленькие речки бегут к большим, сливаются с ними, большие тоже движутся и в конце концов попадают в море, озеро или океан, как и речка из этого стихотворения.

А вот в озерах, прудах вода никуда не спешит, не бежит. Там вода стоит. Поэтому речка может прибежать к озеру, а вот озеро к речке – никогда. Есть озера, которые создала природа, а есть такие, которые создал человек, - например, пруды. Кто из детей отдыхал на пруду?

Экскурсия

Проведите с детьми экскурсию на ближайший водоем: реку, озеро, пруд. Пусть ребята сами скажут, в каком водоеме вода бежит, а в каком – стоит. По каким признакам можно определить движение реки? Предложите участникам экскурсии вспомнить, какого цвета бывает вода в разную (дождливую, солнечную) погоду. Какое «настроение» у речки, озера? Меняется ли оно в разное время года? Что именно детям нравится (не нравится) на реке? Пусть попробуют описать свои чувства по отношению к ней. Как они думают: откуда и куда бежит река? Что она видит (видела) на своем пути? Кого встречала?

Рисование

По итогам экскурсии дошкольники могут выполнить рисунки на темы: «Речка, которую я видел», «Что увидела речка», «Веселая (грустная) речка».

Сравните работы детей: чем нарисованные водоемы похожи и чем отличаются друг от друга? Подчеркните, что одну и ту же реку (озеро) люди воспринимают по-разному.

Наблюдение

Весной, когда тает снег, или в другое время года после дождя предложите ребятам найти все ручейки на территории вашего детского сада. Хорошо известно, что дошкольники проявляют большой интерес к дождевым потокам и весенним лужам. Используйте этот интерес для объяснений того, как образуются реки. Обратите внимание ребят на то, что маленькие ручейки соединяются в большие, а те, в свою очередь, текут дальше и образуют большие потоки, которые условно можно называть речкой. Если позволяет погода, дети могут проследить пути ручейков, спустив в них сделанные собственными руками кораблики. Эти кораблики, проплыв по мелким маленьким ручейкам, в конце концов попадут в самый большой ручей или лужу. Подчеркните, что в природе даже очень большие реки часто начинаются с маленьких ручейков. Каждый такой поток воды на своем пути принимает воду из других ручейков и становится все обширнее. Так рождаются маленькие речки. Но они тоже могут соединиться вместе в одну большую реку. Моделью же озер послужат лужи.

Таким образом, на примере системы водных потоков на участке вы можете показать процессы образования рек. Обратите внимание детей на то, что многие речки, ручьи, озера, моря связаны между собой. Значит, если человек загрязняет воду даже в одном ручейке, опасность угрожает всем речкам, в которые попадает эта вода.

Рисование

1. Для закрепления материала дошкольники могут нарисовать (сделать аппликацию) на тему: «Как рождается речка», т. е. воспроизвести на бумаге систему ручейков (рек, которую они изучали во время предыдущих наблюдений.

2. Сначала предложите ребятам нарисовать на большом листе бумаги большую речку, а затем каждый из них нарисует свой ручеек, который в нее впадает.

Конструирование

Для этого вида работы вам понадобятся голубые полоски ткани (можно использовать также ленты) разной длины и ширины.

Предложите детям создать свою речную систему: самая широкая и самая длинная полоса ткани превратится в главную речку, остальные – в ручейки.

Задача детей – разложить голубые полосы так, чтобы ручейки впадали в большую реку.

Выводы по теме:

На Земле много разных рек – больших и маленьких. Все они куда-то бегут : некоторые – в другие речки, некоторые – в океаны, моря, озера. В реках вода движется, а в озерах стоит. Большая река образуется из множества маленьких и средних речек и ручейков. Все они связаны между собой.

ПРИТОКИ РЕКИ ОБЬ

Выполнил:

Воспитатель гр. «Капельки»

Демченко Тамара Леонидовна

С. Мельниково

2016г

РЕКА ОБЬ

одна из величайших рек мира, протекающая в Западной Сибири, образованная слиянием рек Бия и Катунь. Среди российских рек Обь занимает первое место по площади водосбора, которая составляет 2 990 тыс. км, и первое место по протяженности. Длина реки Оби от слияния Бии и Катуни составляет 3 650 км, а от истока Иртыша 5 410 км. На севере Обь впадает в Карское море, образуя 800 километровый залив, называемый Обской губой.

В списке самых протяженных рек мира Обь занимает пятое место после Нила, Амазонки, Миссиссиппи и Янцзы.

С 12 века низовье Оби принадлежало Великому Новгороду, после его падения, нижняя Обь перешла к московским князьям. До завоевания Сибири Ермаком, приобские земли назывались Обдорским краем.

Народности, населяющие низовье Оби, каждые по-своему называли ее. Ненцы называли её Саля-ям, что означает «мысовая река». Ханты и манси дали реке название Ас — «большая река», селькупы звали реку Квай, Еме, Куай, что в переводе означает «крупная река».

На происхождение названия реки «Обь» существует несколько точек зрения. По одной из версий, название пошло от названия реки на языке коми, что означало «снег», «снежный сугроб», «место у снега». Есть мнение, что название иранского происхождения, «об» с иранского переводится как «вода». Так же существует версия, что название происходит от русского слова «обе», так как река Обь образована слиянием двух рек Бия и Катунь.

ПРИТОКИ РЕКИ ОБЬ

Основным притоком реки является Иртыш. Длина от его истока на границе Монголии и Китая до впадения слева в Обь равняется, что превышает длину самой Оби.

Другие значимые притоки:

• левые — Песчаная, Ануй, Чарыш, Алей, Барнаулка, Касмала, Шегарка, Чая, Парабель, Васюган,Большой Юган, Северная Сосьва, Щучья, Сыня;

• правые — Чумыш, Бердь, Иня, Томь, Чулым, Кеть, Тым, Киевский Ёган, Вах, Ватинский Еган,Тромъеган, Пим, Лямин, Казым, Полуй.

Васюган - самый длинный левый приток Оби.

Его длина достигает 1000 км. Бассейн реки в некоторых местах больше напоминает болото. Имеет множество как небольших, так и достаточно длинных притоков. Исток Васюгана находится в Обско-Иртышском водоразделе. В его пойме достаточное количество озер и стариц. В районе среднего течения берега поднимаются на высоту до 50 м. В нижнем течении Васюган расширяется до 600 м, становится многоводным, пойма также увеличивается в размерах, в ней расположено больше озер, протоков и перекатов. Обь, притоки которой расположены по большей части в Томской области, отличается тем, что в ней находится много озер, прудов и небольших рек. Их общая площадь превышает 7 тыс. га. Большая часть из них на данный момент заросла водной растительностью. Некоторые водоемы были созданы в результате различных природных факторов.

Иртыш — самая длинная река-приток в мире.

Иртыш – основной приток. Все притоки реки Оби способны впечатлить каждого человека, но самым могучим является Иртыш. Помимо того, что он играет важную роль для стран, в которых протекает, данный водный поток является самым длинным в мире. После него располагается Миссури, чья длина всего лишь 3700 км. Река получила свое название благодаря тому, что за все время своего существования несколько раз меняла русла из-за разрушения берегов. В переводе с тюркского ее гидроним означает «землерой». Практически все притоки Оби, в том числе и Иртыш, имеют спокойное течение, максимальная скорость которого редко превышает 2 м/сек. Русло узкое, не более 700 м. На удивление, экология реки практически не пострадала, воды потока чистые, содержат минимальное количество вредных веществ. Питание осуществляется благодаря талым водам. Из-за того, что на реке построены ГЭС, паводки случаются очень редко.

Томь — река в Западной Сибири, правый приток Оби.

Все притоки Оби являются важными водными путями, которые отличаются друг от друга характеристиками, в частности длиной. Самым крупным является Томь. Его длина – 827 км, ширина – 3 м. Покрытие льдом происходит в ноябре, вскрытие – в апреле. Основной тип питания дождевой, но характерно также снеговое и грунтовое. Как и остальные притоки Оби, Томь располагается в Томской области. Протекая, омывает Хакасию и Кемеровский район. Из-за того, что в некоторых частях реки уровень воды дошел до критичной отметки, судоходства здесь нет. Обмеление произошло из-за того, что из водотока постоянно вычерпывали гравий для собственных нужд.

Обь, притоки которой поражают своей численностью, является популярной и значимой рекой.

Она часто становится объектом для успешной рыбалки и отдыха, как и втекающие в нее водные потоки, славящиеся своими живописными видами.

ЗАГАДКИ ПРО РЕКИ

Дятел выбивает дробь на сосне у речки …. ответ (Обь)

По берегу бежала мышь: «Я быстрее, чем ….!» ответ (Иртыш)

Иван бежит, а сам кричит

И всех на себе носит.

(река)

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

(река)

Идет, идет, а пройти не может.

(река)

Между гор бежит конь вороной.

(река)

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

(река)

Летом бежит,

Зимой спит.

Весна настала —

Опять побежала.

(река)

Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь.

(река)

Бежала — шумела,

Заснула — заблестела.

(река)

Публикации по теме:

Детский проект «Река времени. Мастер рисования» Ничего не бойся – Ты делаешь для всех. Лишь на себя надейся И верь в большой успех. Получится, как надо, И даже сверх того. Познаний путь.

Фотозарисовка «Река Кубань»Фотозарисовка «Река Кубань» Здравствуйте дорогие коллеги. Хочу показать Вам всю красоту р. Кубань. Одно из моих хобби - это рыбалка и, когда мы плывём по реке я фотографирую.

Конспект НОД «Куда ушли игрушки?» Конспект НОД «Куда ушли игрушки?» для детей средней группы Цель: Создать для детей средней группы условия для игр с игрушками – заместителями.

«Защитники Отечества». Конспект занятия с использованием технологии «Река времени» с детьми старшей группы Тема (проект. событие):«Защитники Отечества» Возрастная группа: дети 6го года жизни Форма НОД: Познавательно - исследовательская деятельность.

Конструкт занятия по технологии «Река времени» .

НОД «Календари бывают разные» с использованием технологии «Река времени»НОД «Календари бывают разные» с использованием технологии «Река времени» Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема НОД: «Календари бывают разные».

Сценарий развлечения «Пойди туда, не знаю куда»Сценарий развлечения «Пойди туда, не знаю куда» Зал разделён на две части: 1 часть (передняя) - камень с надписью; 2 часть (дальняя) – осенний лес; в одном углу (у двери) – печка; посередине.

План-конспект НОД «Что будет, если пересохнет река?» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная Тема недели: «Весенняя капель» Тема СОД: «Что будет.

Познавательно-исследовательская деятельность «Ток бежит по проводам» (старшая группа) Интеграция образовательных областей: познание окружающего мира, социально – коммуникативная, игровая. Цели: -Обобщать и расширять знания.

Творческий проект «Волга — река мира» УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ И ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Цель: накопление детьми социального опыта жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Куда бежит река»
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 15:28
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД