Лучший педагог года

Куклотерапия — метод помощи в устранении болезненных переживаний, укрепления психического здоровья

Галина Тарханова
Куклотерапия — метод помощи в устранении болезненных переживаний, укрепления психического здоровья

Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей.

Л. Войцехович,

художник–кукольник, автор российских и международных выставок

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной… Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя…

Публикация «Куклотерапия — метод помощи в устранении болезненных переживаний, укрепления психического здоровья» размещена в разделах

За все время своего существования кукла выполняла не только роль детской игрушки. В различные времена их изготавливали как идолы для поклонения богам, обереги для дома и семьи, использовали в религиозных шествиях и для развлечения на ярмарках. Они имели различную форму и размеры, в зависимости от предназначения.

Куклы с давних времен имеют свое место в жизни русского народа. Изначально куклы использовались как талисманы и обереги. Первые куклы на Руси делали из дерева, соломы, а после - из тряпок. Изготовление тряпичных кукол своими руками для родного человека (мужа, ребенка, сестры, брата, отца и матери) считалось самой большой защитой от болезней, злых духов. Тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов.

Кукла в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она - партнер в общении для ребенка во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – родитель.

Куклотерапия – метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Первые советские кукольники о методе работы с куклой заговорили в 1917 – 1922 гг., когда стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей ограниченных в движении.

Выделяют следующие функции куклотерапии :

коммуникативная – формирование эмоционального контакта в коллективе;

релаксационная – снятие эмоционального перенапряжения;

воспитательная – психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д., моторики;

обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия помогает воспитывать у детей способность контролировать свои чувства (не в смысле подавлять любые проявления эмоций, а научить не бояться их проявлять, даже негативные чувства и эмоции, без вреда окружающим.

Куклотерапия в ДОУ

Игра.

Известно, что дети любят играть. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это позволяет максимально творчески решать поставленные задачи. В первую очередь это интересно детям. Деятельность базируется на принципах и закономерностях развития ребенка, учитывается его психологическая комфортность. Коррекционные задачи решаются в процессе обычной детской игры, основными действующими лицами являются куклы (мягкие игрушки) и дети. Игры выбираем на развитие слухового внимания, памяти и т. д.

Сказка.

Ребенок вовлекается в сказку, которая разыгрывается с помощью кукол (сказка может быть придуманной или общеизвестной). Для сочинения сказки использую определенные правила, алгоритм:

1. Знакомство с героем. Это может быть животное, игрушка, волшебный герой или волшебный предмет.

2. Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом. Описываю героя, его жизнь в сказке таким образом, чтобы ребенок заметил какую то проблему, несоответствие. Это сопровождается описанием его эмоционального состояния, его переживаний.

3. Пути решения проблемы. Здесь рассказываю, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой.

4. Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой. Герой сказки ищет выход из негативной ситуации. Вместе с ребенком нужно помочь герою решить проблему, объясняя ему смысл происходящего, находя позитивное решение. Тут происходит развязка

5. Мораль. Герой сказки осознает свое неправильное поведение, мысли и чувства, и становится на позитивный путь.

Сочиненную сказку можно просто рассказать детям, а лучше визуализировать все действия, проиграть с помощью куклы. Так же, можно нарисовать эту сказку.

Психогимнастика.

– это специальные упражнения, игры, по формированию правильных поведенческих реакций в различных жизненных ситуациях. Достоинства психогимнастики :

• Упражнения носят игровой характер

• Упражнения опираются на естественные механизмы в развитии ребенка (онтогенетический характер) ;

• Упражнения по содержанию социальны.

Игры с элементами театрализации. Ребенок примеривает на себя роль различных персонажей, разыгрываются этюды, сценки. Сюда входят:

• речевые упражнения;

• этюды на выразительность жестов;

• этюды на выражение эмоций;

• этюды на воспроизведение основных черт характера;

1. Речевые упражнения развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом.

2. Этюды на выразительность жестов помогают ребенку правильно понимать и употреблять сопряженно с речью и без нее движения рук, учат адекватно использовать жесты в жизни.

3. Этюды на выражение основных эмоций учат понимать и чувствовать состояние другого человека и учат адекватно выразить своё состояние.

3. В этюдах на выражение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Акцент делается на модель положительного поведения. Этюды по времени непродолжительны, по содержанию разнообразны и доступны.

При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Виды кукол.

В куклотерапии применяются разнообразные куклы : от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол:

КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ, КУКЛЫ-ГАРМОШКИ, КУКЛЫ НА ГАПИТЕ

• Работа с такими куклами позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребёнок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять.

• ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Играя с куклой в теневом театре, ребёнок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребёнок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается эмоциональной напряжённости, пугающей составляющей. Ребёнок может делать со своей «куклой-страхом» всё, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.

• ВЕРЁВОЧНЫЕ КУКЛЫ, КУКЛЫ С «ЖИВОЙ РУКОЙ».

Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребёнка. Голова куклы пристёгивается на рубашку, а палец ребёнка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребёнок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

• ПЛОСКОСТНЫЕ КУКЛЫ, ТРАФАРЕТНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ.

• Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я».

• ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ, ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ.

Куклотерапия с помощью данных кукол может применятся в развитии речи детей дошкольного возраста. Также использует перчаточные куклы в своей работе логопед. Ребёнок манипулирует данной куклой за ширмой, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой. Кукла отвлекает внимание ребёнка от речевых трудностей. В кукольном театре очень важно развитие речи. «Артист» должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции. Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или ребёнка, выступающего для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя раскованным.

• С помощью куклы педагог может варьировать требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребёнок не может начать фразу, можно произнести её вместе с любимой куклой (замаскированной помощью взрослого). Когда на занятии кто-нибудь из детей отвлекается и начинает шалить, на руке воспитателя может появится кукла, которая строго скажет: «На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся!» Такое шутливое замечание действует, как правило, значительно лучше, чем призыв к тишине и нравоучение.

• В ответ на торопливую речь ребёнка на занятии кукла, управляемая педагогом, может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываясь слушать. Наоборот, если он будет говорить правильно, она станет хлопать в ладоши и даже подпрыгивать.

Кукла может быть использована во время проведения релаксации как наглядное пособие. Снятая с руки, она повисает, и тогда детям становится понятно выражение: «Расслабьте полностью мышцы. Пусть ваши руки будут как тряпичные».

• В книгах И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой описана методика терапии детских неврозов. Самый интересный приём авторов – постановка этюдов про хозяина и собаку. Собака воплощает основной характерологический порок ребёнка, а хозяин – идеальная личность того же ребёнка. С этого времени все пороки, свойственные ребёнку, будут приписываться собаке, а он возьмёт на себя роль мудрого хозяина. Который с каждым разом будет всё больше учиться справляться со своей собакой.

• А. Ю. Татаринцева и М. Ю. Григорчук рекомендуют использовать данную методику в работе с детскими страхами. В предлагаемых этюдах приводится только начало сюжета, когда завязывается какая-либо драматическая ситуация. Задача ребёнка – совместно со взрослым дописать сюжет, сделать так, чтобы ситуация разрешилась благополучно. Подобным образом можно работать с агрессией, ревностью, застенчивостью.

КУКЛОТЕРАПИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

• Педагоги могут предложить родителям проводить занятия с куклами и дома. Предварительно необходимо подготовить к этому родителей на индивидуальных консультациях или тематическом родительском собрании.

• Инициатором игры может стать кто-нибудь из взрослых, хотя и сами дети с удовольствием предлагают игру «в пальчиковый театр» своим родственникам. Самодельная кукла помогает ребёнку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что он рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нём самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

• Прежде чем начинать ставить домашние спектакли, родители должны вместе с ребёнком подготовить всё необходимое. Ширму для домашнего театра легко соорудить из двух стульев. Желательно, чтобы кукол дети изготовили сами с помощью родителей. Эта работа сама по себе является терапевтической, она помогает ребёнку почувствовать себя успешным, т. к. он видит результаты своего труда. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание.

• Есть множество способов быстрого изготовления кукол. Для этого можно использовать мячи, спичечные коробки, картонные трубочки, бумагу, пластиковые бутылки, платки, палочки, чулки, перчатки, прищепки, ложки, овощи и т. д. Более прочно делают кукол из папье-маше. Главное – не бояться проявить фантазию. Далее идёт этап вербализации и кукольной театрализации. Наденьте получившуюся куклу на палец, придумайте историю, которую кукла хотела рассказать о себе. Начать можно словами: «Жил-был человек (девочка, мальчик) похожий на меня…» Затем все участники занятия по кругу рассказывают свои истории. Наилучший терапевтический эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает свою куклу, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими. Заключительный этап – рефлексивный анализ. Занятие завершается обсуждением. «Куклам» можно задавать вопросы, дарить их друг другу, можно сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Всё зависит от настроения и фантазии участников. Главное – серьёзное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это – персонифицированный образ автора. Темы домашних занятий можно выбирать произвольно в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции, например: «Когда я был маленьким…», «Когда я стану взрослым…», «Мне приснился сон…», «Моя кукла очень боялась…», «Жил-был непоседливый мальчик, которому всё время делали замечания…» Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребёнка и его взаимоотношениях с окружающими людьми. Персонифицированные истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путём обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении.

• Таким образом, наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым, а также совместные «семейные» истории.

Публикации по теме:

Осанка и её значение для укрепления здоровья детей "Осанка и её значение для укрепления здоровья детей" Что такое осанка? Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении.

Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста Цели и задачи: - Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для.

Театрализованные игры для укрепления здоровья Целью здоровьесберегающих технологий. широко применяемых в ДОУ, является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование.

Мастер-класс «Арт-терапия как метод профилактики нарушений психического здоровья школьников» ЦЕЛЬ: ознакомление педагогов с арт-терапевтическими технологиями как одним из эффективных методов обучения. ЗАДАЧИ: - познакомить педагогов.

Модель охраны и укрепления здоровья дошкольников в ДОУ. Закаливающие мероприятия Физкультурно- оздоровительная работа в детском дошкольном учреждении является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы.

План самообразования «Закаливание, как средство укрепления здоровья детей» План самообразованияТема: Закаливание как средство укрепления здоровья детейАктуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт.

Подвижные игры как средство укрепления здоровья старших дошкольников. Подвижные игры как средство укрепления здоровья старших дошкольников. Автор статьи: Куличева Оксана Степановна инструктор по физической.

Взаимодействие ДОУ и семьи в сохранении и укрепления здоровья детей Взаимодействие ДОУ и семьи в сохранении и укрепления здоровья детей. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития.

Закаливание, как форма укрепления и сохранения здоровья ребёнка Закаливание, как форма укрепления и сохранения здоровья ребёнка Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд.

Значение музыки для укрепления здоровья детей Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. Древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Куклотерапия — метод помощи в устранении болезненных переживаний, укрепления психического здоровья
Опубликовано: 15 октября 2018 в 14:42
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД