Валентина Четина
Закаливание, как форма укрепления и сохранения здоровья ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливание, как форма укрепления и сохранения здоровья ребёнка
Я не боюсь еще и еще раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Закаливание, как форма укрепления и сохранения здоровья ребёнка» размещена в разделах
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. По ФГТ в пункте 3.3.2 отмечено «Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья». Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу в нашем детском саду мы решаем с самых ранних лет жизни ребенка.
Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в нашем детском саду пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они проходят через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Нельзя лишать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Мы развиваем двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала.
Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Итак, всё выше сказанное свидетельствуют о том, что здоровье ребёнка очень зависит от взрослых, т. е. родителей и воспитателей. Работая первый год в «Нердвинском детском саду» воспитателем, в круглосуточной группе, заметила, что посещаемость детей низкая из-за заболеваемости. Сделала анализ заболеваемости детей за прошедший 2010-2011 год в этой группе: и получилось, что 15% детей не посещали детский сад по болезни. Столкнувшись с этой проблемой, решила использовать формы работы для укрепления и сохранения здоровья ребёнка и поставила цель : Создание комплексной системы закаливающих процедур в ходе режимных моментов.
Исходя из цели наметила решить следующие задачи:
1. Способствовать формированию представлений у детей о значении двигательной активности, о видах и пользе закаливающих процедур в жизни человека.
2. Пополнять предметно пространственную среду для развития у детей двигательной активности.
3. Разработать новые формы взаимодействия с семьёй с целью вовлечения родителей в образовательно-оздоровительный процесс группы по вопросам закаливания.
В связи с этим я решила раскрыть одну из форм укрепления и сохранения здоровья ребёнка – закаливание.
Закаливание – это комплексные мероприятия по повышению устойчивости организма к внешним воздействиям, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли не вызывали резких изменений в растущем организме. Оно позволяет выработать способность организма ребёнка быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.
Соблюдаю следующие принципы, чтобы получить положительные результаты от закаливающих процедур :
1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя.
2. Последовательность применения закаливающих процедур.
3. Систематичность начатых процедур.
4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребёнка.
5. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.
6. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делятся на три группы.
1. Дети здоровые, ранее закаливаемые.
2. Дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям.
3. Дети с хроническими заболеваниями.
Для успешного решения первой задачи провела:
- беседы с детьми на тему «Правильное питание», «Что полезно и что вредно для организма», а в ходе режимных моментов провожу
1. водные процедуры
2. специальные оздоровительные игры
3. витаминотерапия
4. дыхательная гимнастика
5. воздушные ванны
6. проведение гимнастики после сна
7. ходьба по сырой, ребристой дорожке
8. посещение фитобара.
В нашем детском саду мы создаём благоприятные санитарно-гигиенические условия, обеспечиваем заботливый уход за детьми пребывание на свежем воздухе, организуем полноценное питание. Учитывая погодные условия, систематически во все времена года проводим утреннюю гимнастику на свежем воздухе и закаливающие мероприятия : оздоровительный бег, дыхательную гимнастику, игровые упражнения. Подобные мероприятия способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временами года, возрастом и здоровьем детей. Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду и дома.
Эффективность закаливания зависит от предметно-пространственной среды группы. В группах созданы уголки «Здоровья», которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Есть разнообразное физкультурное оборудование (мячи разного диаметра, скакалки, обручи и тд., а также пособия, которые изготовили своими руками (дорожка «Здоровья»). Они повышают интерес детей к физической культуре. На участке ДОУ имеется беговая дорожка, на которой проводим оздоровительный бег на прогулке, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование. В обогащении предметно-пространственной среды активно принимали участие сами родители. Оказывали помощь в строительстве снежных построек, приносили лекарственные травы для фитобара, пополняли уголок «Здоровья».
Решая задачу приобщения детей к здоровому образу жизни, я не могу не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, так как наша группа круглосуточная. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.
Осуществить решение задач по здоровьесбережению, помогают такие формы работы с родителями как:
- индивидуальные беседы «Важность соблюдения режима дня», «Береги здоровье смолоду…»
- родительские собрания «Индивидуальные особенности детей 5-7 лет»
- создание информационного стенда «В здоровом теле, здоровый дух»
- участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья «Семья – это здоровый образ жизни», «Папа, мама я – спортивная семья»
- посещение родителями открытых занятий «Я и моё здоровье»
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.
Я считаю, что в посещаемость детей в группе повысилась в результате проведённой мной работы. А применение комплексной системы воспитательно-оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении дает возможность при благоприятной работе персонала совместно с родителями и, опираясь на современные педагогические технологии помочь успешно решить задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей.
В перспективе собираюсь составить проект, в котором более углублённо рассмотреть все формы укрепления и сохранения здоровья детей.
Литература:
Голубев В. В, Голубев С. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб. пособи для студентов отд. и фак.