Светлана Новикова
Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей
4)Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она творит чудеса : веселит, обучает. Развивает творчество дошкольников, корректирует их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с кукольным театром стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду!
Публикация «Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей» размещена в разделах
5)С помощью нашего театра кукол мы решаем психолого-педагогические задачи, осуществляем эстетическое воспитание детей, развиваем их творчества.
6)Знакомство детей с театральной куклой начинается в первой младшей группе. Малыши смотрят кукольные спектакли, которые показывают воспитатели. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, воспитывает доброту, создает радостную атмосферу.
7)Со второй младшей группы начинается обучение малышей простейшим приемам кукловождения. Для этого используются различные виды настольных театров. Дети разыгрывают хорошо им знакомые русские народные сказки «Курочка ряба», «Маша и Медведь», «Колобок» и т. д.
8)Работу над спектаклем начинается со знакомства с куклами, я предлагаю детям поиграть с ними, подержать в руках, хорошенько рассмотреть. Спрашиваю, из какой сказки куклы. Предлагаем кому- нибудь из детей рассказать эту сказку, остальные ребята дополняют.
9)Стараюсь не заучивать с детьми текст, чтобы они могли проявить творчество, сами придумывали диалоги, самостоятельно искали выразительные интонации. Для этого необходимо разбудить фантазию ребенка, помогать только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания.
10)Например сказка «Маша и Медведь» мы разучиваем сценки маленькими фрагментами, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя во всех ролях. И уточняем какой мишка больше понравился,которого изображал Артем или Максим, и чем? (Артем сердито рычал, как настоящий медведь. А Максима медведь рычал тихо и совсем не страшно)
11)Когда все дети попробовали себя во всех ролях,они сами выбрают себе понравившийся персонаж. Иногда конец сказок вызывает неудовлетворение детей («Колобок», «Красная Шапочка», и тогда мы все вместе придумываем другой конец.
12)Чтобы развить воображение, фантазию, речь детей, я предлагаю им выбрать кукол из разных сказок и придумать с их участием что-то новое. Здесь важна роль взрослого. Речь детей второй младшей группы еще плохо развита, внимание неустойчивое, поэтому взрослый должен помогать наводящими вопросами.
13) Разыгрывание подобных сказок эмоционально раскрепощает детей, повышает уверенность в себе. А как важно для малыша (особенно робкого, стеснительного) поверить в свои силы.
14)Три года назад в младшую группу пришел Денис, очень робкий, стеснительный в себе мальчик. Он стал посещать наш детский сад не с сентября, как все дети, а с середины ноября. Естественно, Денис был очень скован. Я составила сценарий сказки «Маша и медведь» так, чтобы Денис смог участвовать в спектакле, но все мои усилия были напрасны. Мальчик выходил к столу, брал в руки медведя, двигал им по столу, но не произносил ни одного слова.
15)Пришлось роль медведя отдать другому ребенку, а Денису предложить роль собачки Жучки. Когда Медведь с коробом приходил к дому бабушки и дедушки, выбегала Жучка и звонко лаяла. Вот эту роль смог исполнить трехлетний Денис. Он звонко лаял, медведь убегал, все получали удовольствие от участия в сказке, но больше всех Денис. Он смог преодолеть себя.
16)Весной мы поставили спектакль настольного театра по русской народной сказке «Теремок», где Денис уверенно исполнил главную роль медведя.
Участие в кукольных спектаклях помогло ребенку поверить в свои силы, осознать свои возможности.
17)К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления куклами настольного театра, умеют до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, учатся слушать партнера, вовремя подавать свои реплики, пытаются сочинять небольшие сказки.
18) В средней группе знакомим детей с новым для них видом кукол на ганите (ганит- это палка, на которой насажена кукла). Управление такой куклой требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на нее.
Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки.
19)Одной из таких сказок стала сказка «Репка». Я решила поставить ее используя для этого деревянные ложки. Родители помогли нарисовать на каждой ложке какой-то персонаж сказки. Чтобы образы были более яркими, красочными, оформили ложки кусочками ткани, украсили тесьмой, лентами, кружевами. Игрушки получились легкими, удобными в управлении, а самое главное, театр ложек продолжил знакомство детей с театром на ганите, являясь как бы его упрощенным вариантом.
20)Управление куклой на ганите помогает детям почувствовать себя участником коллектива, осознавать себя, свои возможности, развивает самоконтроль, чувство дистанции.
21)Постепенно вводятся в спектакли детские шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики, которые обогащают сочиненную ребенком песенку новым звучанием,создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма.
22)В старшей группе знакомятся дети с театром марионеток. Управление нашими куклами-марионетками не сложное, но требует от ребят собранности, внимания, так как любое неосторожное резкое движение разрушает иллюзию действий живых персонажей. Чтобы дети легче освоили технику кукловождения, предлагаем им несложные этюды.
23)Играя с куклой, дети сами находят выразительные возможности игрушки, способствующие созданию образа. При работе над спектаклем «Лиса и волк» (по русской народной сказке) Вика в такт своей речи помахивала хвостиком лисички, а Ваня предложил сделать хвост волка съемным, чтобы в нужный момент, по ходу сказки, он мог незаметно его отстегнуть (фрагмент, когда волк резко дергает и оставляет хвост в проруби).Именно необычность кукол побудила ребят искать яркие выразительные интонации, разбудила детское воображение, способствовала развитию творчества.
24)В подготовительной группе решаем более сложные психолого-педагогические задачи. Дети учатся справляться с жизненными трудностями, и я помогаю им осознать закономерности социальных взаимоотношений и логику человеческих поступков. Развивается интуиция, самооценка и самоконтроль ребенка.
25)Использование театральных кукол способствует ускорению процесса обучения, повышает качество творческих проявлений детей и одновременно помогает робким ребятам почувствовать себя более уверенно. Кукла дает ребенку ту «ширму», за которую на первых порах он может спрятаться.
26)Ребенок понимает, что внимание зрителей прежде всего обращено на куклу, и это дает ему возможность почувствовать себя увереннее. Кукла –это та соломинка, за которую хватается ребенок, чтобы скрыть свои волнения и переживания.
27) Многим детям наш кукольный театр помог повысить и стабилизировать самооценку, воспитать волю и характер, развить черты лидера.
28)Систематическое и планомерное обучение искусству, коррекция поведения детей, развитие детского творчества дают положительные результаты. Создается та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребенка.
Литература Дош. Воспитание №8 1994г.
М. Ю. Картушина «Забавы для малышей»
Новикова Светлана Николаевна Детский сад № 4
Сходня