Дарья Никулина
Театрализованная деятельность как средство развития речевых и творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство развития речевых и творческих способностей детей
Никулина Д. В., воспитатель
МБДОУ №31 «Колокольчик»
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речевых и творческих способностей детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра. И пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы, и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуально и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. А также развивает творческие способности дошкольников, что тоже немаловажно.
Сравнивая театрализованные игры с обычными повседневными играми нетрудно заметить разницу между ними в характере игровой деятельности. Театрализованные игры имеют заранее известное содержание, то повседневные обретают содержание в процессе своего развития. Дети свободно распоряжаются знакомым литературным материалом, и редко выходят за рамки заданного автором действия. Видимое несоответствие между действиями ребенка и разыгрываемым произведением. Принимаемое многими за творчество, объясняется отсутствием у детей умения образного воплощения, но еще не проявлением творчества. И все же нет основания отрицать возможность творческих проявлений в театрализованных играх, поскольку театрально-игровая деятельность в самой основе своей является сама по себе творческой деятельностью.
Из всех известных видов театрализованных игр предпочтение отдается играм-драматизациям,т. е. играм, где дети сами изобрают героев литературных произведений. В игре-драматизации играющие берут на себя определенные роли и действуют в соответствии с тем, как развертывается содержание игры. В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается. Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей.
Игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания. Действия, производимые детьми в игре-драматизации более сложны. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой – либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Это,в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:
• Имеет опыт восприятия литературных произведений. Их переживания и осмысливания;
• Имеет опыт с театральным искусством;
• Включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям. (ребенок-«режиссер», ребенок-«актер», ребенок-«зритель», ребенок-«оформитель» «декоратор» спектакля).
На практике при организации и проведении театрализованной деятельности встречаются реальные трудности с которыми встречаются педагоги:
• Недостаток учебного времени (т. е. с общей загруженностью воспитателя)
• Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника
Итак, театрально-игровая деятельность имеет цель – через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но очень важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
1. Как творчество продуктивное
2. Исполнительское (речевое, двигательное)
3. Оформительское (декорации, костюмы, атрибутика)
Становление компетентности ребенка готовности к игре-драматизации осуществляется при поддержке родителей и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношения к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и «включенность» педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка.
Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности дошкольного возраста зависит от внешних (семья ребенка, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности) и внутренних (индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности).