Приложение МААМ

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Светлана Богданова
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: обществу на современном этапе необходимы всесторонне развитые личности. В статье рассматривается эффективность условий (задачи, методы, приемы, предметная среда, которые способствует развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста посредством театральной деятельности.

Публикация «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольное образование, театральная деятельность.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Все свои впечатления ребенок хочет воплотить в живые образы и действия. Занятия театральной деятельности помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, освоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявления общего интеллекта и эмоций. Помимо этого театральная деятельность способствует формированию волевых черт характера, развитию смекалки, изобразительности, способности импровизировать [5].

Развитие творческих способностей нужно начинать с дошкольного возраста, где ведущим видом деятельности является игра – одно из главных средств и одновременно методов, которые используются взрослыми в целях воспитания, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения [9].

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, потому что каждое художественное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир, выражает своё отношение к добру и злу, любимые герои становятся образом для подражания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональны открытий ребёнка [8].

В практической работе в ходе организации театральной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в начале учебного года нами были выявлены следующие проблемы:

- дети несколько пассивны;

- зажаты;

- инициаторами игр выступали одни и те же дети.

Перед началом работы по изучению данной проблемы мы поставили перед собой задачи:

1) совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства;

2) закреплять и активизировать словарь детей;

3) побуждать детей импровизировать диалоги действующих лиц в хорошо знакомых сказках и сочинять новые [3];

4) совершенствовать память, внимание, мышление, воображение и восприятие;

5) воспитывать гуманные чувства, формировать представления о честности, справедливости, доброте;

6) развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые импровизации.

В группе была создана соответствующая театрализованная зона. Родители помогли изготовить ширму. Оформили разные виды театров : театр картинок «Теремок», театр перчаток «Репка», пальчиковый театр, бутылочный театр «Зимовье зверей», театр ложок. Вместе с детьми организовали театр на фланелеграфе «Заюшкина избушка». Привлекли родителей к изготовлению костюмов для постановки сказок, приобрели театр кукол, театр «Би – ба – бо». Особое значение уделили подбору книг с русскими сказками и сказками народов мира. Практическую работу начинали с экскурсии в театр, таким образом, вызвали у детей интерес к театральной деятельности. Дети знакомились с профессиями театра : режиссёр, актёр, кассир, контролёр, художник по костюмам, узнали, как создаются образы героев и как записываются голоса героев-кукол [4].

В вечернее время проводились диалогово-игровые ситуации с целью творческого развития ребёнка средствами театральной деятельности :

1) имитационная игра: «Картина зазвучала», «Картина ожила», где детям предлагалось распределить роли, взять на себя роль (река, дерево).

2) диалоги – беседы, позволяющие понять эмоциональное состояние ребёнка во время проигрывания представления;

3) манипулятивные игры: «Изменчивые лица слов», читаем художественное произведение и предлагаем найти слова с другими назначением, подобрать схему мимики лица, изобразить состояние на своём лице [9];

4) методы художественного развития : «Вхождение в ситуацию», дети описывают своё состояние от увиденного.

В театральной деятельности мы использовали метод имитации детьми различных эмоциональных состояний, использовали игру: «Путешествие в лес», цель которой – развивать воображение, двигательную активность, выразительность речи и пантонимики, совместная деятельность с детьми, интерес к природе. Материалы: аудиокассеты «Голоса птиц», «Звуки леса» [1]. Так же использовались игры на развитие творческих способностей : «Играем со сказкой». Описание игры: Прочитав сказку, педагог обращает внимание на то, что сказка не окончена, нужно придумать финал. Предлагает выслушать 3 варианта концовки и выбрать тот, который понравится и нарисовать к ней рисунки. В работе мы использовали игры на развитие выражать свои эмоции невербально: «Оживлялки». Описание игры: дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из участников пытается изобразить любой из рисунков с помощью мимики и жестов, а остальные должны угадать, какую картину он показывает. В работе применялись игры с движениями, например: «Дует, дует ветерок». Эта игра развивает умение согласовывать слова с действиями, ритмично двигаться, ориентироваться в пространстве, создавать положительно эмоционально-положительное настроение у детей в совместной деятельности [1].

В связи с тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы, имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих. Таким образом, имитация детьми различных эмоциональных состояний оказывает влияние на их самочувствие, создавая определенный эмоциональный настрой.

Таким образом, по результатам опытной работы были достигнуты следующие результаты:

1) у детей сформированы исполнительные умения на более высоком уровне;

2) значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным);

3) дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);

4) повысилась эмоциональная отзывчивость, ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

Таким образом, занятия по театральной деятельности помогают всесторонне развивать ребенка. В процессе театральной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения, навыки, но так же умение общаться со сверстниками и взрослыми, всё это способствует развитию творческих способностей.

Список литературы

1. 1. Акулова О. Театральная игра [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24.

2. 2. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992. – 95 с.

3. 3. Белинова Н. В. Методические аспекты литературного образования детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Белинова. – Нижегородское образование. – 2015. – №1. – С. 99–103.

4. 4. Белинова Н. В. Дискурсивный подход к системе дошкольного образования [Текст] / Н. В. Белинова. – Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – №2. – С. 43–46.

5. 5. Венгер Л. А. Педагогика способностей [Текст] / Л. А. Венгер. – М. : Знание, 1973. – 96 с.

6. 6. Выготский Л. С Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.

7. 7. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : Просвещение,1985. – 76 с.

8. 8. Маханаева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду [Текст] / М. Д. Маханаева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 122 с.

9. 9. Ханова Т. Г. Педагогические условия развития детской игры [Текст] / Т. Г. Ханова // Нижегородское образование. – 2015. – №3. – С. 152–155.

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Педагогическая разработка на тему: «Декоративно -прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аппликация - это один из любимых детьми видов изобразительной деятельности, детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение.

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная.

Кинетический песок как средство для развития творческих способностей детей младшего возрастаКинетический песок как средство для развития творческих способностей детей младшего возраста Летом все дети любят играть с песком в песочнице, на берегу моря или реки. К сожалению, в зимнее время куличики из песка не испечешь и замки.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». … Это правда! Ну чего.

Нетрадиционные методы рисования, как средства развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста .

Программа «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1 Тема инновационной программы. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных.

Театральная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста Красна птица пеньем….(Русская народная поговорка) В мире самые лучшие вещи еще ничего не значат, пока нет того, кто их представит с подмостков:.

Выступление на пед. совете на тему «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Актуальность темы нашего исследования связана с тем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 20:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Богданова (УИ 1138319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД