МААМ-картинки

Выступление на пед. совете на тему «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Юлия Мубаракшина
Выступление на пед. совете на тему «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Аппликация как средство развития творческих способностей

детей дошкольного возраста

Актуальность темы нашего исследования связана с тем, что жизнь в постиндустриальном обществе становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека творческого подхода к решению проблем, подвижности, гибкости мышления, хорошо развитого воображения, быстрой ориентации в новых условиях.

Публикация «Выступление на пед, совете на тему „Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В общей психологии творческие способности – это «индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнении» [6, с. 200]. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п.

Относительно детей дошкольного возраста выделяют игровое, литературное, изобразительное, музыкальное творчество и т. д. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальные творческие способности» [7, с. 132]. Проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста Л. С. Выготский выделяет как один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики. «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению» [2, с. 62].

Творческие способности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе (И. П. Волков, Е. Е. Кравцова) определяются как «способность ребенка в рамках собственного познания и опыта создавать нечто новое, оригинальное, проявляя творческое мышление и воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения» [5, с. 12].

Рассматривая структуру творческих способностей, известные отечественные психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, единодушно выделяют творческое мышление и творческое воображение как обязательные компоненты творческих способностей детей дошкольного возраста.

Вслед за известным американским психологом П. Торренсом, изучавшим творческое мышление детей и подростков, большинство отечественных психологов и педагогов (П. Я. Гальперин, К. Дункер, С. Л. Рубинштейн) сходятся на том, что основными характеристиками творческих способностей дошкольников являются беглость, оригинальность и гибкость их творческого мышления и воображения.

Средствами развития творческих способностей детей дошкольного возраста могут являться игра, театрализованная деятельность, литературное творчество, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд). Согласно ФГОС ДО, развитие творческих способностей дошкольников ведется при овладении детьми содержания всех образовательных областей. [8].

Изобразительная деятельность как вид продуктивной деятельности, наряду с игровой, является «ведущей в дошкольном возрасте» [3, с. 5]. Именно в ней формируются самостоятельность ребенка от взрослого, стремление к поиску средств выражения творческих замыслов детей (Н. В. Ветлугина, Д. И. Воробьева, Н. В. Дягилева). Изобразительная деятельность является той основой, на которой, начиная с раннего детства, строится творческая деятельность ребенка. Изобразительная деятельность в ДОУ включает в себя рисование, лепку, ручной труд. Т. Г. Казакова считает, что «основная задача изобразительной деятельности в период дошкольного детства – развитие творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами» [3, с. 9].

По наблюдениям Н. А. Ветлугиной, «в разных возрастных группах изобразительное творчество детей имеет свои особенности» [1, с. 36]. В средней и старшей группе, по мере овладения изобразительными навыками, усложняется и творческое решение, которое дети используют для решения изобразительных задач. В рисунках, лепке, аппликациях детей 5-7 лет появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка – важный стимул развития его творческих способностей.

Аппликация – наиболее простой и доступный для детей дошкольного возраста способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

В большинстве исследований изучались развивающие и воспитывающие возможности аппликации с использованием подручных материалов и инструментов (Б. Г. Гагарин, Е. А. Коссаковская, О. А. Сафонова). Эти авторы пришли к выводу, что аппликация интересна и привлекательна для дошкольников, прежде всего, своей направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность, творческое мышление и воображение.

Т. С. Комарова утверждает, что для «развития творческих способностей посредством аппликации дошкольникам необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут» [4, с. 127].

Анализ примерных основных образовательных программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство», «Успех») показал, что в них уделяется внимание лишь постановке задач и определению минимального содержания по проблеме развития творческих способностей дошкольников средствами аппликации. Ни одна из программ не содержит полного и конкретного описания системы работы с детьми, их родителями и педагогами по этой проблеме.

Для эффективного развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами аппликации необходимо использовать диагностику, которая позволяет определить исходный и итоговый уровень их развития, выявить проблемы в этом процессе, оценить результативность педагогической работы. Критериями для оценки развития творческих способностей дошкольников, по П. Торренсу, являются беглость, оригинальность и гибкость их творческого мышления и воображения. Воздействуя на них можно повышать продуктивность творческой деятельности и развивать творческие способности каждого ребенка.

На основании этих критериев нами были подобраны две методики для оценки уровня развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности (в том числе и в аппликации).

1. Тест Торренса «Закончи рисунок».

2. Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.

Тест Торренса «Закончи рисунок» – это рисуночный тест, который предназначен для диагностики беглости, оригинальной и гибкости творческого мышления ребенка-дошкольника. Он включает методическое руководство, стимульный материал. Диагностика детей по тесту Торренса проводится в индивидуальной форме. Перед ее проведением психолог или экспериментатор четко объясняет задание каждому ребенку, разбирает его на примере вместе с испытуемым, отвечает на возникающие у ребенка вопросы.

Диагностика оригинальности творческого воображения дошкольников осуществляется с помощью методики «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко. Данная методика направлена на определение уровня способности, создавать оригинальные образы. В качестве материала используется два равнозначных комплекта карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Экспериментатор дает инструкцию каждому ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?». Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками. Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показывает несколько вариантов дорисовывания.

После завершения исходной диагностики детей, полученные результаты анализируются, и делается вывод об уровне развития творческих способностей дошкольников – беглости, оригинальности и гибкости их творческого мышления и воображения.

Методические рекомендации по использованию аппликации как средства развития творческих способностей дошкольников.

1. Тематика аппликации должна быть интересной для детей, познавательной, посвященной знакомым игровым образам, событиям, персонажам, явлениям.

2. Проводить непосредственно образовательную и совместную (детей и взрослых) виды деятельности в игровой форме, в форме путешествия, с элементами занимательност.

3. Создавать проблемную ситуацию для поиска творческих решений при работе над аппликацией.

4. Поощрять проявления творческого мышления и воображения дошкольников (беглость, оригинальность, гибкость).

5. При анализе детских работ обращать внимание на оригинальность, новизну цветового решения, выражения образа, качество выполнения техники. Использовать самооценку и самоанализ выполненных работ детьми.

Значение аппликации как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста состоит в том, что она прививает ребенку любовь к творчеству и инициативе, стремление воплотить оригинальный замысел в аппликации с помощью аппликационных техник. Главное при работе над аппликацией – это атмосфера творчества, дающая ребенку радость открытий, самостоятельного создания детьми оригинальных образов.

Литература

1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М. : Мозаика-Синтез, 2022. – 287 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. : Речь, 2011. – 92 с.

3. Казакова Р. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов, обучаюшихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология». – М. : Владос, 2011. – 324с.

4. КомароваТ. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 192 с.

5. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 196 с.

6. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : ЧеРо, 2009. – С. 200-210.

7. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. – М. : Детство-Пресс, 2012. – 327с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Педагогическая разработка на тему: «Декоративно -прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные.

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Слайд 1… «Тестопластика» как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Слайд 2…«Истоки способностей и дарований.

Инновационный опыт «Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мой инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Всегда найдется дело.

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная.

Кинетический песок как средство для развития творческих способностей детей младшего возрастаКинетический песок как средство для развития творческих способностей детей младшего возраста Летом все дети любят играть с песком в песочнице, на берегу моря или реки. К сожалению, в зимнее время куличики из песка не испечешь и замки.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». … Это правда! Ну чего.

Программа «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1 Тема инновационной программы. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных.

Родительское собрание в средней группе на тему «Музыка как средство развития творческих способностей дошкольников» Форма проведения: встреча с элементами практикума. Цель: Отработка методов и приемов в развитии творческой активности у дошкольников. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на пед. совете на тему «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 марта 2017 в 16:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на пед. совете на тему «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Мубаракшина (УИ 287227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД