Светлана Шмойлова
Культура и традиции нашего края.
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться чувство патриотизма; любовь к родному краю, к своем народу, его традициям, обычаям. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным национальным своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщается к духовному наследию прошлого, у него развивается самостоятельность, способности в художественно-творческой деятельности, интерес к народному искусству.
Публикация «Культура и традиции нашего края,» размещена в разделах
В практику дошкольных учреждений прочно вошла работа по знакомству детей с народно-прикладным творчеством. На занятиях по рисованию и лепке дети знакомятся с несложными по пластике и росписи глиняными игрушками. У всех на слуху нарядная дымковская, стройная филимоновская, мифическая каргопольская игрушки.
А вот наша Старооскольская игрушка была менее известна лишь только потому, что она в долгое время считалась одной из разновидностей курской игрушки. Основной свой расцвет она получила в конце 19 в., но потом старооскольскую игрушку прекратили лепить частично из-за налогов, частично из-за того, что на смену ремесленным игрушкам стали приходить фабричные. Возможно, так был бы навсегда незаслуженно забыт наш самородок, если бы не приезд в наш город искусствоведа Никитина М., который сумел разыскать и уговорить сестер О. М. и Н. М. Гончаровых слепить Старооскольские игрушки. Таким образом, впервые возрожденные образцы попали в Москву на выставку «Народное гончарство России» в 1987 г. И наше Старооскольская игрушка встала в ряд со знаменитыми филимоновскими, дымковскими игрушками.
В отличие от них, наша глиняная игрушка не тонируется, не глазируется. Мастера оскольского края, отдавая дань благородству материала, с которым работают, словно предлагают зрителю оценить выразительные пластические свойства белой глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера, поверхность игрушки лишений раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, соединившихся вместе в этом волшебном материале. Недаром по Руси гончаров причисляли к волшебникам.
Выделить старооскольскую игрушку из множества других можно, пожалуй, потому что была она самой веселой и нарядной. «Старооскольские барышни» всегда нарядно одетые, они носили высокие головные уборы, напоминающие шляпу-чепец. Одежда была оторочена мехом: накладные детали воротника, края жакета. Мужчины все при и высоких шляпах и нарядных цветных рубахах, чаще с гармошкой в руках. Игрушек животных можно встретить любых: конь, корова, медведь, баран. Очень характерны игрушки петушки и уточки. Петушки высокие, стройные, на длинных ногах — подставках, с гордо поднятой головой и приземистая кругленькая уточка. Есть у
Старооскольской игрушки и свои характерные особенности: у всех животных должны быть «грудка», ноги не широко расставленные, юбки у барышень узкие. Роспись состоит из разнообразных линий: черточек мелких пятен, точек, елочек, крестиков, лучей, которые выделяют детали одежды и уборки. Сегодня наша Старооскольская игрушка занесена в каталогах «Народных промыслов России», благодаря устойчивым, отработанным самим временем, особенностям самобытного декоративно-художественного стиля в росписи, и в лепке. Все настолько просто, органично, доступно любому восприятию.
Народные мастера Лобынцевы В. И. и Т. В., перенявшие опыт у сестер Гончаровых, бережно хранят и передают свои умения и навыки детям в коле искусств им. Эрденко. Они стремятся, сохраняя традиционные характерные декоративно-художественные приметы лепки и росписи, развивать и в дальнейшем искусство лепки Старооскольской глиняной игрушки.
Старооскольский промысел - это просто кладезь духовности и эстетики, и мы должны воспитывать подрастающее поколение нашего края на своих местных традициях.
В каждой группе нашего дошкольного учреждения в уголках творчества есть яркие старооскольские глиняные игрушки, нарядные свистульки, которые привлекают внимание детей.
Во время художественно-творческой деятельности с детьми второй младшей и средней групп можно давать нераскрашенные контуры игрушек, где дети с помощью кисточек и тычков наносят простейшие элементы узора: точки, штрихи, полоски «Земли», волнистые линии «Вода» и т. д.
Детей 5-го года можно познакомить с приемами лепки птички, уточки, петушка. В основе лепки всех старооскольских игрушек лежит форма, которая напоминает морковку. Вылепленные и просушенные игрушки ребята могут расписать сами. В этой группе можно познакомить с новыми элементами росписи: дерево, солярный знак (солнце).
Начиная со старшей группы детей можно знакомить с лепкой животных и барышень. Глиняные барышни являются самыми яркими представителями старооскольской игрушки. Сначала лепится конусообразная форма, полая внутри потом кольцом обвивают тоненькую полоску, плотно примазывая к туловищу, одновременно вытягивая руки. Голову украшают шляпкой, напоминающей чепец, делают на одежде оборки и опушки. Все барышни держать в руках свисток, похожий на кувшин, или завернутого в пеленки младенца. В старшей группе дети также лепят игрушки - животных способом вытягивания и налепов глины на основную фигуру.
В подготовительной группе с детьми можно лепить мужские фигурки: гармониста, всадника на коне. Умея лепить барышню и мужскую фигуру, дети легко справляются с лепкой целой композиции. Также игрушки являются началом к какой-либо игре, сказке.
Таким образом, знакомя детей с народными традициями, с интересом изучая старооскольскую игрушку, мы приобщаем дошкольников к истокам красоты и благородства, учим бережному отношению к её величеству природе, помогаем по иному взглянуть на мир.