Марина Сусекина
Культура речевого общения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речевого общения у детей дошкольного возраста и ее особенности
Культура речевого общения у детей дошкольного возраста подразумевает правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые определенным коллективом носителей языка, малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения.
Публикация «Культура речевого общения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В речевой этикет входят : знакомство, приветствие, обращение, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие, сочувствие, отказ, извинение, поздравление, жалоба, прощание, благодарность и т. д. Знакомя дошкольников с правилами речевого этикета, важно помогать им понять необходимость этикетной культуры общения, знакомить их с миром «волшебных» слов, вариантами этикетных форм, развивать умение отбирать языковые средства в зависимости от участников, ситуации общения, воспитывать желание быть культурным человеком.
Речевой этикет позволяет установить необходимый контакт со сверстниками в определенной тональности, в разной обстановке общения, отражать разумный характер взаимоотношений общающихся.
В дошкольном детстве возможно сформировать привычку к конкретным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека, который в процессе коммуникации способен на определенный уровень восприятия информации.
Речевой этикет заключает в себе систему вербальных единиц, формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в любом общении, т. к. они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет как элемент национальной культуры вырабатывается народом в течение не одного столетия.
Речевой этикет является микросистемой национально-специфических вербальных единиц, принятых, предписываемых обществом для установления контактов собеседников, поддерживания общения в желательной тональности соответственно правилам речевого поведения.
Речевой этикет привязывается к ситуации речевого общения, ее параметрам: теме, личностям собеседников, месту, времени, мотиву, цели общения. Он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, где личность говорящего тоже учитывается. Реализация данного принципа предстает в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной иерархии, находятся ли они в дружеских отношениях и т. д.
Правила речевого общения различаются в зависимости от того, являются темой общения печальные либо радостные для участников общения события; стоит также отметить, что существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения и т. п.
К средствам\единицам речевого этикета относят слова, выражения, употребляемые людьми для просьбы, прощания, извинений.
Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в типизированных ситуациях речевого общения. Каждая типизированная ситуация обслуживается группой формул, выражений, образующих синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда выделяются формулы :
- наиболее употребительные, стилистически нейтральные;
- с оттенками значения;
- с различными стилистическими оттенками.
Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы, содержание в зависимости от речевого, социального опыта собеседников. Каждая конкретная ситуация общения добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета множество частных «приращений».
Вежливость фраз речевого этикета происходит и за счет «приращения» к ним мотивировок. Дополнение формул речевого этикета обращениями, мотивировками вносит в них теплоту, подчеркивает индивидуальность говорящего. Развертывание этикетных фраз делает их менее шаблонными, стандартными.
Ядром гармонического воспитания, центром всего воспитательного процесса считается формирование нравственного облика человека. Основой нравственных отношений является общение, которое планируется проанализировать в следующем параграфе.
Современные подходы к формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста
Овладение русским языком как средством, способом человеческого общения считается важнейшим приобретением дошкольного детства. При помощи языка дети налаживают контакт со сверстниками, важно, чтобы данные контакты носили дружелюбный характер. В этой связи ребенок должен научиться доброму, гуманному отношению к людям, способам их выражения, речевым способам, определяющим речевое поведение человека, в значительной степени реализуемое с помощью узуально закрепленных стереотипов общения.
Стереотипы общения определяются обществом, которое вырабатывает стандартизированные нормы социального поведения, определяемые представлением о шаблоне поведения, ожидаемом от человека в каждой отдельной ситуации. Чтобы функционировать как единое целое, сложная социальная система, общество устанавливает такие рамки поведения индивидов, в которых это поведение становится единообразным, стабильным, повторяющимся. Этот общий принцип находит отражение в языке и в организации, функционировании коммуникативных единиц.
Определенный набор типизированных частотных ситуаций ведет к появлению набора речевых средств, обслуживающих такие ситуации. Устойчивые формулы общения (стереотипы, шаблоны, клише и т. п.) складываются в силу устойчивой прикрепленности средств выражения к ситуации, типу текста, виду речи. Регулярная и многократная повторяемость применения единиц в этих параметрах определяет в самом широком плане устойчивое взаимодействие между средствами выражения применительно к содержанию.
Речевой этикет позволяет установить нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в обстановке общения, отражать разумный характер взаимоотношений общающихся и т. п. Доминантная формула применяется в любой обстановке общения. Выбор единицы синонимического ряда предопределен экстралингвистическими обстоятельствами.
Речевой этикет регулирует сложный выбор наиболее подходящего, наиболее уместного речевого средства конкретным человеком для его адресата в данном случае.
Задача формирования у обучаемых способности к общению считается первоочередной задачей в ходе применения современных подходов к формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста и состоит в том, чтобы сформировать у учащихся знания о культурных, психологических, социальных правилах.
Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой, движениями они сопровождаются.
Овладевая этикетом, сложившимся в русском языке, дошкольник призван усвоить :
- разные формулы речевого этикета по типичным ситуациям общения, умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения, особенностями собеседника;
- доступные способы «развертывания» вежливых формул;
- умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением, остальными неречевыми средствами.
Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием доброжелательных отношений детей друг к другу, каждая ситуация речевого общения предусматривает :
- обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета;
- обучение детей способам их «развертывания»;
- развитие доброжелательности интонации, мимики.
В качестве средств формирования речевой активности дошкольников выступает обращение внимания детей на различия между простой речью и позицией, рекомендуется учить понимать образную речь, заучивать с ними стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы и басни.
Художественная литература в этом случае рассматривается как источник ознакомления дошкольников с культурно-речевыми эталонами, воспитания в детях стремления к деятельности, общению. Также важно давать детям не только знания, но и учить их «действовать и говорить», положить начало развитию у детей навыков общения. Урок должен рассматриваться как коммуникативная система, где деятельность обучающего и обучающих взаимосвязана. У детей проявляется готовность всегда сделать доброе, полезное, существует необходимость доброго отношения друг к другу, стремление оказать поддержку и помощь другим.
Развитие у ребенка способности к адекватному взаимопониманию участников коммуникативного акта подталкивает к развитию целого ряда личностных качеств дошкольников. В связи с этим важно формировать следующие качества личности: готовность к коммуникации, терпимость, открытость, готовность к общению, как составляющих коммуникативной компетенции, обеспечивающих активное общение со сверстниками.
Гармоничная коммуникация предполагает, прежде всего, адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, поэтому цель воспитателя – это в первую очередь обеспечение общения и взаимопонимания между партнерами.
В представленной ниже таблице отражены задачи по развитию культуры речевого общения, методы, приемы, применяемые воспитателями для достижения поставленных задач, формы организации деятельности по развитию речевой культуры в различных возрастных групп.
Организация деятельности по развитию этикетной культуры речевого общения у дошкольников
Возрастная группа Задачи Методы и приемы работы с детьми Формы организации
Развитие связной речи дошкольников
1. Старшая группа
2. Подготовительная группа 1. Развитие у детей умения отвечать на эвристические вопросы, используя этические формулы;
2. Обучение детей составлять вопросы для сверстников с использованием норм культуры речи;
3. Развитие практических навыков культурного общения в процессе диалога, монолога;
4. Развитие мотивации к употреблению образцовой речи;
5. Обучение детей сочинению миниатюр, рассказов и др., в содержании которых применяются этикетные нормы. 1. Беседы;
2. Решение проблемных ситуаций;
3. Постановка проблемных вопросов дошкольниками, воспитателями;
4. Дидактические игры в групповой, парной форме;
5. Объяснение этикетных формул;
6. Сочинение вежливых сказок;
7. Примеры образцовой речи для подражания;
8. Самостоятельное составление сказок;
9. Игры, драматизация. 1. Совместная деятельность воспитателя с детьми;
2. Самостоятельная деятельность детей;
3. Регламентированная деятельность.
Ознакомление с художественной литературой
1. Средняя группа;
2. Старшая группа;
3. Подготовительная группа. 1. Обогащение словарного запаса этическими формулами;
2. Знакомство с нормами литературного языка;
3. Помощь в усвоении способов этикетного общения между героями;
4. Закрепление правил этикетной культуры речевого общения.
5. Формирование культуры слушания собеседника. 1. Чтение литературы различных жанров;
2. Выделение из текста этикетных формул;
3. Драматизация фрагментов прочитанного.
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми;
2. Самостоятельная деятельность детей;
3. Регламентирован ная деятельность.
Развитие и обогащение словаря дошкольника
1. Старшая группа;
2. Подготовительная группа 1. Объяснение и разъяснение значения «волшебных слов», этических формул, выражений;
2. Стимулирование многократного проговаривания разных формул, сложившихся в речевом этикете;
3. Обогащение речи синонимическими вариантами этикетных формул. 1. Воспроизведение этических формул;
2. Употребление в речи «волшебных и добрых слов»;
3. Дидактическая игра «Эхо»;
4. Дидактические, игровые упражнения 1. Совместная деятельность воспитателя с детьми;
2. Самостоятельная деятельность детей;
3. Регламентированная деятельность.
Невербальное общение
1. Старшая группа;
2. Подготовительная группа 1. Развитие умения общаться без слов при помощи жестов, мимики;
2. Закрепление умения регулировать собственное поведение;
3. Развитие умения понимать настроение окружающих по движениям, мимике;
4. Развитие умения проявлять доброжелательность, выражать одобрение при помощи мимики, жестов;
5. Развитие чувства доброжелательности с окружающими. 1. Драматизация разных фрагментов;
2. Выражение впечатления при помощи жестов, мимики;
3. Рассматривание фотографий, иллюстраций;
4. Составление рассказов по сюжетным картинкам. 1. Совместная деятельность воспитателей с детьми;
2. Самостоятельная деятельность детей;
3. Регламентированная деятельность.