Консультация «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»

Вера Солдаткина
Консультация «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»

 

 

Понятие экологической культуры детей дошкольного возраста

АктуальностьЭкологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.).

Словарная работаЭкология, природа, дети, окружающий мир, взаимоотношения.

Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

Понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В детском саду закладываются основы экологической культуры в совместной деятельности педагога и ребенка.

У детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объект-ные, межобъектные отношения. Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.

Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по это проблеме.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы экологического сознания:

- потребность в общении с природой. Это отправная точка развития основ экологической культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы) ;

- эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные).

Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков

способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.

Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка.

В процессе развития основ экологической культуры у дошкольников можно условно выделить три этапа,опираясь на персонифицированное отношение к осознанию природы как самостоятельной ценности: к себе; к другому; к природе.

Экологическую культуру дошкольников Н. А. Рыжова определяет как качество личности,компонентами которой являются:

* интерес к природе и проблемам ее охраны;

* знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;

* нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

* экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);

* мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

 В качестве основных критериев роста следует назвать приобретённый ребёнком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности (показатели экологической воспитанности):

- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему;

- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, формы их проявления.

Для ребёнка-выпускника детского сада характерны следующие показатели сформированности основ экологической культуры:

* проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни

людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»;

* с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

* эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. д.);

* старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др. ;

* проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

* пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Таким образом, изучив понятие экологической культуры определено, что экологическая культура это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.). Экологическая культура выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека.

Таким образом, у детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка. Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

Библиографический список:

1. Афанасьева, Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева// Юный натуралист. – 2012. - №1. – С. 30-32.

2. Богина, Т. Л. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях. Методическое пособие/ Т. Л. Богина - М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 112 с.

3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина - М.: Культура: Акад. проект, 2014.- 238 с.

4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие/ Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2013.- 426 с.

5. Вавилова, В. П. Современные технологии в экологическом воспитании детей дошкольногообразовательного учреждения: метод. пособие / В. П. Вавилова. –Кемерово: Изд-во Кемер. облИУУ, 2014. – 131 с.

6. Вербицкий, А. А. Принципы и цели непрерывного экологического образования //Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. -2014. -№1.- С. 207-210.

Публикации по теме:

Экологическая тропа как средство экологического образования детей дошкольного возраста Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с.

Фотоотчет об участии в республиканской конференции для детей дошкольного возраста «Экологическая азбука»Фотоотчет об участии в республиканской конференции для детей дошкольного возраста «Экологическая азбука» В июне на электронную почту детского сада пришло письмо с РУО Кабанского района с предложением принять участие в республиканской конференции.

Музыкально-экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Одуванчику» Цель: формирование экологической культуры дошкольников. Задачи: Развивающие задачи. Развивать познавательный интерес к миру природы, развивать.

Познавательный проект «Культура и традиции русского народа» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Презентация «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста» Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Овладение родным.

Физическая культура как средство формирования жизнестойкости у детей дошкольного возраста Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие человека. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению.

Экологическая игра «Дорожка к лесному порожку» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаЭкологическая игра «Дорожка к лесному порожку» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цель: формирование начальных экологических представлений у детей дошкольного возраста. Задачи общие: Образовательная: знакомить детей с.

Экологическая квест-игра для детей среднего дошкольного возраста «Зимушка-зима» Экологическая квест – игра для детей среднего возраста «Зимушка-зима» Подготовила: воспитатель МБДОУ №41 г. Мурманск Аливердиева Р. Т..

Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста по произведениям А. С. Пушкина Пушкин -Эх, славно нынче покатался Морозец дивный и снежок Писать вечор я собирался, Коль, муза залетит на огонек. Надеюсь что мой труд.

Экологическая викторина с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знатоки природы» Цель: формирование экологических знаний, нравственно.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Лето
Автор публикации:
Консультация «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 09:04
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

4 марта. День исторических памятников на МААМ

4 марта 1818 года на Красной площади торжественно открыли первый в Москве скульптурный памятник – лидерам народного ополчения 1612 года Минину и Пожарскому. Эта величественная скульптурная композиция...

Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Дети делают зарядку»
Цель: развитие умения рисовать фигуру человека в движении. Задачи: - развивать мелкую моторику, умение оценивать свою работу и работу других детей; -...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «День Защитника Отечества»...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «День Защитника Отечества» ( средняя группа. Программные задачи: - формировать...
Конспект занятия по лепке в средней группе. Тема: «Самолёт»
Конспект занятия по лепке в средней группе. Тема: «Самолёт» Цель: учить детей лепить самолёт, состоящая из нескольких частей. Задачи:...