Папки-передвижки

Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. Вальдорфская педагогика

Елена Федоренко
Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. Вальдорфская педагогика

Программа

по формированию культуры здоровья дошкольников

«Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года»

Пояснительная записка.

Жизнь человека и его здоровье являются наивысшими ценностями. Ценность человеческой жизни не зависит от субъективного суждения, она самоценна сама по себе и заключена в факте существования. Каждый человек – не просто совокупность сложнейших биологических процессов, но и дух, проявляющийся в акте самосознания. Разрушительные тенденции в обществе, направленные на принижение ценности человеческой жизни, произросли из отсутствия духовной составляющей в целостной характеристике образа человека. Обществу особенно необходимо возвращение к истокам русской духовности, к традициям народной культуры. Простейшие методы, которые практиковали наши прадеды для сохранения здоровья, утрачиваются, исчезают из повседневности. В народной традиции здоровый человек предстает как целостная личность, здоровая не только физически, но и нравственно. Здоровый образ жизни подразумевает и высокие духовно-нравственные характеристики индивида.

Публикация «Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года, Вальдорфская педагогика» размещена в разделах

Современный взгляд на педагогический процесс как процесс здоровьесозидания подразумевает использование принципа природосообразности, разработанного известными отечественными и зарубежными педагогами. Нельзя не отметить принижение значения способности ребенка дошкольного возраста к подражанию, которое позволяет обратиться к его эмоционально-волевой и сделать приоритетными невербальные методы обучения.

Педагогическая практика показывает, что в результате совместной деятельности педагогов и родителей создается особая дружеская атмосфера сотрудничества, способствующая творческому развитию детей, повышению их активности и эффективному формированию культуры здоровья.

Цель: развитие и укрепление индивидуальных способностей, самостоятельности, мотивации к здоровому образу жизни, повышение реального уровня здоровья воспитанников через подготовку и проведение народных праздников.

Задачи программы:

-Психофизическая разрядка и психокоррекция

-Формирование духовно-нравственного компонента культуры здоровья дошкольников на основе традиций и организации педагогического процесса как активного проживания детьми и родителями традиционных народных праздников.

- Сохранение и укрепление здоровья детей.

- Формирование привычки к здоровому образу жизни.

- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.

- Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.

- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

- Привитие культурно-гигиенических навыков.

Ожидаемый результат: планомерная работа по программам, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, приведет не только к улучшению состояния здоровья воспитанников, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширит кругозор.

Духовно-нравственный компонент здоровья дошкольника выражается в умении творчески реализовать себя в разных видах деятельности, особенно в игре как ведущей деятельности ребенка, в осознании нравственных норм и следовании культурным традициям народа.

Обращаясь к древнерусским текстам или произведениям русских классиков, нельзя не ощутить особого отношения русского человека к земле. Земля-матушка, Земля-кормилица – так называет её русский человек. Мы хотим воспитать в детях такую любовь к земле, к русским традициям, которая станет основой духовно-нравственного компонента культуры здоровья. Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связан с определенным моментом в кругообороте года. Традиционные русские праздники становятся не только основой духовно-нравственного компонента культуры здоровья, но и жизненным стержнем современного родителя – горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни.

Христианскими праздниками на Руси считались Пасха, День Ивана Купалы, Осенины и Рождество. Масленница считалась языческим праздником, но по немного позже она прочно вошла в календарь русского народа и отмечается в наши дни.

Народные праздники – самые древние. Они образуют три цикла: зимне-весенний, весенне-летний, осенний. У каждого из них не только свое время, но и свой смысл, своя идея.

Главное в праздниках зимне-весеннего цикла – культ Солнца, идея света и тепла. У весенне-летних праздников - культ воскрешающей природы, вместе с которой оживают души предков. Все обрядовые действа этого цикла связаны с поминовением усопших и с выражением идеи единства человека и растительного мира. Смысл осенних праздничных ритуалов - воздать должное человеческому труду и земле, которая вложила свои силы в полученный урожай.

Народный праздник – особое состояние души. Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, общее гуляние – сближало людей, поддерживала чувство коллективизма; способствовали укреплению родственных связей, развитию взаимопомощи. Праздник осуществлял образовательные функции. Расширялся кругозор жителей через общение, давал людям передышку в тяжелом труде, психологическую разрядку. Люди демонстрировали свои творческие способности, физические возможности, передавали свое умение молодым.

Сила праздника в его всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств человека, а порою определять всю его судьбу.

Праздник - это народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИХ - НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ

НАЗВАНИЕ ПРАЗДНИКА ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Праздник Урожая Сентябрь

Праздник Архангела Михаила Сентябрь

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября

Кузьминки Ноябрь

День Святого Николая – Праздник добрых дел Декабрь

Рождество Декабрь-Январь

Колядки Январь

Масленница Март

Пасха Апрель

Троица Май

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Культура здоровья семьи — одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка» «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка» Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и.

Физическая культура в детском саду как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести.

Консультация для воспитателя «Культура здоровья семьи» Одной из главных задач политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формирование ответственности.

Консультация «Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников»Консультация «Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников» Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима.

Место и значение праздников и развлечений в экологическом воспитании старших дошкольников Значение праздников и развлечений в системе экологического воспитания детей трудно переоценить. Экологический досуг - эта форма организации.

Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и детского сада по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников " Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и детского сада по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников. " (из опыта.

Консультация «Педагогика удивления на уроках кружка английского языка для дошкольников» Что такое педагогика удивления? Педагогика удивления – особое направление педагогики, описывающее систему методов и приемов обучения и.

Вальдорфская педагогика. Столик времён годаВальдорфская педагогика. Столик времён года На днях я познакомилась с одним из разделов педагогики - Вальдорфская педагогика. Что из себя представляет эта педагогика? Вальдрфское.

Возможности инклюзивного образования. Организация праздников и развлечений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников Слайд №1 Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему: «Возможности инклюзивного образования. Организация.

Эссе «Культура здоровья» Эссе на тему: «Культура здоровья». Воспитатель: Белоносова Юлия Валерьевна. Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. Вальдорфская педагогика
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 22:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД