Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и детского сада по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников

Ревакшина Наталья Алексеевна
Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и детского сада по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников

" Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и детского сада по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников. " (из опыта работы)

Ревакшина Наталья Алексеевна,воспитатель, высшая квалификационная категория. МДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»

Д. С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Чтобы наши дети росли добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, воспитатели, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошлое, настоящее и будущее. Развивая и удовлетворяя детскую любознательность и познавательные интересы, мы воспитываем патриотизм (чувство гражданственности, любовь к семье и близким, детскому саду, городу, краю, желание знать обычаи, культуру и искусство, краеведение (природу, географию родной Мордовии, стремление охранять и преумножать богатство и красоту природы, ощущать свою причастность к социуму, свою самодостаточность.

Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Ведь музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.

Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

Планируя свою работу по патриотическому воспитанию,я поставила перед собой следующие задачи : Организовать деятельность детей, способствующую формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края.

Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную деятельность.

Приобщить дошкольников к культуре и истории малой Родины посредством музейной педагогики.

Используемые методы работы

Целевые прогулки и экскурсии.

Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т. д.).

Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

Беседы о родном городе.

Разучивание песен и стихов о Мордовии, пословиц, поговорок, чтение мордовских сказок, прослушивание музыкальных произведений композиторов Мордовии.

Ознакомление с произведениями мордовского творчества (вышивка, роспись, скульптура).

Обогащение и стимулирование детского творчества. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Планируя работу по патриотическому воспитанию,я разделила весь материал по тематическим блокам: «Мой город», «Моя семья», «Республика, ее столица, символика», «Родная природа», «Герои войны и труда».

В рамках данных тем:

1. Разработан проект для детей старшего дошкольного возраста «Саранск – город будущего».

2. Составлен перспективный план по теме «Ознакомление с родным городом».

3. Разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с родным городом (улицами, достопримечательностями, социальными объектами, символикой республики Мордовия, растительным и животным миром.

4. Разработан цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю.

5. Оформлены альбомы: «Природа родного края», «Костюмы народов России», «Старый Саранск», «Наши земляки – герои Великой Отечественной войны».

Перед тем как приступить к планированию работы, были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе, республике. Для того чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашей республике, провела анкетирование. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен план мероприятий с родителями, что позволило работать по данной теме в системе. По результатам анкетирования я увидела необходимость в проведении родительского собрания на тему «Моя малая Родина».

В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала, пополнению экспозиций мини-музея краеведения детского сада. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Вошло в традицию проведение игры под названием «Бабушкин сундук», когда детям, нашедшим для музея экспонаты, предоставляется возможность рассказать о них. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, собранные ими. В музее экспонируются фотографии и фотодокументы из архивов семей воспитанников детского сада. Мы стараемся, чтобы они поняли, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни. Родители принимали участие в организации фотовыставок, видеосъемке различных мероприятий, проведению совместных праздников и досугов, а так же к участию в экскурсиях.

Глубоко изучив актуальность проблемы, понимая, что необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания,я использовала в работе следующий принцип: семья и родители – союзники детского сада.

В своей работе я предлагаю родителям следующие рекомендации: Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Дайте представление о работе общественных учреждений. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора. Несколько лет подряд родители активные участники акции «Чистый город» Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Свою работу веду последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) – к более сложному (город, страна). Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком, членом семейного общества. Занятия «Что означают наши имена», «О происхождении фамилий», «Моя мама – лучше всех», «Мой папа – солдат» позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи, вызывают у детей сильный эмоциональный отклик, заставляют их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дидактические игры и упражнения «Мы уже большие», «Кто в доме самый старший», «Помогаем малышам» помогают мне развивать у детей умение и желание заботиться о малышах, одновременно воспитывать привычку заботиться обо все окружающих,быть внимательным к людям пожилого возраста: вовремя подать стул, уступить место. Воспитывая у детей любовь к родному городу, подвожу их к пониманию того, что их город имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники.

Также в нашем мини- музеесобран материал на следующие темы: "Домашняя утварь", "Элементы вышивки", "Народный фольклор" и др. Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, кувшин, сундук, колыбель, прялку, ознома (молитва) и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

Макет печки, прялка, зыбка, самотканые половики, лоскутные одеяла, подушки, вышитые полотенца, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной мордовской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок. С приветливой хозяюшкой "Мордовской избы», дети разучивают потешки, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры и игры драматизации по мотивам народных сказок.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Задача родителей, как и воспитателей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи в нашей группе продолжают обновлять свои экспозиции. Мы продолжаем искать новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываем дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Главное,мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители заинтересовались нашим проектом и по мере возможности посещали и собираются в летний период посетить с детьми «настоящие» музеи. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.

Список литературы.

1. Воронович, В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики / В. М. Воронович. – 2007, N 12. – 2007. – С.

2. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.Программа : Учебно-методическое пособие /СПб: Детство-Пресс, 1998.

3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / М.: Аркти, 2005.

4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М.: Сфера, 2006.

5. Рыжова, Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети, 2004.

6. Рыжова Н., Логинова Л., А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.

7. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.

8. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

Публикации по теме:

Консультация «Приглашение к взаимодействию. Выпуск газеты детского сада — эффективная форма взаимодействия семьи и ДОУ» Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, психологических, педагогических, юридических, экономических. Большинство.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего.

Картотека дидактических игр для старших дошкольников «Воспитание патриотических чувств у детей через приобщение к истокам» Пищенкова О. И., воспитатель структурного подразделения детский сад МБОУ Школы №122 Картотека дидактических игр для старших дошкольников.

Консультация для родителей к 23 февраля «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». «Роль семьи в воспитании патриотических чувств.

Лэпбук «Наша армия сильна» для детей средней группы по воспитанию патриотических чувств у дошкольниковЛэпбук «Наша армия сильна» для детей средней группы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников С 23 января в нашем детском саду стартовал месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы. В этом году он проходит под девизом.

Отчет по плану самообразования «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников» События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения.

Праздники и развлечения как форма взаимодействия детского сада и семьи Сегодня перед большинством дошкольных учреждений стоит важная и сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком,.

Программа саморазвития «Родительский клуб как форма взаимодействия детского сада и семьи по формированию КГН» Проблема: Индивидуальная тема профессионального развития и самообразования: «Родительский клуб как форма взаимодействия детского сада и.

Выставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковВыставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Выставка семейного творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Во-первых, выставки – это не самоцель. В группе используются.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и детского сада по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников
Опубликовано: 9 октября 2019 в 20:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки