Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Мария Карпушова
Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи

В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Закон «Об образовании Российской Федерации» (cт. 18ч. 1) указывают на обязанность родителей обеспечить возможности и благоприятные условия для всестороннего воспитания и развития ребёнка: физического и психического, духовного и нравственного [1].

В свое время, великий русский педагог К. Д. Ушинский, писал, что именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека [10]. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.

С позиции современных исследователей (А. Б. Антонова и Т. С. Комарова, А. В. Даринский, М. Б. Зацепина, М. В. Созинова и др) досуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей [4].

Трудно не согласиться с данной позицией русского педагога и современных исследователей, но культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте [1]. В этой связи изменяется и позиция ДОО в работе с семьей.

Семья и дошкольное учреждение - важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга.

Данное обстоятельство стало решающим при определении приоритетов в исследовании детского досуга в дошкольной педагогике последних лет.

Система образования в России сегодня претерпевает заметные изменения. Инновационные процессы не обошли и сферу дошкольного образования. Так, каким же образом досуговая деятельность отражается на взаимодействии детского сада и семьи. На современном этапе развития системы дошкольного образования эта проблема является актуальной. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к личности ребенка. Значимость досуга как формы работы с детьми является формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Проблема исследования: каким образом взаимодействие ДОУ и семьи обогащают досуговую деятельность детей дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи

Цель исследования: теоретическое обоснование роли взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей дошкольного возраста при организации досуговой деятельности.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1. рассмотреть психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и воспитателя ДОУ;

2. изучить и проанализировать современные формы досуговой деятельности при взаимодействии воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста;

3. изучить опыт практикующих педагогов по организации досуговой деятельности;

4. разработать серию конспектов по организации досуговой деятельности.

Методы исследования: анализ и обобщение литературы и публикаций, изучение опыта работы, практикующие разработки. Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста при организации досуговой деятельности.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия

семьи и педагога

В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования, семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом.

Начало 2013 года стало богатым на события - особо значимые для развития нашей страны и ее образовательной системы. В конце 2012 года принят закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1.09.2013 г., в котором определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования».

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов. Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т. д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.

Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились.

Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье [2].

Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Л. В. Виноградова, А. В. Козлова, О. В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова, раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А. В. Козлова, Е. П. Арнаутова, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О. В. Солодянкина) [15].

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников.

Понятия взаимодействия и сотрудничества воспитатель-семья – педагогические и психологические. Задача дошкольного учреждения - раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Основную роль в работе с родителями играют воспитатели. Они - главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию. Именно на них лежит основная ответственность.

Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок - родитель - педагог» понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка.

Основной целью взаимодействия является создание единого пространства «Семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий: между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении; между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения; между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться; между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.

В то же время, идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», ФГОС ДО и др. Так в главном нормативном документе, на который опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования - Концепции дошкольного воспитания, обозначены ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, сотрудничество и взаимодействие педагога и родителей. В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что родители являются участниками образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.

Признание приоритета семейного воспитания, новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.

Термин «взаимодействие», в контексте взаимодействия образовательного учреждения и семьи, был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.

Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.

Таким образом, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

1.2. Современные формы досуговой деятельности при

взаимодействии воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста

С позиции современных исследований (А. Н. Антонова, Н. И. Бочарова, Г. Г Волощенко, А. В. Даринский, Е. И. Добринская, А. Д. Жарков, IX. Комарова, И. А. Новикова, Б. А. Титов, О. Г. Тихонова и др., досуг - важнейшее средство социализации и индивидуализации личности, показатель общего уровня культуры [11]. Досуг позволяет человеку по собственному усмотрению использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и склонностей.

В исследованиях последних лет (М. Б. Зацепина, Б. А. Титов и др.) показана особая роль культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства [12]. Разработана и апробирована педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в дошкольном учреждении, обеспечивающая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности (М. В. Крулехт, М. В. Созинова) [15]. Однако в практике работы М. В. Собиновой, досуг детей используется еще весьма узко, преимущественно как развлечение и праздник [10]. Развивающий потенциал детского досуга в условиях семьи менее изучен.

Анализ исследований (С. И. Бекин, Н. А. Ветлугина, М. Б. Зацепина, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, Ф. М. Орлова и др.) позволяет рассматривать досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения дошкольников [12, 13, 15, 17]. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным интересам старших дошкольников. При этом культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых, что требует взаимодействия детского сада и семьи как важнейших институтов первичной социализации ребенка.

Современные формы досуговой деятельности дошкольников при взаимодействии родителей и педагогов это:

- Занятия по развитию основных качеств для эффективной подготовки к школе проводятся как педагогом-психологом, так и воспитателем. Данная форма работы имеет место в детских садах под разными названиями - «Клуб будущих выпускников», «Школа будущих первоклассников» и др. Заседания проводятся как правило 1-2 раза в месяц. Здесь дети и родители могут работать как сообща, так и отдельно в игровой или даже соревновательной форме.

- Совместно с родителями педагоги проводят познавательные экскурсии, оздоровительные походы. И тут детские сады организуют «Клуб выходного дня», «Клуб здоровья» и пр. 2-3 выхода в сезон: пешие, лыжные, велосипедные прогулки на природу, выезды в парки, зоопарки, театры и мн. др.

- Активно развивается благотворительная деятельность. Родители проводят акции по подготовке к большим праздникам, собирают добровольные пожертвования для пошива костюмов, украшения сцены, оформления помещений детского сада. Также стали активно проводить в садах акции помощи многодетным семьям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Поможем чем можем…» Здесь родители приносят игрушки, вещи, обувь, не только для детей, но и для взрослых. Что не востребовано в стенах детского сада, админ6истрация детского сада отвозит в благотворительные центры, храмы и др.

- Регулярно проводятся фотовыставки. Их тематика отражается в ежегодном общем плане учебно-воспитательной работы. Работы становятся украшением не только групповых комнат, но и многих других помещений детского сада.

- Интересной для детей и полезной с точки зрения развития познавательной сферы, а также развития речи воспитанников остается одна из разновидностей выставок – это выставки-коллекции. После посещения выставок-коллекций дети приобретают новые умения, знания, учатся рассказывать увиденное, описывать свойства предметов. Ну а родители приобретают ценный опыт создания коллекций, учатся пояснять ребенку назначение традиционных предметов и их функции.

- Выставки коллективного творчества – это одна из наиболее интересных форм творческого взаимодействия родителей и педагогов в области воспитания и развития эстетических вкусов и художественных способностей детей. Данная форма работы часто проводится в рамках календарных праздников «8 марта», «Новый год», «23 февраля», «9 мая» и др.

- Смотр-конкурс – это мероприятие, проводимое в детском саду для выявления наиболее активных и творчески одаренных родителей. Главная цель – создание в ДОУ максимально благоприятной творческой, комфортной, содержательной, разнообразной, безопасной и доступной развивающей предметно-пространственной среды для детей и активное привлечение родителей к эстетической деятельности.

- Мини-музеи – интересная форма взаимодействия родителей и педагогов по созданию благоприятных условий для развития культуры поведения детей и расширения их общего кругозора.

- Совместные торжества и досуг. Педагоги и родители совместными усилиями организуют праздники и развлечения, а также чаепития после утренников.

Данные мероприятия можно представить в виде таблицы:

Таблица 1- Темы культурных мероприятий

Тематическая направленность культурно-досуговой деятельности Досуги Праздники

Спортивные

Досуги в группе:

«Сколько игр с мячом вы знаете?»,

«Спорт в жизни человека»,

«Олимпийские игры».

Досуги на прогулках:

«Катание с горки»,

«Игры со скакалочкой»,

«Турнир по игре в городки». «Всемирный день гимна-стики»,

«День физкультурника»,

«Взятие снежной крепо-сти»,

«Мама, папа, я — спортивная семья».

Творческие (музыкальные, театрализованные) Досуги:

«День сюрпризов», «День музыки»,

Продолжение таблицы 1

«День красоты»,

«Путешествие в Тридевятое царство»,

«Краски музыки»,

«Нарисуем осень»,

«В гостях у сказки»,

«Театр теней».

Игры-драматизации:

«Теремок»,

«Три поросёнка»,

«Серая шейка»,

«В гостях у сказки» «Большой концерт»,

«Фабрика звёзд нашего детского сада»,

«Экологическая сказка»

Литературные

Досуги, посвящённые творчеству писателей:

А. С. Пушкина,

А. Барто,

Н. Носова,

Г. -Х. Андерсена,

братьев Гримм и др.

Вечера чтения стихотворе-ний:

«Нам не холодно зимой»,

«Игрушки на витрине»,

«Весна, весна на улице!» Литературно-музыкальные концерты:

«Сказки Пушкина»,

«Есенинская Россия»

Драматизация литератур-ных сюжетов:

«Басни Крылова»,

«Федорино горе»,

«Чук и Гек»

Познавательные

Дидактические игры:

«Страна знаний»,

«Мир витаминов»

Познавательно-развлекательные квесты:

«Первобытные люди»,

Окончание таблицы 1

Викторины:

«Овощи»,

«Мебель»,

«Человек»,

«Деревья»,

«Фрукты».

Тематические досуги:

«Чайные традиции в мире»,

«Какой бывает хлеб» «Мир космоса»,

«Загадки планеты Земля».

Соревнования на смекалку:

«Весёлый КВН»,

«Поле чудес»

Социальные

Досуги в группе:

«Дружба»,

«День рождения»,

«В кругу семьи».

Посещение городских объ-ектов и выставок:

«Неделя безопасности»,

«Автогородок»,

«Сохраним планету чи-стой» «День знаний»,

«День пожилого человека»,

«День матери»,

«День народного един-ства»,

«День ребёнка»,

«Женский день»,

«День независимости Рос-сии»,

«День Победы»

Народные, христианские Тематические досуги в группе:

«Хэллоуин»,

«Народные приметы»,

«Пасхальный стол»,

«Обычаи нашей страны»,

«Троицын день»,

Досуги на прогулке:

«Проводы зимы»,

«Дерево желаний»,

«Веснянки»,

«Игры на Ивана Купалу» «Фольклорный праздник» (по малым жанрам УНТ,

«Пришла коляда»,

«Весёлая ярмарка»,

«Праздник русских народных игр»

Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по организации досуговой деятельности дошкольников. Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; находить оптимальные пути разрешения конфликтов;.

Особенности воспитания и социализации ребенка в условиях внедрения ФГОС и взаимодействия детского сада и семьи Актуальность Воспитание ребенка в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется,.

Педагогический совет в ДОУ «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»Педагогический совет в ДОУ «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС» Создание обстановки эмоционального комфорта. Педагогам, для того чтобы они почувствовали себя свободно, раскованно, поняли, какой по стилю.

План работы по самообразованию «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи» Пашина Кира, воспитатель План по самообразованию воспитателя ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» «Современные подходы.

Праздники и развлечения как форма взаимодействия детского сада и семьи Сегодня перед большинством дошкольных учреждений стоит важная и сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком,.

Презентация для педагогов «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО» Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО Некрасова Елена Юрьевна Воспитатель МДОБУ «Детский.

Презентация опыта работы «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи» «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи» Воспитатель Кира Александровна Пашина Старшая и подготовительная.

Проект «Формы взаимодействия детского сада и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей» Актуальность. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
Опубликовано: 12 марта 2019 в 20:07
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

Конспект родительского собрания «Ваш ребёнок — будущий школьник»
Цель : совершенствование активной педагогической позиции родителей по вопросу формирования целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования....
Оформление стены в группе. Дерево «Все времена года»
Для лучшего понимания и восприятия детьми признаков времени года решили использовать пространство на одной из стен в группе, нарисовать дерево со всеми...
Мастер-класс по аппликации из листьев «Осень, рыжая кошка»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию осенний мастер класс по аппликации. Листья с деревьев облетают всё быстрее. Скоро их совсем не останется,...