Мария Карпушова
Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Закон «Об образовании Российской Федерации» (cт. 18ч. 1) указывают на обязанность родителей обеспечить возможности и благоприятные условия для всестороннего воспитания и развития ребё нка: физического и психического, духовного и нравственного [1].
Публикация «Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В свое время, великий русский педагог К. Д. Ушинский, писал, что именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека [10]. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.
С позиции современных исследователей (А. Б. Антонова и Т. С. Комарова, А. В. Даринский, М. Б. Зацепина, М. В. Созинова и др) досуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей [4].
Трудно не согласиться с данной позицией русского педагога и современных исследователей, но культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте [1]. В этой связи изменяется и позиция ДОО в работе с семьей.
Семья и дошкольное учреждение - важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга.
Данное обстоятельство стало решающим при определении приоритетов в исследовании детского досуга в дошкольной педагогике последних лет.
Система образования в России сегодня претерпевает заметные изменения. Инновационные процессы не обошли и сферу дошкольного образования. Так, каким же образом досуговая деятельность отражается на взаимодействии детского сада и семьи. На современном этапе развития системы дошкольного образования эта проблема является актуальной. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к личности ребенка. Значимость досуга как формы работы с детьми является формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.
Проблема исследования: каким образом взаимодействие ДОУ и семьи обогащают досуговую деятельность детей дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи
Цель исследования: теоретическое обоснование роли взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей дошкольного возраста при организации досуговой деятельности.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1. рассмотреть психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и воспитателя ДОУ;
2. изучить и проанализировать современные формы досуговой деятельности при взаимодействии воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста;
3. изучить опыт практикующих педагогов по организации досуговой деятельности;
4. разработать серию конспектов по организации досуговой деятельности.
Методы исследования: анализ и обобщение литературы и публикаций, изучение опыта работы, практикующие разработки. Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста при организации досуговой деятельности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия
семьи и педагога
В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования, семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом.
Начало 2013 года стало богатым на события - особо значимые для развития нашей страны и ее образовательной системы. В конце 2012 года принят закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1.09.2013 г., в котором определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования».
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов. Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребё нка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т. д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились.
Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье [2].
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Л. В. Виноградова, А. В. Козлова, О. В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова, раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А. В. Козлова, Е. П. Арнаутова, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О. В. Солодянкина) [15].
В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников.
Понятия взаимодействия и сотрудничества воспитатель-семья – педагогические и психологические. Задача дошкольного учреждения - раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Основную роль в работе с родителями играют воспитатели. Они - главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию. Именно на них лежит основная ответственность.
Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок - родитель - педагог» понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка.
Основной целью взаимодействия является создание единого пространства «Семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий: между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении; между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения; между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться; между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.
В то же время, идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», ФГОС ДО и др. Так в главном нормативном документе, на который опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования - Концепции дошкольного воспитания, обозначены ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, сотрудничество и взаимодействие педагога и родителей. В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что родители являются участниками образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.
Признание приоритета семейного воспитания, новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.
Термин «взаимодействие», в контексте взаимодействия образовательного учреждения и семьи, был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.
Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.
Таким образом, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
1.2. Современные формы досуговой деятельности при
взаимодействии воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста
С позиции современных исследований (А. Н. Антонова, Н. И. Бочарова, Г. Г Волощенко, А. В. Даринский, Е. И. Добринская, А. Д. Жарков, IX. Комарова, И. А. Новикова, Б. А. Титов, О. Г. Тихонова и др., досуг - важнейшее средство социализации и индивидуализации личности, показатель общего уровня культуры [11]. Досуг позволяет человеку по собственному усмотрению использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и склонностей.
В исследованиях последних лет (М. Б. Зацепина, Б. А. Титов и др.) показана особая роль культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства [12]. Разработана и апробирована педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в дошкольном учреждении, обеспечивающая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности (М. В. Крулехт, М. В. Созинова) [15]. Однако в практике работы М. В. Собиновой, досуг детей используется еще весьма узко, преимущественно как развлечение и праздник [10]. Развивающий потенциал детского досуга в условиях семьи менее изучен.
Анализ исследований (С. И. Бекин, Н. А. Ветлугина, М. Б. Зацепина, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, Ф. М. Орлова и др.) позволяет рассматривать досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения дошкольников [12, 13, 15, 17]. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным интересам старших дошкольников. При этом культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых, что требует взаимодействия детского сада и семьи как важнейших институтов первичной социализации ребенка.
Современные формы досуговой деятельности дошкольников при взаимодействии родителей и педагогов это:
- Занятия по развитию основных качеств для эффективной подготовки к школе проводятся как педагогом-психологом, так и воспитателем. Данная форма работы имеет место в детских садах под разными названиями - «Клуб будущих выпускников», «Школа будущих первоклассников» и др. Заседания проводятся как правило 1-2 раза в месяц. Здесь дети и родители могут работать как сообща, так и отдельно в игровой или даже соревновательной форме.
- Совместно с родителями педагоги проводят познавательные экскурсии, оздоровительные походы. И тут детские сады организуют «Клуб выходного дня», «Клуб здоровья» и пр. 2-3 выхода в сезон: пешие, лыжные, велосипедные прогулки на природу, выезды в парки, зоопарки, театры и мн. др.
- Активно развивается благотворительная деятельность. Родители проводят акции по подготовке к большим праздникам, собирают добровольные пожертвования для пошива костюмов, украшения сцены, оформления помещений детского сада. Также стали активно проводить в садах акции помощи многодетным семьям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Поможем чем можем…» Здесь родители приносят игрушки, вещи, обувь, не только для детей, но и для взрослых. Что не востребовано в стенах детского сада, админ6истрация детского сада отвозит в благотворительные центры, храмы и др.
- Регулярно проводятся фотовыставки. Их тематика отражается в ежегодном общем плане учебно-воспитательной работы. Работы становятся украшением не только групповых комнат, но и многих других помещений детского сада.
- Интересной для детей и полезной с точки зрения развития познавательной сферы, а также развития речи воспитанников остается одна из разновидностей выставок – это выставки-коллекции. После посещения выставок-коллекций дети приобретают новые умения, знания, учатся рассказывать увиденное, описывать свойства предметов. Ну а родители приобретают ценный опыт создания коллекций, учатся пояснять ребенку назначение традиционных предметов и их функции.
- Выставки коллективного творчества – это одна из наиболее интересных форм творческого взаимодействия родителей и педагогов в области воспитания и развития эстетических вкусов и художественных способностей детей. Данная форма работы часто проводится в рамках календарных праздников «8 марта», «Новый год», «23 февраля», «9 мая» и др.
- Смотр-конкурс – это мероприятие, проводимое в детском саду для выявления наиболее активных и творчески одаренных родителей. Главная цель – создание в ДОУ максимально благоприятной творческой, комфортной, содержательной, разнообразной, безопасной и доступной развивающей предметно-пространственной среды для детей и активное привлечение родителей к эстетической деятельности.
- Мини-музеи – интересная форма взаимодействия родителей и педагогов по созданию благоприятных условий для развития культуры поведения детей и расширения их общего кругозора.
- Совместные торжества и досуг. Педагоги и родители совместными усилиями организуют праздники и развлечения, а также чаепития после утренников.
Данные мероприятия можно представить в виде таблицы:
Таблица 1- Темы культурных мероприятий
Тематическая направленность культурно-досуговой деятельности Досуги Праздники
Спортивные
Досуги в группе :
«Сколько игр с мячом вы знаете?»,
«Спорт в жизни человека»,
«Олимпийские игры».
Досуги на прогулках :
«Катание с горки»,
«Игры со скакалочкой»,
«Турнир по игре в городки». «Всемирный день гимна-стики»,
«День физкультурника»,
«Взятие снежной крепо-сти»,
«Мама, папа, я — спортивная семья».
Творческие (музыкальные, театрализованные) Досуги :
«День сюрпризов», «День музыки»,
Продолжение таблицы 1
«День красоты»,
«Путешествие в Тридевятое царство»,
«Краски музыки»,
«Нарисуем осень»,
«В гостях у сказки»,
«Театр теней».
Игры-драматизации:
«Теремок»,
«Три поросёнка»,
«Серая шейка»,
«В гостях у сказки» «Большой концерт»,
«Фабрика звёзд нашего детского сада»,
«Экологическая сказка»
Литературные
Досуги, посвящё нные творчеству писателей:
А. С. Пушкина,
А. Барто,
Н. Носова,
Г. -Х. Андерсена,
братьев Гримм и др.
Вечера чтения стихотворе-ний:
«Нам не холодно зимой»,
«Игрушки на витрине»,
«Весна, весна на улице!» Литературно-музыкальные концерты:
«Сказки Пушкина»,
«Есенинская Россия»
Драматизация литератур-ных сюжетов:
«Басни Крылова»,
«Федорино горе»,
«Чук и Гек»
Познавательные
Дидактические игры:
«Страна знаний»,
«Мир витаминов»
Познавательно-развлекательные квесты:
«Первобытные люди»,
Окончание таблицы 1
Викторины:
«Овощи»,
«Мебель»,
«Человек»,
«Деревья»,
«Фрукты».
Тематические досуги :
«Чайные традиции в мире»,
«Какой бывает хлеб» «Мир космоса»,
«Загадки планеты Земля».
Соревнования на смекалку:
«Весёлый КВН»,
«Поле чудес»
Социальные
Досуги в группе :
«Дружба»,
«День рождения»,
«В кругу семьи».
Посещение городских объ-ектов и выставок:
«Неделя безопасности»,
«Автогородок»,
«Сохраним планету чи-стой» «День знаний»,
«День пожилого человека»,
«День матери»,
«День народного един-ства»,
«День ребёнка»,
«Женский день»,
«День независимости Рос-сии»,
«День Победы»
Народные, христианские Тематические досуги в группе :
«Хэллоуин»,
«Народные приметы»,
«Пасхальный стол»,
«Обычаи нашей страны»,
«Троицын день»,
Досуги на прогулке :
«Проводы зимы»,
«Дерево желаний»,
«Веснянки»,
«Игры на Ивана Купалу» «Фольклорный праздник» (по малым жанрам УНТ,
«Пришла коляда»,
«Весёлая ярмарка»,
«Праздник русских народных игр»
Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по организации досуговой деятельности дошкольников. Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.