Оксана Хохлина
Воспитание культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы
(от 2 до 3 лет)
1. Мытье рук
Мытьё рук происходит
- утром при входе в группу;
- перед едой и после еды;
- после пользования горшком;
- после занятий с использованием красок и пластилина.
Организуется поточный метод мытья рук с
соблюдением последовательности всех операций
- закатать рукава;
- открыть кран;
- намылить руки;
- смыть пену;
- закрыть кран;
- вытереть руки и лицо на сухо своим полотенцем.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
Уместно проговаривать с детьми потешки, которые с ними заранее нужно разучить, например:
Знаем,знаем да-да-да,
Где ты прячешься вода!
Выходи,водица,
Мы пришли умыться!
2. Прием пищи
Подготовка к приему пищи
Организуются словесные и хоровые игры, чтение коротких рассказов о культуре поведения за столом, о необходимости соблюдения правил личной гигиены перед приемом пищи, полезности продуктов питани
Прием пищи
1. Привлечь внимание детей к приему пищи;
2. Пожелать друг другу : «Приятного аппетита»;
3. Во время приема пищи необходимо следить за осанкой детей;
4. Учим, как правильно держать ложку;
5. Учим как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить;
6. Учим есть аккуратно, не торопясь и не разговаривать за столом во время еды;
7. После приема пищи, так же обратить внимание детей на правила этикета – умение благодарить, например «Спасибо!»
8. После приема пищи, учим детей пользоваться салфеткой.
Перед приемом пищи, можно проговаривать потешки, например:
Умница, Наденька,
Ест кашку, сладеньку-
Вкусную, душистую,
Мягкую,пушистую.
3. Формирование навыков пользования индивидуальными предметами
Горшок
Частичные навыки должны быть объединены в одну цепочку действий
- идти в туалет;
- спускать штаны;
- садиться на горшок или на унитаз с детским сидением;
- вытереться бумагой;
- надеть штаны;
- помыть руки.
Расчёска
Расчёски родители приносят в детский сад, у каждого ребенка, должна быть своя расчёска.
Расчёсывают детей, делают причёски (косы, хвостики) воспитатель и помощник воспитателя. Но после того как ребёнок причёсан, стоит предложить ему посмотреть на себя в зеркало, полюбоваться аккуратным видом причёски. Можно предложить малышу самостоятельно расчесать чёлку.
Носовой платок и салфетки
Носовые платки дети приносят из дому, кладут в кармашек на одежде и используют по мере надобности (часто при напоминании)
Одежда
1. Учим последовательно одеваться и раздеваться;
2. Следить за своим внешним видом,
3. Предлагаем каждому поправить неполадки в одежде.
И не забываем, что действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием.
4. Одним из ведущих принципов формирования культурно-гигиенических навыков является
дидактическая игра
Игра «Водичка, водичка!»
Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания
Оборудование: две куклы.
Ход игры
Взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток!»
Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо по подражанию. При этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»
Игра "Угостим кукол чаем"
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять
предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца,
раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры:
Взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо
посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца.
Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших
гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо
действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в
чашки, куклы пили чай", произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
При формировании культурно-гигиенических навыков важно чтение художественной
К. Чуковский «Мойдодыр»
А. Барто «Девочка чумазая»
З. Александрова «Катя в яслях»
Е. Благинина «Аленушка»
И. Муравейка «Я сама»
К. Чуковский «Федорино горе»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Н. Павлова «Чьи башмачки»
З. Александрова «Вкусная Каша»
Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
«Водичка, водичка»
«Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять»
«Пошел котик на торжок»
«Мы за стол садимся кушать»
ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ!
Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.
Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо