Получи документы

Культурологические основы познавательного развития дошкольников

Екатерина Суровец
Культурологические основы познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательное развитие – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В дошкольном детстве благодаря познавательной активности у детей формируется самое главное – образ мира – представление об окружающей их действительности и о самих себе. И одним из средств в построении этой картины окружающей действительности является культура.

Публикация «Культурологические основы познавательного развития дошкольников» размещена в разделах

Д. С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

В течение ряда десятилетий во всех странах мира, в том числе и в России, наблюдается дефицит духовности, нравственности в отношении людей друг к другу, к окружающему миру. Причины этого, по нашему мнению, главным образом кроются в отчуждении культуры от личности, когда культура перестает оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие человека, а человек, в свою очередь, перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, нормами, правилами. Система воспитания и обучения дошкольников, построенная на основе культуры, позволяет ребенку успешно осваивать культурное пространство современной для него жизни. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо приобщать новое поколение к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

В последнее время в этой области наметились существенные изменения. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится главной идеей развития во всех сферах жизни, и в частности, в дошкольном образовании.

Культура для дошкольников включает в себя три основных компонента :

а) материальная культура :

основные предметы быта;

*национальные кушанья;

*транспортные средства;

*орудия труда;

б) духовная культура :

*народные обычаи, обряды, праздники;

*язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка) ;

*искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература);

в) нормативная, поведенческая культура :

*общечеловеческие нравственные качества;

*правила общения между людьми внутри.

Задача дошкольного образования в культурологическом аспекте состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей.

В нашем ДОУ созданы условия для приобщения детей к культуре своей страны, своего народа. В детском саду организован мини-музей «Край наш Тульский». Он создан с целью повышения познавательного интереса детей к своей малой Родине, к ее истории, традициям, промыслам. Основными задачами при этом являются знакомство дошкольников с культурой родного края, воспитание любви и уважения к нему. Дети очень любят посещать наш музей. Его коллекция часто пополняется новыми экспонатами, меняются экспозиции, поэтому воспитатели постоянно организуют тематические экскурсии.

Кроме того, познакомиться и наглядно-образно представить уклад жизни и быт людей, живших на территории нашего края несколько веков назад, помогает и «Русская изба» - стилизованное помещение ДОУ, посещать которое дети очень любят. Здесь собраны предметы старины и быта крестьян (посуда, утварь, игрушки и т. д., что позволяет не только послушать, но и прикоснуться в прямом смысле слова к нашему прошлому.

Также с целью обогащения знаний детей о родном крае и приобщения к его культуре детский сад ежегодно организует для воспитанников поездки в Ясную Поляну.

Экскурсии проходят как на территории музея-усадьбы, так и в Кучерской избе, где ребят знакомят с бытом русского народ.

Для знакомства детей младшего возраста с Ясной Поляной на территории детского сада создан Яснополянский уголок. Это одно из самых любимых мест дошкольников на территории.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок. Так, стало традиционным организация таких праздников как «Масленица», «Пасха», «Рождество».

На протяжении многих лет для воспитанников ДОУ совместно с щекинским художественно-краеведческим музеем организуются интегрированные занятия по ознакомлению детей с укладом жизни, бытом русского народа в далекие времена. Занятия проходят как на базе музея, так и непосредственно в детском саду. Так, например, в декабре состоялась встреча, посвященная Рождеству с участием воспитанников детской музыкальной школы, когда дошкольникам рассказали о традициях и обычаях празднования Рождества на Руси.

В феврале ребята приняли участие в росписи филимоновских игрушек, а также узнали об истории ее появления, особенностях лепки, цветах.

Кроме того, в ходе НОД по художественному творчеству дошкольники знакомятся с творчеством русских умельцев. В детском саду накопился опыт работы с дымковской, Городецкой, хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи у нас имеются пособия, конспекты НОД. Большую радость детям всех возрастов приносят русские народные игрушки и игры с ними. Дошкольники принимают активное участие в изготовлении таких игрушек: филимоновских игрушек, кукол из лоскутов, оберегов и т. д.

Наряду с приобщением детей к культуре русского народа, в детском саду созданы условия для знакомства детей с мировой культурой и, в частности, с живописью. Так, в детском саду оборудована изостудия «Акварелька», мини-галерея, где можно познакомиться с произведениями известных художников.

Подводя итог нашего выступления, можно говорить о том, что приобщение детей к культуре нашего общества – одна из основных задач современного дошкольного образования. Данный процесс способствует развитию познавательной активности и познавательной деятельности детей, что в свою очередь приводит к формированию уникальной, творческой личности каждого ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Влияние фокусов на развитие познавательной активности детей» Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в.

Пусть будет дом зеленым Образование и воспитание дошкольников в области окружающей среды и взаимодействия с ней является одним из приоритетных направлений работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурологические основы познавательного развития дошкольников
Опубликовано: 20 сентября 2013 в 14:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культурологические основы познавательного развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Суровец (УИ 132745) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД