Папки-передвижки

Культурологические основы современного воспитания дошкольников

Соня Псардиева
Культурологические основы современного воспитания дошкольников

.

Актуализация воспитания в настоящее время обусловлена, с одной стороны, изменениями в общественном сознании. Пониманием того, что все свои кризисные проблемы российское общество может решить только через воспитанного (социализированного, культурного) человека, с другой – углубляющимся кризисом гуманитарности (человечности, утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.

Публикация «Культурологические основы современного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Востребованность воспитания обусловлена и особенностями социально-педагогической ситуации современного детства : покинутостью детей и молодёжи, распространением явлений беспризорности, правонарушений, наркомании в детской и молодёжной среде, ограничением возможностей получения образования, трудоустройства, отдыха и. т. д.

Е. В. Бондаревская даёт следующее определение воспитанию : это социально обусловленный и педагогически управляемый процесс удовлетворения потребностей личности в свободном саморазвитии, общества – в нравственных людях, государства – в достойных гражданах.

Преодоление дуалистического подхода способствует новая система ценностей современного воспитания, в которой в соответствии с российской культурно-исторической традицией приоритеты отданы ребёнку, его духовному и личностному развитию, педагогической поддержке индивидуальности.

В. С. Соловьёв справедливо утверждал, что воспитание сначала должно заботиться о душе ребёнка, а потом – о его интеллекте, затем – об обществе и государстве. Эта иерархия ценностей указывает на то, что воспитание личностно-ориентированный процесс, в которой в соответствии с российской культурно – педагогической традицией приоритеты отданы ребёнку, его духовному и личностному развитию, педагогической поддержки индивидуальность. Ещё в XIX веке В. С. Соловьёв справедливо утверждал, что воспитание сначала должно заботиться о душе ребёнка, потом – о его интеллекте, затем – об обществе и государстве.

Эта иерархия ценностей указывает на то, что воспитание личностно – ориентированный педагогический процесс, в котором абсолютной ценностью являются не отчужденные от ребёнка требования к его поведению и мировоззрению, а сам человек, личность. Именно такой тип воспитания присущ демократическим обществам. Он обеспечивает:

- гуманное отношение к ребёнку;

- удовлетворение его образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов;

- ценностно-смысловое развитие личности;

- помощь в решении её жизненных проблем;

- поддержку индивидуальности;

- среду жизнедеятельности, необходимую для самореализации и свободного самоопределения личности и др.

осмыслению воспитания как личностно-ориентированного процесса способствует обращение исследователей к новым для педагогической теории методологическим принципам. Среди них – аксиологический, культурологический, синергетический, личностный, средовой подходы.

Согласно аксиологическому подходу, выбор ценностей является исходным моментом концептуализации воспитательных систем и педагогических теорий. В педагогической литературе имеется опыт классификации воспитательных систем по основанию выбранных базовых ценностей (В. Битинас). В зависимости от высших ценностей выделяются несколько типов воспитательных систем : 1) воспитание, основанное на трансцендентных ценностях; 2) воспитание, основанное на социоцентрических ценностях; 3) воспитание, основанное на антропоцентрических ценностях.

С аксиологическим тесно связан культурологический подход к воспитанию, т. е. рассмотрение его как культурного процесса, осуществляющегося в определённой культурно – информационной среде, питающей ценностно-смысловое развитие личности.

Общая цель воспитания конкретизируется путём обращения к национальным корням и индивидуальным особенностям личности. Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры человек приходит путём приобщения к национальной культуре. Осознание детьми того, в какой культуре мы живём, какой культуре принадлежим, является важнейшей задачей современного воспитания, ибо культура – это то, что, как отмечал академик Д. С. Лихачёв, «делает, людей населяющих определённое пространство, из простого населения – народом, нацией».

Под менталитетом в наших исследованиях понимается система фундаментальных ценностей, культурных традиций и норм поведения, которая явным и неявным путем, передаваясь из поколения в поколение, стала основой формирования национального образа жизни, национального ведения мира. В менталитете народа содержится нечто традиционное, составляющее ядро народной жизни, а к нему со временем приживается новое, которое, в своё время и свою очередь, превращается в традицию.

На основе изучения приоритетной направленности воспитания (на государство, общество, личность) и смысла предлагаемых изменений нами выделены следующие типы концепций современного воспитания.

1. Концепции социального воспитания (Б. П. Битинас, В. А. Бочарова, С. В. Дармодехин, А. В. Мудрик, Г. Н. Филонов, М. И. Шилова и др., основанные на идеях системно-социального проектирования. Воспитание рассматривается как социальный процесс, складывающийся из целенаправленных влияний на деятельность и поведение человека всех воспитательных институтов общества. Его цель – социализация, усвоение личностью социального опыта; смыслы изменений – в создании воспитывающей среды, обеспечение единства действий всех субъектов воспитания, коррекция субъектного опыта воспитуемых.

2. Личностно-ориентированные культурологические концепции (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков, Е. Ш. Ямбург и др., основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания. Цель – воспитание человека культуры, гражданина, нравственной личности. Смысл предлагаемых изменений состоит в переориентации воспитания на жизненные проблемы детей, ценностно-смысловое развитие личности, педагогическую поддержку индивидуальности, создание культуросообразной среды воспитания, проектирование вариативных личностно-ориентированных стратегий воспитания и др.

В концепции личностно – ориентированного воспитания культурологического типа Е. В. Бондаревская исходит из того, что личность – это человек (ребёнок, имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определённую культурную среду, обладающий свойствами субъектности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности. Личность ребёнка ещё не завершена, многое в ней только намечено, а многое ещё не успело проявиться, это не целостная духовная структура, она находится в состоянии самостоятельного поиска собственного «лика» и личностных смыслов собственного бытия. Всё это указывает на то, что приоритетной сферой развития личности является ценностно-смысловая.

Это означает, что воспитание, претендующее на управление развитием личности, должно иметь целью и главным предметом воспитательной деятельности ценностно-смыловое развитие ребёнка, показателями которого выступают социокультурная, духовно-нравственная, гражданская и личностная зрелость.

Соответственно этим видам зрелости Е. В. Бондаревская выстраивает систему обеспечивающих (базовых) воспитательных процессов, составляющих содержание современного воспитания :

- культурная идентификация, т. е. востребование культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребёнка к определённой культуре и оказания помощи в обретении им черт человека национальной культуры;

- социализация, т. е. вхождение ребёнка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности и жизнетворчества, развитие его духовных и практических потребностей, формирование «концепции жизни», осуществление жизненного самоопределения;

- духовно-нравственное развитие личности, т. е. овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др., способности делать выбор между добром и злом измерять гумастическими критериями свои поступки и поведения;

- индивидуализация, т. е. поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие её творческого потенциала, становление личностного образа ребёнка. Педагогическое управление становлением индивидуального личностного образа ребёнка предполагает разработку технологии психологического сопровождения и педагогической поддержки истории становления личностного образа ученика. Это и есть основной метод, или технология, гуманистического личностно-ориентированного воспитания. Это комплексный метод, предполагающий монографическое изучение истории и узловых событий из жизни ребёнка, педагогическую интерпретацию индивидуальных особенностей его личности, эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть, совместное с ним проектирование этапов его дальнейшего развития, адаптацию воспитательных средств к характеру ребёнка, вовлечение его в педагогические и жизненные события, раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства своего самобытного личностного образа. Чтобы личностный образ ребёнка состоялся, его жизнь должна отличаться историзмом, культурной самобытийностью, духовной целостностью. Проектирование личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребёнка в определённой культурно-событийной среде. Поэтому основное поле деятельности воспитателей – это создание культурной среды развития личности ребёнка и оказание ему помощи в нахождении своего места в ней, включение детей в процессы организации среды своей жизнедеятельности и овладения способами культурной самореализации в ней.

В работах В. С. Библера, Б. М. Бим-Бада, М. С. Кагана, Э. Б. Тайлора и др. рассматриваются закономерности исторического развития культуры, лежащее в основе народного мировоззрения, действие законов закрепления и распространения традиций. Поскольку народная культура присоединении с современной массовой культурой обогащает её и даёт возможность, как творческому движению мысли, так и практической деятельности, то в этой связи важным представляется положение о развитии ребёнка, как постепенному вхождению в диалог с миром культуры (М. М. Бахтин, В. С. Библер, А. М. Лобок и др.).

В отечественной педагогике двадцатого века к проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались учёные, изучая всесторонне её потенциал: как средство нравственного воспитания, формирование мировоззрения и развития фантазии ребёнка (В. А. Сухомлинский, как средство развития речи, образного мышления (Е. И. Тихеева, как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н. П. Сокулина, Е. А. Флёрина, как средство творческого развития ребёнка, формирования представлений у детей о народном искусстве (О. Л. Кнёзева, Т. С. Комарова, М. Д. Моханёва, А. П. Усова). Следуя принципу народности воспитания, по мнению Е. И. Тихеевой, детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа.

В психолого-педагогичских исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Современные исследования раскрывают различные аспекты художественного образования детей: обогащение содержания изобразительной деятельности на основе народного декоративно-прикладного искусства (Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина, приобщение детей к народной культуре через использование народного декоративно-прикладного искусства и фольклорных произведений в художественной деятельности (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, А. П. Усова, приобщение детей к культурным ценностям как основы развития их творчества (Т. Г. Козакова, Т. С. Комарова, Е. А. Флёрина и др.).

В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировались проблемы использования сказки как культурно-педагогического феномена в развитии дошкольника (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В, Запорожец, И. Э. Куликовская и др.). В работах В. В. Давыдова, А. В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания народных сказок, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений.

Ценности народной культуры рассматриваются как одна из основ художественной деятельности дошкольников (Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева и др., в котором они отражают своё понимание этих ценностей, выступают как свободные субъекты, способные к собственному жизнетворчеству.

Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Начало нового тысячелетия знаменуется появлением значительного числа фундаментальных работ, посвящённых теории и практике нормализации межнациональных отношений. Разрабатываются методологические основы формирования поликультурного, мультикультурного образовательного пространства. На первое место выводятся этнопедагогические факторы в разрезе педагогической защиты и поддержки ценностей учащихся разных национальностей. Более внимательно начинает изучаться опыт зарубежья. Ставится вопрос о ценностном для развития личности содержании образования, в котором должны присутствовать как общечеловеческие. Так и региональные элементы (С. Ахтырский). Последнее всё более связываются с фольклором (Н. Овсянникова. В. Лукьяненко, историческими и семейными традициями. Столь массированное обращение к национальным и межнациональным проблемам позволяет концептуально проектировать локальные поликультурные образовательные процессы.

В то же время сегодня нет ни одного исследования, которое бы обобщало и систематизировало основные материалы о диалоге культур как интегративном методе педагогического обеспечения воспроизводства бинациональной культуры. Не обнаружено, способствует ли этот самодостаточный метод комфортности детей разных национальностей, и при каких педагогических условиях это происходит.

В настоящее время отечественная педагогика развивается в трёх направлениях.

Первое направление ориентировано на формирование знаний. Умений. Навыков. Основная его цель-умственное развитие. Внимание педагогов сосредоточено на обучении.

Второе направление характеризуется введением в отечественную педагогику зарубежного опыта воспитания и образования, который не учитывает своеобразия природных условий, социально- исторических, религиозных, духовных, нравственных традиций, духовного своеобразия нашего народа.

Третье направление предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это направление видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель-воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.

Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Публикации по теме:

Духовно-нравственные основы патриотического воспитания дошкольников посредством приобщения их к культуре Терского казачества Проблема и актуальность: Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми,.

Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника «Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника». Автор. Демянко Татьяна Вячеславовна (методист).

Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания» Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении.

Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа Курсовая работа Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой.

Основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста МБОУ №35 «Малышок» г. Шадринск Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое.

Основы экологического воспитания у старших дошкольников Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период.

Освоение детьми старшего дошкольного возраста мер стоимости как основы экономического воспитания Освоение детьми старшего дошкольного возраста мер стоимости как основы экономического воспитания Процесс экономического воспитания реализуется.

Педагогические труды П. Ф. Лесгафта для современного физического воспитания Современное общество требует от педагогического сообщества воспитания гармоничной разносторонне развитой личности. Пути решения этой задачи.

Роль народной культуры, как основы эстетического воспитания дошкольников Роль народной культуры как основы эстетического воспитания дошкольников. Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс,.

Теоретические основы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВоспитание культуры поведения как задача нравственного воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурологические основы современного воспитания дошкольников
Опубликовано: 16 марта 2018 в 13:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД