Елена Баклушина
Фотоотчет «Волшебная (неньютоновская) жидкость»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: стимулировать у детей познавательный интерес посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить детей с новым материалом (неньютоновская жидкость, способами его получения и свойствами, используя элементарные приемы экспериментальной деятельности;
2. Развивающие: способствовать развитию логического мышления – умение находить общие и отличительные признаки, делать простые умозаключения и выводы по результатам исследовательской деятельности;
Публикация «Фотоотчет „Волшебная (неньютоновская) жидкость“» размещена в разделах
3. Воспитательные: побуждать проявление самостоятельности в решении проблемных ситуаций и вопросов.
Материалы: пластиковые кружечки, небольшие прозрачные контейнеры (по количеству детей, тазики небольшие для крахмала (1 на 2 ребёнка, большие прозрачные контейнеры для воды (1 на 2 ребёнка, крахмал и вода ( 2:1, небольшие мячики-попрыгунчики, игрушечные животные (по количеству детей, влажные салфетки (по количеству детей) и одноразовые полотенца.
Физика – это не только сложный школьный предмет для старшеклассников, но и интересные, достаточно простые в реализации опыты для детей. Проводить их можно всей семьёй.
Мы привыкли к тому, что жидкость льётся, как вода. Но неньютоновская жидкость особенная, она может быть тягучей, пластичной или вязкой, в зависимости от того, какое усилие к ней приложено. Состояние вещества зависит от скорости манипуляций. Если плавно наклонить стакан с неньютоновской жидкостью, она начнёт переливаться через край, как сметана. Но если перевернуть стакан быстро, то всё вещество затвердеет и останется на дне.
Лепка неньютоновской жидкости руками способствует развитию сенсорной чувствительности, совершенствованию мелкой моторики. Занятия действуют успокаивающе, снижают возбудимость, тренируют усидчивость и аккуратность. Поэтому мы очень рекомендуем провести эксперимент с ребёнком, а мы расскажем, как это сделать.
Почему неньютоновскую жидкость так назвали
Исаак Ньютон – учёный, физик, который сделал множество научных открытий. Одна из его идей заключалась в изучении свойств жидкостей, а именно – их вязкости. Он предложил формулу, согласно которой консистенция жидкостей не меняется в зависимости от скорости движения. Какой-то период эта идея была главенствующей в научном мире, пока не нашли такие жидкие субстанции, которые противоречат этой формуле. Тогда произошло разделение всех жидкостей на ньютоновские и неньютоновские. Одни имеют постоянную вязкость, как вода, а другие –
изменчивую. Названия произошли от имени учёного.
В неньютоновских жидкостях густота субстанции зависит от возникающего при движении
внутреннего трения между частицами. Чем больше скорость, тем выше трение и,
соответственно, более густая консистенция. По такому принципу «работает» популярная
игрушка для детей HandGum, которую также называют умным пластилином или жвачкой для рук.
Мы сегодня будем заниматься очень важным вопросом – изучать волшебную жидкость. У нее очень сложное название – Неньютоновская жидкость.
- Когда то давно жил учёный по имени Исаак Ньютон. Он изучал свойства жидкостей.
- Скажите, а какие жидкости вы знаете?
- Какими свойствами обладает жидкость? (течёт, переливается, расплёскивается, некоторые предметы в ней тонут)
- Посмотрите, вот у меня в миске обычная вода. Я могу её перелить. А если я брошу в неё попрыгун, что будет? (вода разбрызгается и он утонет) (Показываю)
- А можно из воды что-нибудь слепить? Почему? (ответы детей)
- А если я постучу по воде ладонью, что будет? (ответы)
- Вот у меня волшебная жидкость. Посмотрите. (раствор в прозрачной банке. Бултыхаю его, чтоб дети видели, что он жидкий и переливаю в миску)
- Льётся?
- А вот теперь посмотрите, что произойдёт, если я постучу по этой жидкости ладонью. (быстро стучу и показываю детям сухие пальцы)
- Попробуйте. Только стучать надо быстро. (даю попробовать детям).
- Какая на ощупь эта жидкость? (твёрдая)
- А вот если палец опускать медленно, он утонет. (показываю)
- Давайте бросим в неё попрыгун, что произойдёт? (Ответы. Бросаю попрыгун)
- Эта жидкость меняет свои свойства от скорости работы с ней. Если с ней что-то делать быстро – она будет твёрдой, а если медленно – она станет жидкой.
- Хотите сами приготовить неньютоновскую жидкость?
- Для этого нам понадобится обычная вода и крахмал.
- Из чего делают крахмал? А что из него готовят?
- Ещё нам нужна мерная кружечка. Ведь наука любит точность!
Насыпаем в свой контейнер 2 полных кружки крахмала и добавляем туда 1 кружку воды. Теперь одной рукой придерживайте контейнер, а второй надо всё хорошо перемешать.
- Неньютоновская жидкость готова. Какого она цвета? Запаха? Что вы ощущаете, когда опускаете в нее руки? Какая она на ощупь? Вам приятно к ней прикасаться?
- Поможете мне доказать, что жидкость действительно волшебная и отличается от простой воды?
Опыт 1
- Побейте по ней быстро пальцами. А теперь опустите пальцы медленно – они тонут. А что будет, если ладонь попробовать быстро вытащить?
Опыт 2
- Возьмите пластмассовых животных и потопайте быстро по жидкости. А теперь просто поставьте их на жидкость. Видите, они тонут. Вот так же происходит и на болоте, в трясине. Если кто-то попадает в болото, выбираться надо медленно, тогда болото будет жидким и не затянет.
Опыт 3
- Попробуйте слепить комок. Быстро-быстро сжимайте жидкость в кулаке. Получается. А теперь разожмите ладошку. Жидкость растекается.
Даю детям время поиграть с жидкостью.
- Такие свойства воде придаёт крахмал. Всё что нас окружает, все предметы состоят из молекул. Это очень-очень маленькие частицы. В обычной жидкости молекулы разрываются, а в крахмале они растягиваются как пружинка. Давайте посмотрим видео из передачи «Галилео».
- Так с какой же жидкостью мы с вами сегодня познакомились? (неньютоновской)
- Почему она так называется?
- Чем она отличается от обычной жидкости?
- Молодцы, ребята. А вы запомнили как приготовить неньютоновскую жидкость?