Татьяна Шакало
Квест-игра в подготовительной к школе группе «Путешествие по народным промыслам Брянского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Квест – игра
(интегрированная образовательная деятельность)
«Путешествие по народным промыслам Брянского края»
(подготовительная к школе группа «Считалочка»)
Цель: приобщение к культурно-историческому наследию Брянского края, воспитание чувства патриотизма.
Программные задачи:
Публикация «Квест-игра в подготовительной к школе группе „Путешествие по народным промыслам Брянского края“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Квест-игры и викторины
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Расширять представления детей о народных промыслах Брянщины.
Продолжать знакомить с названиями некоторых городов Брянской области.
Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Народные промыслы Брянского края».
Закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое.
Воспитывать у детей уважительное отношение к русской культуре; чувство гордости и любовь к родному краю.
Развивать познавательный интерес к истории, традициям и промыслам Брянского края;
Развивать умение отгадывать загадки; классифицировать предметы различных народных промыслов по существенному признаку, обобщать их.
Предварительная работа: заучивание наизусть стихов о Брянском крае; беседы о героях русских былин; дидактические игры «Симметричные предметы», «Для чего и из чего»; рассматривание альбомов «Народные промыслы Брянской области»; экскурсия в мини-музей «Народные традиции и промыслы Брянской области»; рассматривание карты Брянской области; рассказы воспитателя об истории происхождения названий городов Брянской области; знакомство со сказкой «Сказка о том, как брянский бычок себе узор искал».
Материалы и оборудование: видеопроектор, видео- и аудиозаписи, музыкальный центр, шаблоны гончарной посуды, ножницы, простые карандаши, цветная бумага, глиняные народные игрушки, таз с кварцевым песком, поднос, карточки с изображением этапов валяния валенок, ключ, 2 лопатки, 2 ведра (детских, 2 деревянных ложки, карта Брянской области, корзина, ёлочные игрушки, валенки, свёртки из бумаги, мольберт, столы; салфетки, рушники или скатерти для накрывания столов, таблички с названиями городов.
Ход:
Воспитатель: Ребята, мне пришло электронное письмо от Василисы Прекрасной, давайте его откроем (берёт пульт, нажимает, словно открывает).
(Видеопрезентация с озвучкой)
1) Здравствуйте, ребята!
Меня похитил Соловей-разбойник и посадил в высокую тёмную крепость, а дверь заколодовал».
2) Открыть дверь темницы можно только с помощью слова, которое зашифровано в ребусе. Соловей разделил ребус на части и спрятал их в разных городах Брянской области.
3) Укажет вам путь к частям ребуса – Волшебная карта.
Нужно будет только сказать: «Карта, карта ты приди, верный путь нам укажи!»
4) Ребята, пожалуйста, спасите меня!
Воспитатель: Ребята, спасём Василису? Мы же не оставим её в беде? Нам пора отправляться в путь, чтобы найти весь ребус. Отправимся?
Воспитатель: Перед началом пути давайте с вами разомнемся.
Физминутка (проводит ребёнок)
Мы по городу шагаем, (идут по кругу)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины, (поворот туловища влево)
Ярмарки и магазины, (поворот туловища вправо)
Скверы, улицы, мосты, (смотрят вдаль, привставая на цыпочках)
И деревья и кусты!. (Потянулись вверх - присели)
Ведь всего не описать,
Василису нам пора спасать! (Бег на месте или хлопки в ладоши)
Воспитатель: Итак, пора. А чтобы знать, куда путь держать, нам поможет волшебная карта. Карта, карта, ты приди, верный путь нам укажи!
(Появляется на экране карта с первой стрелочкой)
Воспитатель: - Ребята, указан путь в Карачев! (идут за воспитателем и произносят слова) «По дорожкам, по тропинкам друг за другом мы пойдём, может быть, в Карачеве часть ребуса найдём».
1. Карачев
Воспитатель: Итак, добрались мы до первого города, где побывал Соловей. (звучит звукозапись «Звуки природы – сова»)
Воспитатель: Ребята, слышите. Кто это? (ответы детей). Даже как-то жутко стало. Знаете, название города «Карачев» в переводе с тюркского языка означает «чёрный лес», т. к он раньше был окружён дремучими Брынскими (брянскими) лесами. И по преданию Соловей-разбойник был родом из этого древнейшего города. Упоминание о Карачеве не раз встречается в сказаниях и былинах об Илье-Муромце.
(на столе лежит рядом с сундуком свёрток).
Воспитатель: Ребята, а Соловей не так прост. Он оставил нам задание. Нужно отгадать загадки и тогда мы сможем открыть сундук и посмотреть, что же там. А вдруг там часть ребуса?
«Загадки»
1. Встанет ёлочка в углу
У окошка на полу,
А на ёлке до макушки
Разноцветные…. (игрушки)
2. Дед Мороз с детьми играл,
Рассмеялся и сказал;
- У меня в мешке загадки,
Отгадайте их, ребятки…
Что за длинные игрушки:
Не гирлянды, не хлопушки.
И висят не для игры!
То стеклянные … (шары)
3. И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая
Пятигранная… (звезда)
Воспитатель: С заданием мы справились. Давайте откроем сундук. И здесь мы видим (ответы детей… Ёлочные игрушки). А почему загадки были именно о ёлочных игрушках. Как вы думаете? Каким промыслом знаменит город Карачев? ( ответы детей: производство ёлочных игрушек). (Смотрят, в сундуке часть ребуса.)
Воспитатель: Мы нашли часть ребуса. Идём дальше, нам нужно торопиться. Давайте обратимся к карте: «Карта, карта, ты приди, верный путь нам укажи!»
2. Новозыбков
Воспитатель: «По дорожкам, по тропинкам друг за другом мы пойдём, может быть, в Новозыбкове часть ребуса найдём».
Воспитатель: Итак, добрались мы до следующего города, где побывал Соловей.
Новозыбков издревле славится деревянным промыслом. (рассматривают на столе изделия из дерева, видят свёрток). Задание от Соловья.
«Назвать промыслы и найти лишний»
Д / И «Четвёртый лишний» (дети смотрят на экран, называют каждый промысел и определяют лишний).
Воспитатель: С заданием мы справились. Давайте внимательно посмотрим. (находят на столе часть ребуса). Куда же нам идти дальше?
3. Унеча
Воспитатель: «Карта, карта, ты приди, верный путь нам укажи!» (смотрят на карту). «По дорожкам, по тропинкам друг за другом мы пойдём, может быть, в Унече часть ребуса найдём».
Воспитатель: Итак, добрались мы до третьего города, где побывал Соловей. (видят стол с народными игрушками и свёрток). Задание от Соловья.
«Среди народных игрушек нужно найти унечскую глиняную игрушку. Чем она отличается от других глиняных игрушек? Назовите также другие виды народных игрушек»
Воспитатель: Чтобы выполнить это задание, нам нужно вспомнить «Сказку о том, как брянский бычок себе узор искал» и тогда сразу сможем отыскать глиняные игрушки нашего Брянского края.
Воспитатель: С заданием мы справились. Ищем часть ребуса (находят часть ребуса). Нужно идти дальше. И путь предстоит нам ещё далёкий. Нужно отдохнуть.
Игра малой подвижности «Дружба»
Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:
Мы идем по кругу
Найдем себе друга
Найдем себе друга
Найдем себе дружка
По окончании текста, дети останавливаются. Педагог говорит: Раз, два, три, друга себе найди! После этих слов дети должны найти себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встаёт в центр круга. Включается музыка. Звучит русская народная песня «Ах вы сени мои сени», под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.
Педагог может подать и другие команды:
-Раз, два, три двух друзей себе найди
-Раз, два, три трёх друзей себе найди
При последнем повторении игры педагог может произнести: Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать. В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группе.
4. Трубчевск
Воспитатель: Ребята, нам пора продолжать свой путь. Карта, карта, ты приди, верный путь нам укажи!» (смотрят на карту).
«По дорожкам, по тропинкам друг за другом мы пойдём, может быть, в Трубчевске часть ребуса найдём».
Воспитатель: Добрались мы до четвёртого города, где побывал Соловей. (видят гончарные изделия и свёрток с заданием). Интересно, что на этот раз он придумал! Только на этот раз не Соловей придумал задание. Здесь случилось следующее:
«У гончара от свиста Соловья-разбойника разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Нужно сделать образцы его работ, по которым он сделает новую глиняную посуду! Поможем гончару?»
(дети обводят на бумаге по контуру половинку вазы и вырезают. Выполняют под спокойную музыку)
Пальчиковая гимнастика «За работу»
Ну - ка, братцы, за работу, (работают кулачки-ладошки)
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить, (загибать пальцы на каждую строчку)
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь, (работают кулачки –ладошки)
Песни петь да плясать, (встряхивать кистями рук в воздухе)
Наших деток забавлять. (руки в «замок», пальцы вверх-вниз)
(Все полученные вазы кладут на поднос)
Воспитатель: С заданием мы справились. И гончары благодарят нас и дарят ещё часть ребуса. Идём дальше.
5. Почеп
Воспитатель: «Карта, карта, ты приди, верный путь нам укажи!» (смотрят на карту). «По дорожкам, по тропинкам друг за другом мы пойдём, может быть, в Почепе часть ребуса найдём».
Воспитатель: Итак, добрались мы до пятого города, в котором побывал Соловей. Каким промыслом знаменит город Почеп? (ответы детей)
(видят валенки и свёрток с заданием). Задание от Соловья.
«Как получаются валенки»
(воспитатель называет этап изготовления валенок, а дети находят соответствующую этому этапу картинку и выкладывают на мольберт)
Воспитатель: С заданием мы справились. И вот нашли часть ребуса. Ребята, давайте поторопимся, чтобы спасти Василису из крепости.
6. Дятьково
Воспитатель: «Карта, карта, ты приди, верный путь нам укажи!» (смотрят на карту). «По дорожкам, по тропинкам друг за другом мы пойдём, может быть, в Дятьково часть ребуса найдём».
Воспитатель: Город Дятьково известен тем, что еще в далекие времена там появился стекольный промысел. Был построен хрустальный завод, несколько стекольных заводов, на которых изготавливали хрустальную и стекольную посуду. Завод стеклоделия основан русскими промышленниками Мальцовыми. Мастера на заводе изготавливают посуду ручной работы, необычные сувениры на любой вкус, а также вазы, салатники и многое другое. Есть мастера стеклодувы, которые выдувают из стекла различные изделия, а есть стекловары. Которые приготавливают стеклянную массу для изготовления изделий из стекла. Для изготовления таких изделий добывали кварцевый песок. Ребята, мастера Мальцовы отправили нам послание, только где оно? (видят таз с песком и свёрток с заданием). Задание:
«Добыча песка»
(Ребята, мастера стекольного промысла просят нас помочь и набрать им вёдра кварцевого песка для изготовления изделий. Сейчас разделитесь на две команды по цветам своего браслета. Каждый из вас в деревянной ложке перенесёт песок в ведро и поможет мастерам стекольного промысла. В песке находят последнюю часть ребуса).
Воспитатель: Вот и нашли мы все части ребуса. Скорее спешим в Брянск, чтобы сложить и разгадать его!
(подходят к мольберту, выкладывают части ребуса. Читают: РОДИНА)
Воспитатель: Ребята, давайте громче произнесём это слово! РОДИНА! Да, ребята, Родина!
( на экране видео: Василиса говорит)
-Ребята, спасибо вам за то, что спасли меня! Теперь я тоже отправлюсь на свою Родину! До свидания!
Воспитатель: Ребята, какие задания мы сегодня выполняли в поисках ребуса? (ответы детей)
Воспитатель: Что для вас было самым трудным? (ответы детей)
Воспитатель: Самым лёгким? (ответы детей)
Воспитатель: По каким городам мы сегодня путешествовали? (ответы детей)
Воспитатель: Какой народный промысел распространён в Почепе? А в Унече? В Дятьково? (ответы детей)
Воспитатель: Это города Брянской области. Ребята, Кирилл и Егор выучили стихи про наш Брянский край. Давайте их послушаем. (дети читают стихи)
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за стихи. Пора нам возвращаться домой. (Уходят под весёлую музыку)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 147 «Голубые дорожки» г. Брянска
Квест-игра
в подготовительной к школе группе «Считалочка»
Тема: «Путешествие по народным промыслам Брянского края»
Подготовил и провел воспитатель:
Шакало Т. А.
Брянск – 2023 г.